Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа
Целью моей работы является изучение основных вопросов развития мозга, а также рассмотрение основных психических свойств человека. Для выполнения работы выделяются следующие задачи:
- Рассмотрение развития мозга человека;
- Изучение психических свойств человека (темперамент, способности, мотивации, характер).
Введение
Глава I. Развитие мозга человека
1.1 Исследование мозга
1.2 Строение мозга
1.3.Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение
Глава II. Психические свойства человека
2.1 Понятие психики
2.2 Психические свойства
2.2.1 Темперамент
2.2.2 Способности
2.2.3 Мотивации
2.2.4 Характер
Заключение
Список литературы
3. Для организации адаптивного
приспособительного поведения
4. Отражение активно (например,
на уровне чувственного
5. Отражение избирательно, его результаты
зависят от множества внешних
и внутренних условий. Поэтому
отражение одного и того же
объекта в разных условиях
и ситуациях может быть
6. Психическое отражение имеет свои собственные законы.
7. У человека отражение связано с творчеством.
Соответственно поведение
Глава II. Психические свойства человека
2.1 Понятие психики
Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
Психику нельзя свести просто к нервной
системе. Психические свойства являются
результатом
Но от психических процессов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, составляют основание самой личности и определяют ее психологический облик.
Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, - это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.
2.2 Психические свойства
Психические свойства - не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, - в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности.
Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют, скорее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.
Психические свойства личности - ее способности
и характерологические черты - формируются
в ходе жизни. Психические свойства
- это индивидуальные особенности
психической деятельности конкретного
человека, особенности его психического
состояния, его межличностных и
личностно-социальных отношений, которые
позволяют описывать и
Психические свойства - наиболее общее
родовое понятие для всех более
частных психодиагностических свойств.
Врожденные особенности организма
являются лишь задатками, - весьма многозначными,
которые обусловливают, но не предопределяют
психические свойства человека. На
основе одних и тех же задатков
у человека могут выработаться различные
свойства - способности и черты
характера в зависимости от хода
его жизни и деятельности не только
проявляются, но сформируются. В работе
- учении и труде - складываются и
отрабатываются способности людей;
в жизненных деяниях и
Говоря о психических
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность
не может быть врожденной. Человек
не рождается на свет, уже имея какие-нибудь
определенные способности или черты
характера. Врожденными могут быть
только некоторые анатомические
и физиологические особенности
организма, некоторые особенности
нервной системы, органов чувств
и - что особенно важно - мозга. Эти
анатомо-физиологические
Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Выделяются четыре основных психических свойства:
1. Темперамент.
2. Способности.
3. Мотивации.
4. Характер.
2.2.1 Темперамент
Совсем не случайно именно с изучения темпераментальных признаков начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. Телесные, или конституциональные, особенности человека привлекали внимание врачей и ученых, мыслителей и художников.
Темперамент - совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.
Выделяются три сферы
- активность общая;
- особенности моторной сферы;
- свойства эмоциональности.
Темперамент - первичная форма объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.
Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого - смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.
Темперамент определяется скоростью
психических процессов или
а) холериков,
б) флегматиков,
в) сангвиников
г) меланхоликов.
Ей соответствует
а) сильный неуравновешенный;
б) сильный уравновешенный инертный;
в) сильный уравновешенный подвижный
г) слабый.
Если темперамент
2.2.2 Способности
Способности - устойчивые психологические
свойства людей, которыми они отличаются
друг от друга и от которых зависят
их достижения в различных видах
деятельности. Способный человек
умеет делать определенное дело, причем
таким образом, что это получает
высокую оценку со стороны окружающих.
Понятие о способностях является
относительным и социально
С древнейших времен и до XVIII в. способностями назывались все возможные психологические качества человека. После доказательства того, что не все способности врожденные, способностями стали называть такие психологические качества, которые приобретаются в процессе жизни. Современное представление о способностях сложилось лишь в XX в.
Способности - это индивидуально-
Способности можно классифицировать на:
Природные (или естественные) способности,
в основе своей биологически обусловленные,
связанные с врожденными
Специфические человеческие способности,
имеющие общественно-
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
- общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.);
- специальные, определяющие
успехи человека в отдельных
видах деятельности и общения,
где необходимы особого рода
задатки и их развитие (способности
математические, технические, литературно-
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;
- практические, лежащие в основе
склонности к конкретно-
- учебные, которые влияют
на успешность педагогического
воздействия, усвоение
- творческие, связанные с успешностью
в создании произведений
- способности к общению,
- предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
2.2.3 Мотивации
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Мотивации - потребности человека,
в основе которых лежат эмоциональные
процессы, в ходе которых происходит
положительная или
Мотивация - основа жизни и деятельности всех живых организмов. Представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.