Психология межличностного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Ссоры и конфликты - это непростые жизненные ситуации, они разнообразны, возникают довольно часто и хорошо знакомы каждому из нас. За редким исключением, конфликты даются людям нелегко, у них высокая психологическая цена - обилие отрицательных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, чувство вины. Вместе с тем, конфликт в группе, как и любой межличностный конфликт, часто несет в себе мощный позитивный заряд, так как выступает генератором новых межличностных отношений в группе, новых групповых структур. К нему нельзя относиться однозначно негативно, так как конфликт стимулирует развитие коллектива.
Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………...3-4

1.Межличностный конфликт………………………………............5-6
1.1 Особенности межличностного конфликта…………………….7
1.2 Причины и виды межличностных конфликтов……….…....9-11
2. Функции межличностного конфликта………………………..12-14
3. Межличностные стили и методы разрешения конфликтов....15-17
Заключение………………………………………………………....18-20
Список использованной литературы…………………………………21

Файлы: 1 файл

соц псих.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Саратовский государственный технический университет

Институт  Развития Бизнеса и Стратегий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

      по дисциплине «Социальная психология»

 

                     на тему: Психология межличностного конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

1 курса заочного отделения     МНЖ-111   Захарова И.С.

  

                                                             

                                                                Проверил: доцент кафедры ММЛ

                                Семенец О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов  2011

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………...3-4

 

1.Межличностный конфликт………………………………............5-6

  1.1 Особенности межличностного конфликта…………………….7

  1.2 Причины и виды межличностных конфликтов……….…....9-11

2. Функции межличностного конфликта………………………..12-14

3. Межличностные стили и методы разрешения конфликтов....15-17

Заключение………………………………………………………....18-20

Список использованной литературы…………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Ссоры и конфликты - это непростые жизненные ситуации, они разнообразны, возникают довольно часто и хорошо знакомы каждому из нас. За редким исключением, конфликты даются людям нелегко, у них высокая психологическая цена - обилие отрицательных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, чувство вины. Вместе с тем, конфликт в группе, как и любой межличностный конфликт, часто несет в себе мощный позитивный заряд, так как выступает генератором новых межличностных отношений в группе, новых групповых структур. К нему нельзя относиться однозначно негативно, так как конфликт стимулирует развитие коллектива.

   Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда  были  одними  из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений  культуры  и  искусства.

Противоречия   в   природе,   обществе   и    мышлении,    столкновение противоположных желаний и мотивов в  человеческой  душе,  борьба  между людьми, общественными классами, государствами – все это было  предметом размышлений философов на протяжении  многих  веков.  Немало  интересных мыслей на этот счет можно найти у Ф.Бэкона и Декарта,  Локка  и  Канта, Гегеля и Маркса, В.Соловьева и Н.Бердяева, а также у других мыслителей. Обыденное сознание является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.

   Можно жить, обходясь без слова  «конфликт»,  но  нельзя  жить  без конфликтов. Вряд ли найдется такой человек, который никогда не  попадал ни в какие конфликты. Однако  хотим  мы  того  или  нет,  но  конфликты  в  нашей  жизни неизбежны, и остается лишь позаботиться о том,  чтобы  уменьшить  вред, который они способны принести, и, если возможно, извлечь из них  какую-то пользу. А для этого необходимо знать, что  такое  конфликт,  как  он возникает, и что с ним делать. Нахождение  причины  конфликта  является его разрешением.

   Межличностные конфликты – самый распространенный тип конфликтов, с

которым люди сталкиваются практически каждый день в той  или иной форме. Конфликт, особенно в настоящее нестабильное время, является  одним из важнейших неразрешенных вопросов для человека, хотя  о  конфликте  и его причинах уже сказано очень много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Межличностный  конфликт

 

     Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они характеризуются теми же признаками, что и любые конфликты: наличие значимых для сторон противоречий; необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших противоречий, реализацию собственных интересов и  т. д.

     Традиционно этот тип конфликта считается самым распространенным в социальной среде. Среди психологических причин возникновения межличностных конфликтов обычно выделяются: низкая культура общения, грубость; отрицательная установка сторон по отношению друг к другу; напряженные взаимоотношения сторон; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, коммуникативная некомпетентность, завышенная самооценка или уровень притязаний, акцентуации характера).

       В социуме существуют как формальные, так и неформальные группы, которые устанавливают свои нормы и правила поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление личности от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, поэтому возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт такого типа – конфликт между группой и ее лидером, руководителем.

       Здесь необходимо выделить значение такого явления, как конформизм, заключающийся в изменении мнения члена группы под давлением самой группы. Конформизм является одним из базовых способов преодоления возникших противоречий и напряжений между личностью и группой, когда именно личность справляется с разрешением конфликтной ситуации.

      Таким образом, межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Особенности  межличностного конфликта

 

       В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

   Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

     Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

 

1.2 Причины и виды межличностных конфликтов

 

  Выявление причинной  обусловленности конфликтов в  общении также может служить  основой для построения целостной  концепции их предупреждения  и разрешения. Причинность конфликтных  ситуаций чрезвычайно сложна. В  реальном общении причины конфликтов  выстраиваются в причудливые  цепочки, которые носят как  объективный, так и субъективный, как рациональный так и иррациональный характер. Причем, причины межличностных конфликтов имеют свои особенности, так как их масштабы и формы во многом отличаются от причин социальных конфликтов.

      Конфликты в общении возникают по следующим причинам:

  во-первых, из-за ценностной и целевой «несовместимости» участников общения. Если один партнер ориентируется на материальные ценности, а другой - на духовные, или если оба ориентированы на одни и те же материальные ценности (это так называемый конфликт ресурсов), то причина конфликта, можно сказать, уже существует. Если кто-то ориентируется на ценности сущего, а другой - на ценности должного, если один, к примеру, стоит на защите позиции принципиального ненасилие и добра, а другой постоянно и беспринципно выступает за выгодные компромиссы, то гармонии в ценностной сфере, можно сказать, уже нет. Конфликты могут возникать и тогда, когда один партнер ориентирован в своем поведении, в своем общении на ценность долга, а другой на ценность удовольствия и т.д.

  во-вторых, конфликты в общении возникают из-за дисгармонии потребностей, мотивов (моральных, аморальных), психических и моральных качеств, антипатии, «несходства характеров», непонимания индивидуальных особенностей партнеров по общению, психологических (истеричность, несдержанность, агрессивность, неуравновешенность и др.), моральных (эгоистичность, нетерпимость, необязательность, жестокость, чванство, корыстолюбие, косность, высокомерность, снобизм, лживость, бестактность, наглость и др.) и национальных предрассудков.

   в-третьих, возможно возникновение конфликтов из-за несоответствия стиля, манеры, этических норм и правил общения (вследствие разного воспитания и биосоциальных особенностей человека у него формируются определенные стереотипы общения, которые рано или поздно приводят к формированию явных противоречий и, возможно, конфликтов).

   В реальном общении эти группы причин, конечно же, самым тесным образом взаимосвязаны, порой причудливо и неповторимо переплетаются, определяя, как правило, их возможные последствия и намечая способы их разрешения. Таким образом, всю совокупность причин, вызывающих возникновение конфликтов в общении, можно условно разделить на три группы: аксиологическая группа причин, антропологическая и прагматическая. Доминирующей в каждой из этих групп причин и общей, связывающей их все воедино, является категория морального достоинства: ущемление достоинства в каких бы формах это не происходило является основной возникновения конфликтов. В реальном общении, конечно же, все разновидности причин, вызывающие конфликты, самым тесным образом переплетаются в комплексные причины, структура которых зависит от самых разных обстоятельств, объективного и субъективного характера.

      Видов конфликтов, кажется, еще больше, чем порождающих  эти конфликты причин, и, наоборот, один и тот же конфликт может  быть вызван различными причинами.  В зависимости от выбора критериев  деления существуют различные  классификации видов конфликтов.

Первая группа - это конфликты, связанные с сознательной фрустрацией  личного достоинства человека, которое  выражается в ущемлении каких-либо потребностей и связано, как правило, с нарушением норм и правил общения. Так называемое общение «сверху» очень часто приводит к подобного рода конфликтам. Если, например, человек помогает другому только ради того, чтобы продемонстрировать свой авторитет и возможности своих связей и подчеркнуть «ничтожество, слабость и бесперспективность» того, кто по крайней нужде или недомыслию принимает такую помощь, то можно утверждать, что такое общение потенциально «конфликтогенно», так как оно нарушает ценность человеческого достоинства, потребность человека в самоуважении, в равенстве, в доверии. И реализуется такое общение в обстановке нарушения гуманных норм и правил общения. В такого рода конфликтах при проявления протеста со стороны потерпевшего партнер не меняет своего решения и продолжает занимать такую же негуманную позицию.

  Вторая группа - это конфликты, связанные с неосознанным (часто просто случайным) ущемлением достоинства и чести личности. Такие конфликты, как правило, носят во многом мнимый характер. В таких конфликтах требуется особая выдержка, хладнокровие, так как обиженный человек сразу же пытается отомстить, идет в атаку и сам ущемляет достоинства партнера, который случайно или по недомыслию его обидел. В конфликтной ситуации порой очень трудно бывает оправдаться, объяснить ситуацию и даже успеть должным образом извиниться. Так, например, в переполненном автобусе человеку могут наступить на ногу, толкнуть, но это не обязательно может означать, что кто-то сделал это злонамеренно (может быть человек едет с похорон, находится в плохом состоянии и не может контролировать должным образом своего поведения). При такого типа конфликтах, которых весьма немало в нашем общении, можно найти компромисс при сохранении достоинства обоих партнеров. Для этого, конечно, важно иметь высокий уровень культуры и этики общения, в том числе владение «техникой» предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций (о чем речь пойдет в следующих главах).

   Третья группа - это конфликты, связанные с потенциальным ущемлением достоинства партнера. Они связаны с негативным эмоциональным отношением к нему, с морально-психологической несовместимостью (часто носящей мнимый, надуманный характер) и непереносимостью на почве национальных, религиозных, половых, возрастных, политических предрассудков и нетерпимых психологических, физиологических или профессиональных качеств личности. Эти конфликты бывают чрезвычайно сложны для разрешения, особенно их «застарелые» варианты. Порой без специальной психологической тренировки дело не обходится, так как ущемление достоинства может осуществляться и в бессловесных формах. В подобных конфликтах подавление достоинства носит, если можно так сказать, тотальный, порой насильственный характер.

Информация о работе Психология межличностного конфликта