Психология как свойство мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение основных вопросов развития мозга, а также рассмотрение основных психических свойств человека. Для выполнения работы выделяются следующие задачи:
- Рассмотрение развития мозга человека;
- Изучение психических свойств человека (темперамент, способности, мотивации, характер).

Содержание работы

Введение
Глава I. Развитие мозга человека
1.1 Исследование мозга
1.2 Строение мозга
1.3.Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение
Глава II. Психические свойства человека
2.1 Понятие психики
2.2 Психические свойства
2.2.1 Темперамент
2.2.2 Способности
2.2.3 Мотивации
2.2.4 Характер
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология курсовая.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

3. Для организации адаптивного  приспособительного поведения требуется  постоянная интеграция результатов  отражения внешней среды и  внутренних состояний.

 

4. Отражение активно (например, на уровне чувственного познания  – прислушивание, ощупывание, обнюхивание  и т.п.).

 

5. Отражение избирательно, его результаты  зависят от множества внешних  и внутренних условий. Поэтому  отражение одного и того же  объекта в разных условиях  и ситуациях может быть существенно  различным, что обеспечивает адекватность  отражения и поведения.

 

6. Психическое отражение имеет  свои собственные законы.

 

7. У человека отражение связано  с творчеством.

Соответственно поведение всегда таково, какова складывающаяся в мозге  субъекта картина его внешнего и  внутреннего мира. А особенность  психологии в том, что она изучает  психику не как нечто непосредственно  данное, а опосредованно, через анализ ее внешних проявлений (поведение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Психические свойства человека

 

2.1 Понятие психики

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в  активном отражении субъектом объективного мира.

Психику нельзя свести просто к нервной  системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в  себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических  процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Но от психических процессов  надо все же отличать психические  свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, составляют основание самой личности и определяют ее психологический облик.

Психические процессы и психические  свойства личности фактически неотрывны  друг от друга.      С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, - это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.

 

2.2 Психические свойства

Психические свойства - не изначальная  данность; они формируются и развиваются  в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается  сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так  и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она  формируется, действуя, в ходе своей  деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических  процессов к изучению психических  свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, - в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности.

Поэтому изучение психологической  стороны деятельности является не чем  иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются  все стороны психики. Но не все  психическое содержание действия или  поступка человека, не всякое психическое  состояние в равной мере может  быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали  бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем  психическом содержании характеризуют, скорее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Психические свойства личности - ее способности  и характерологические черты - формируются  в ходе жизни. Психические свойства - это индивидуальные особенности  психической деятельности конкретного  человека, особенности его психического состояния, его межличностных и  личностно-социальных отношений, которые  позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические свойства - наиболее общее  родовое понятие для всех более  частных психодиагностических свойств. Врожденные особенности организма  являются лишь задатками, - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные  свойства - способности и черты  характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но сформируются. В работе - учении и труде - складываются и  отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках  формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и  взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно  обусловливает образ мыслей и  побуждений, весь строй, склад, или психический  облик, личности.

Говоря о психических свойствах  личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность»  характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет  неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его  способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются  в ходе жизни. Это - особенности более  или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в  человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность  не может быть врожденной. Человек  не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты  характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические  и физиологические особенности  организма, некоторые особенности  нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти  анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между  людьми, называются задатками. Задатки  имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

 

Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет  протекать жизнь человека.

Выделяются четыре основных психических  свойства:

1.  Темперамент.

2.  Способности.

3.  Мотивации.

4.  Характер.

 

2.2.1 Темперамент

Совсем не случайно именно с изучения темпераментальных признаков начинается история систематического познания природы человеческой индивидуальности. Телесные, или конституциональные, особенности человека привлекали внимание врачей и ученых, мыслителей и художников.

Темперамент - совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств  человека, обусловливающих динамические особенности его психической  деятельности, психических состояний  и поведения.

Выделяются три сферы проявления темперамента:

- активность общая;

- особенности моторной сферы;

- свойства эмоциональности.

Темперамент - первичная форма объединения  различных процессов и свойств  человека, благодаря которым складывается личность. Он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

Учение о темпераменте и его  типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя  гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого - смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь - тепло, слизь - холод, желтая желчь - сухость, черная желчь - влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.

Темперамент определяется скоростью  психических процессов или скоростью  формирования условных рефлексов. Известно деление людей по темпераменту на:

а) холериков,

б) флегматиков,

в) сангвиников

г) меланхоликов.

Ей соответствует классификация  типов высшей нервной деятельности:

а) сильный неуравновешенный;

б) сильный уравновешенный инертный;

в) сильный уравновешенный подвижный

г) слабый.

Если темперамент соответствует  скорости, то способности можно сравнить с ускорением. Это оценка скорости приращения, приобретения опыта.

 

2.2.2 Способности

Способности - устойчивые психологические  свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которых зависят  их достижения в различных видах  деятельности. Способный человек  умеет делать определенное дело, причем таким образом, что это получает высокую оценку со стороны окружающих. Понятие о способностях является относительным и социально обусловленным.

С древнейших времен и до XVIII в. способностями  назывались все возможные психологические  качества человека. После доказательства того, что не все способности врожденные, способностями стали называть такие  психологические качества, которые  приобретаются в процессе жизни. Современное представление о  способностях сложилось лишь в XX в.

Способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся  у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности проявляются через  динамику результатов деятельности за определенный отрезок времени. У  разных людей могут быть по разному выражены способности со стороны отдельных психических процессов.

Способности можно классифицировать на:

Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии  элементарного жизненного опыта  через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности  в свою очередь подразделяются на:

-  общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.);

-  специальные, определяющие  успехи человека в отдельных  видах деятельности и общения,  где необходимы особого рода  задатки и их развитие (способности  математические, технические, литературно-лингвистические,  художественно-творческие, спортивные  и т.д.);

-  теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;

-  практические, лежащие в основе  склонности к конкретно-практическим  действиям. Сочетание этих способностей  свойственно лишь разносторонне  одаренным людям;

-   учебные, которые влияют  на успешность педагогического  воздействия, усвоение человеком  знаний, умений, навыков, формирования  качеств личности;

-  творческие, связанные с успешностью  в создании произведений материальной  и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень  творческих проявлений личности  называется гениальностью, а высшая  степень способностей личности  в определенной деятельности (общении)  – талантом;

-  способности к общению, взаимодействию  с людьми;

-  предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Человек, способный ко многим и  различным видам деятельности и  общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие  деятельности и общения.

 

2.2.3 Мотивации

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих  актов мотивы, будучи динамическими  образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах  совершения поступка, и поведенческий  акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной  мотивации.

Мотивации - потребности человека, в основе которых лежат эмоциональные  процессы, в ходе которых происходит положительная или отрицательная  оценка результатов деятельности.

Мотивация - основа жизни и деятельности всех живых организмов. Представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к  удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.

Информация о работе Психология как свойство мозга