Психология организационных отношений в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Главные функции управления в обществе выполняет государственное управление, к которому принадлежат и юридические органы. Очевидно, что и оно по своему происхождению, предназначению, сущности, целям, - социальное явление, осуществляемое в рамках конкретного общества и определенного временного отрезка в его жизни и развитии. Оно в той степени эффективно, в какой обслуживает общество, интересы его граждан, способствует прогрессу, удовлетворению потребностей граждан, проявлению их способностей, моральному, интеллектуальному и культурному росту.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка……………………………………………………………………....4
Ценностно-целевые факторы в управлении…………………………….11
Психология организационных отношений в управлении……………...17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ПУ.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

  Улучшают  работу общие для разных служб цели и задачи, постановка оценки работы одной в зависимости от оценок другой (других).

  Успехи  в управлении и деятельности правоохранительного  органа способствуют повышению статуса  цели и ценностей, а упущения развивают негативные настроения ("Пусть думает тот, кто за это непосредственно отвечает", "Наше дело - сторона", "Зачем что-то обсуждать и предлагать: начальство все равно по-своему сделает", "Незаслуженная похвала лучше заслуженной критики" и т.п.).

  Совершенствование личностных и групповых факторов. Никакой контроль не может заменить недостатки и упущения в развитии личности работников правоохранительных органов. Только профессионально и нравственно развитая личность будет постоянно добиваться достижения зрелых целей укрепления законности и правопорядка и ориентироваться на соответствующие ценности. Напротив, трудно ожидать такого от человека с недостаточно активной гражданской позицией, склонного к спокойной кабинетной работе, гипертрофированно пунктуального (склонного к формализму), чрезмерно честолюбивого, недобросовестного, эгоистичного, упрямого и т.п.

  Существенно сказываются также групповые  социально-психологические факторы, групповое мнение, настроения в коллективе.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ

  Понятие организационных отношений. Организационные  отношения - это психологические  отношения работников органа правопорядка, находящие конкретное отражение в их профессионально-должностных позициях, а также в реальных взаимоотношениях по поводу совместного выполнения должностных обязанностей. Организационные отношения характеризуют особый пласт сознания работника - организационное сознание, от которого зависит его организационное поведение. Реализуясь в виде субъективных отношений личности работника, они ведут к формированию соответствующей позиции(профессионально-должностной позиции), которая обеспечивает включение и ориентацию работника в системе управления органом правопорядка и его организационное самоопределение. Организационные отношения, выступая как взаимоотношения, определяют сущность и психологическое содержание контактов, ориентированных на согласование действий и поступков работников органа правопорядка.

  Организационное сознание выполняет важнейшую роль в процессе структурирования организационного поведения работника. Так, организационное сознание позволяет "увидеть"себя в системе сложившихся организационных связей, определить свои должностное положение и роль в организации, 'т.е,: сформировать соответствующую профессионально-должностную позицию. Профессионально-должностная позиция есть следствие проявления организационного сознания применительно к поведению человека в конкретно взятой социальной организации и конкретно взятой должности. Можно сказать, что организационное сознание находит реальное воплощение в организационных отношениях.

  Динамика  организационных отношений. Сложность  управления персоналом органов правопорядка заключается в том, что реальные организационные отношения зависят от нормативно определенных взаимозависимостей работников И степени адекватности их осознания работниками органов правопорядка.

  Можно выделить следующие разновидности  соотношений между заданными  организационными зависимостями и реальными связями работников:

  • взаимозависимости не заданы(указаний на них в нормах, организационных документах и должностных обязанностях нет), но реальные организационные связи наблюдаются;
  • взаимозависимости заданы, но работник их не осознает, контакты ослаблены или совсем не наблюдаются;
  • взаимозависимости предписаны, о сознаны работниками, и имеются реальные организационные отношения;
  • взаимозависимости заданы, осознаны работником, но в силу различных причин контакты отсутствуют;
  • взаимозависимости не заданы, хотя целесообразны с практической точки зрения, реальные связи не наблюдается и т.д.

  Исследования  показывают, что круг осознаваемых организационных зависимостей гораздо шире круга реальных организационных контактов. В основном непосредственные организационные отношения, "контакт лицом к лицу", ограничены ближайшим должностным окружением, работниками своего подразделения (службы) и конкретного органа правопорядка.

  Можно и нужно говорить о сетях организационных отношений. Сеть организационных отношений – это совокупность сознательных, избирательных связей работника с различными элементами жизни и деятельности в органе правопорядка как социальной организации. Это определяющая особенность оценок, интересов и предпочтений в организационном поведении. Сеть организационных отношений - это также совокупность целеориентированные на согласование, кооперацию в совместной работе взаимосвязей работников органа правопорядка.

  С психологической точки зрения значимыми  характеристикам и сетей организационных  отношений являются:

  • взаимозависимость и взаимосвязанностьих элементов (работников^ подразделений);
  • целеориентация сетей какпо включенным в них лицам и группам, так и по решаемым профессиональнымзадачам;
  • объем (круг) предполагаемыхи действительных контактов работников и функциональных групп, входящихв сети организационных отношений;
  • адекватность личностных сетей должностным обязанностям работников и поставленным служебным задачам;
  • совпадение или рассогласованиеожиданий в образовании сетей;
  • степень представленное(tm)в сознании работников сетей организационных отношений;
  • удовлетворенность личности работника, функциональной группы, коллектива органа правопорядка в целомсостоянием сетей организационных отношений, что отражается в соответствующиххарактеристиках социально-психологического климата.

  На  основе анализа и проведенных  исследований можно утверждать, что  психологическая структура профессионально-должностной позиции работника органа правопорядка включает в себя следующие элементы:

  • концептуальные (организационные ценности, убеждения, представления, приоритеты, отношение к существующей системе управления органами правопорядка и т.п.);
  • познавательные (знание и понимание сущности своих должностных обязанностей, прав и ответственности, содержания и порядка взаимодействия с другими работниками);
  • цеммотшационные (организационные цели и задачи, деловые мотивы, оценки, удовлетворенность организацией работы и служебными контактами и т.п.);
  • профессионально-творческие(уровень профессиональной и организационной подготовленности, деловой самостоятельности, инициативы, самоорганизации и т.п.).

  Все элементы профессионально-должностной позиции взаимосвязаны, поэтому процесс ее формирования у работников должен строиться с учетом управленческого воздействия на каждый из них. Конечно, отклонения могут чаще обнаруживаться в какой-либо одной из подструктур(например, недостаточно четкое и полное представление о круге своих должностных обязанностей). Однако можно предполагать, что в этом случае познавательные элементы позиции зависят от отсутствия интереса к работе и недостаточной мобилизованности. Таким образом, здесь влияние должно идти по пути управленческого воздействия уже на две взаимозависимые подстурктуры (познавательную и целемотивационную) профессионально-должностной позиции.

  Психологические аспекты проектирования и нормирования организационных отношений. Концептуальное значение для проектирования организационных отношений имеют принципы:

  • единства целей, предполагающего согласование служебных целей, достижение взаимопонимания и целенаправленности во взаимодействии работников;
  • ответственности работников за выполнение своих должностных обязанностей;
  • согласования прав и ответственности;
  • разделения труда в соответствии с должностными обязанностями и служебными целями, поставленными перед каждымработником;
  • делегирования полномочий, означающего, что работа, которая может быть выполнена на нижележащем уровне управления, должна быть делегирована руководителем соответствующим подчиненным;
  • опоры на передовые формы управления и использование научных достижений в формировании и поддержании стабильных организационных отношений.

  Исследования  показывают, что для разработки эффективных организационных отношений целесообразно следовать следующим семи рабочим правилам:

  • обоснованное сочетание в организационных отношениях нормативно предписанных действий и самоорганизации работников;
  • развитие работников и функциональных групп в системе организации органа правопорядка, учет перспектив их деятельности и карьеры;
  • заинтересованность работников в организационной деятельности и ее соответствующее стимулирование;
  • учет психологической совместимости людей в системе организационных отношений, организационных предпочтений и притяжений при расстановке кадров;
  • доминирование общеорганизационных целей перед частными целями подразделений, служб, отдельных работников;
  • учет психологического уровня развития профессиональных коллективов;
  • ориентация на психологические и физические возможности человека при нормировании его труда, определении его обязанностей и объема ответственности.

  В качестве содержательных элементов проектирования и нормирования выступают:

  • для сетей организационных отношений
  • ориентация сетей,
  • диапазон сетей,
  • критерии и мотивация выбора делового партнера,
  • согласованность сетей,
  • преодоление функциональной замкнутости сетей; для профессионально-должностной позиции сотрудников
  • их организационные концепции,
  • усвоение ими должностных обязанностей, прав и ответственности,
  • мотивы самоопределения и самоутверждения в социальной организации,
  • формы самоутверждения,
  • стимулирование и перспективы должностного роста,
  • уровень знаний, умений и навыков в представлениях и оценках работников; для реальных организационных связей и контактов
  • порядок и периодичность контактов,
  • формы организационного воздействия друг на друга,
  • предполагаемый результат контактов,
  • стабилизация контактов.

  В качестве основных носителей предмета психологического проектирования организационных отношений могут выступать различные организационно-управленческие документы: проект оргструктуры органа правопорядка; организационно-управленческие регламенты работы; технологические правила работы и инструкции; нормативно-правовые акты (положения, уставы, приказы, наставления и т.п.); должностные инструкции; методические рекомендации и т.п.

  При проектировании организационных отношений в органе правопорядка необходимо обращать внимание на решение следующих психологически важных для работников вопросов:

  • четкого формулирования целей деятельности каждого работника и отдельных служб и подразделений;
  • создания эффективной мотивации, что достигается в первую очередь ясным и однозначным формулированием конечных результатов деятельности, критериев ее оценки, стимулов за служебные достижения и неудачи, способов определения вклада каждого работника в совместную деятельность;
  • четкого определения рабочей зоны (участка, объекта и т.п.), обслуживаемого отдельным работником или группой сотрудников;
  • обеспечения стабильности службы или подразделения;
  • формирования требований к руководителю функциональной группы (службы или подразделения) органа правопорядка;
  • комплектования службы, подразделения или временной рабочей группы с учетом психологической совместимости работников и их профессиональной подготовленности;
  • оптимизации численности профессиональной группы;
  • планирования основных видов взаимосвязей и контактов работников, служб и подразделений органа правопорядка.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Управление  в социальных системах многомерно и  многофункционально, направлено на решение  экономических, финансовых, технических и других задач и проблем. В разных видах социальных систем(финансовых, хозяйственных, производственных, образовательных и др.) могут преобладать какие-то особые функции, но функция руководства людьми остается в них обязательной. Юридические органы реализуют свою функцию прежде всего правовыми средствами. Однако издавна в народе говорят, что страшен не закон, а законники, и это связано с внутренними психологическими факторами управления в самих юридических органах. Предназначение правовых средств, - обеспечение торжества закона в обществе, торжества справедливости, защиты человека и субъективных прав, борьба с не- • справедливостью, злом, бесправием. Все это социально-психологические, морально-психологические ценности. Правоохранительные органы - это особые "производственные организации","изготавливающие" продукт духовного, человеческого потребления, находящий отзвук и воплощение в правовой психологии людей, их социально-правовой удовлетворенности, вере в справедливость общества, чувстве защищенности и гармонии своих интересов и интересов общества. Поэтому роль психологических факторов в управлении юридическими органами на порядок выше, чем во многих других государственных структурах.

Информация о работе Психология организационных отношений в управлении