Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:15, курсовая работа
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и особенности человеческой жизни.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
8
1.1 Возрастная психология
8
1.2 Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
10
1.3 Понятие характера
24
1.4 Основные направления психического развития ребенка
31
1.5 Формирование внутреннего плана умственных действий
35
2.ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
39
2.1 Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности
39
2.2 Формирование психики в дошкольном возрасте
43
2.3 Развитие памяти у детей-дошкольников
48
2.4 Кризис 6–7 лет
53
3.МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
57
3.1 Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки
57
3.2 Изучение развития процессов запоминания
64
3.3 Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
70
3.4 Развитие речи ребенка
79
4. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
83
4.1 Детская агрессия
83
4.2 Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
91
4.3 Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.2 Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
Жизнь человека начинается
с момента оплодотворения. Это
подтверждают многочисленные исследования.
С момента оплодотворения в организме
женщины зародыш живет своей
собственной жизнью, реагирует на
голоса, на настроение матери, на внешние
стимулы. Существует гипотеза, что зародыш
начинает реагировать еще раньше,
чем будет сформирована центральная
нервная система, потому что клетки
живого организма могут улавливать
изменения в химическом составе
крови матери. А такие изменения
неизбежно появляются в связи
с любыми положительными или отрицательными
эмоциями женщины.
Практически сразу после оплодотворения,
т. е. через 30 ч зародыш человека становится
двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит
из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые
клетки (бластомеры) тесно соприкасаются
друг с другом, они крупнее, чем обычные
соматические клетки человеческого организма.
В это время зародыш называется «морулой»
(от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название
возникло, потому что зародыш похож на
ягоду.
Нервная система зародыша формируется
с 3—4-й недели внутриутробной жизни, развивается
на протяжении всего последующего внутриутробного
периода. Несмотря на то, что нервная система
возникает очень рано, головной мозг будет
развиваться на протяжении многих лет
после рождения ребенка. Но центральная
нервная система начинает функционировать
уже в материнском организме. Американский
ученый Т. Верни утверждает, что личность
человека формируется до его появления
на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания,
эмоции матери, именно эти впечатления
впоследствии сформируют его характер,
поведение, психику. У 28-недельного плода
уже есть мимические реакции. Плод выражает
свое отношение ко вкусу пищи, которую
ест мать. Гримасы неудовольствия возникают
на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое
вызывает у зародыша выражение удовольствия.
Плод реагирует особым выражением лица
на плач матери, крик, гнев.
Многочисленные исследования показали,
что в развитии плода играет огромное
значение деятельность нервной системы.
Если у плода по какой-то причине повреждается
мозг, длина и масса уменьшаются, то во
время родов плод может погибнуть. Движения
плода в организме матери определяются
деятельностью развивающейся нервной
системы. Выражены глотательные и хватательные
движения, подвижны конечности. Хватательный
эффект впервые проявляется в возрасте
11,5 недель внутриутробной жизни.
Специалисты по проблемам раннего развития
мозга, внешней среды и психического здоровья
доказали, что ребенок чувствует отрицательные
эмоции матери, и они влияют на него самым
сильным образом. Основные характеристики
мозга зависят не только от наследственности,
но и от качества контактов плода с окружающей
средой. Если будущий ребенок был не желателен
для матери, в период беременности она
была озлоблена или раздражена, то плод
все это чувствовал. Гормоны, образующиеся
в организме женщины, самым негативным
образом воздействовали на ребенка.
Акт рождения сопровождается сильным
стрессом как для матери, так и для новорожденного.
После того как ребенок появился на свет,
нервная система глубоко потрясена всем
происшедшим. Это дает основание говорить
о психологической травме рождения. 1.3 Понятие характераХарактер (от греч. charaktеr – «печать, чеканка,
зарубка») – подструктура личности, образуемая
индивидуально-своеобразным комплексом
устойчивых личностных особенностей (черт,
диспозиций), определяющих присущие личности
типичные формы и способы достижения целей
(инструментальные проявления характера)
и самовыражения в общении с другими людьми
(экспрессивные проявления характера). Новый всплеск интереса к проблеме
характера возник в 80-е гг. XIX в., когда
ряд авторов начал рассматривать его как
подструктуру личности, опираясь на идеи
Л. С. Выготского, противопоставившего
традиционной идее характера, как неизменного
типа, представление о нем, как о динамически
развивающейся функционально целесообразной
структуре, участвующей в процессах адаптации
индивида к миру и формирующейся в ходе
этой адаптации. |
1.4 Основные направления психического развития ребенкаРазвитие ребенка – это 1.5 Формирование внутреннего плана умственных действийОвладение умениями использовать в
различных видах деятельности и
общения язык, а позднее и другие
знаково-символи-ческие средства, обеспечивает
формирование и развитие у ребенка внутреннего
плана умственных действий. Часто это
психическое образование в психологии
называют сознанием. В умственном плане
человек может выполнять действия над
представлениями и понятиями в отсутствии
реальных предметов или явлений. По словам
С. В. Маланова, при этом внутренний план
умственных действий лежит в основе совокупности
всех умений и способностей человека,
которые связаны с абстрактными формами
мышления, с произвольными формами регуляции
и планирования своего поведения и деятельности,
с возможностью приобретения различных
знаний на основе речевого общения и т. д.
Умение выполнять простые действия во
внутреннем, умственном плане считается
одним из необходимых условий готовности
ребенка к учебной деятельности.
2. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ2.1 Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личностиОбщение – это специфическая
форма взаимодействия индивида с
другими индивидами, как членами
общества. Второй комплекс. Проявляется в
том, что ребенок начинает отделять
себя от своих сверстников. Ребенок
всячески стремится демонстрировать
свои истинные или мнимые таланты. Ребенок
заявляет: «Я сделал», «У меня получилось»
и т. д. К сверстникам ребенок относится
критически, оценивая их способности и
умения: «А ты умеешь?». Исследователи
определяют поведения ребенка как феномен
соревновательного подражания. Ребенок
проделывает то же самое, что и другие,
но заявляет, что результаты именно его
деятельности – лучшие. В данном случае
ребенок стремится перехватить инициативу
у сверстников, не желает соглашаться
на предложения других. Распоряжения,
отданные сверстником, им игнорируются.
Ребенок стремится командовать сам, не
желает, чтобы его действия и слова обсуждались,
зато сам активно критикует сверстников. 2.2 Формирование психики в дошкольном возрастеФормирование психики в |
Память – это
особенность человека, которая определяется
способностью накапливать, хранить
и воспроизводить полученный опыт и информацию;
способность воспроизводить события,
произошедшие в прошлом с уточнением места,
времени происходящего события, а также
все эмоциональные переживания, сопутствующие
данному событию, в сочетании с событиями
окружающего мира, происходящими в тот
момент времени.
Составляющими памяти являются следующие
процессы:
1) создание – возникновение непосредственно
самого факта наличия информации, которую
необходимо запомнить;
2) сохранение – фиксирование информации
в ячейках памяти;
3) воспроизведение – процесс «проигрывания»
события (факта), которое было запомнено;
4) сокрытие – всегда относительно, так
как некоторая информация хранится в нашей
памяти в течении всей жизни, однако «воспроизвести»
ее без посторонней помощи мы уже не можем.
Только возникновение каких-либо событий,
напоминающих требуемый факт, может вызвать
его воспроизведение в памяти.
Также память обладает качественными
и количественными характеристиками:
1) длительность – период времени, в течении
которого память хранит информацию и извлекает
ее в нужный момент без постороннего вмешательства;
2) точность – показатель достоверности
и детализации вспоминаемой информации;
3) объем – количество запоминаемой информации
за единицу времени;
4) быстрота – скорость, с которой информация
переходит из состояния «создание» в состояние
«сохранение».
5) готовность воспроизведения – скорость,
с которой необходимая информация извлекается
из памяти.
Все эти характеристики зависят от личности
человека. Человек внимательный и кропотливый
будет обладать высокой точностью однако
быстрота запоминания будет низкой. А
человек импульсивный будет запоминать
быстро, но детализация информации будет
намного ниже чем у первого.
Существует три мнения по вопросу памяти
детей-дошкольников. Первое мнение, высказанное
рядом психологов, говорит о существовании
у детей двух видов памяти, где первая
– это физиологическая составляющая,
а вторая – психологическая (духовная).
Согласно второму мнению, память ребенка
достигает развития в раннем возрасте,
после чего ее активность резко снижается.
Третье мнение высказывают сторонники
кульминационной идеи, которые утверждают,
что развитие памяти достигает своего
апогея в возрасте 10 лет, после чего постепенно
снижается.
П. П. Блонский высказал свою теорию о строении
памяти ребенка, разделив ее на четыре
временные составляющие. Самая первая
– моторная (двигательная) – представляет
собой условные рефлексы, начиная с первых
движений новорожденного. Следующей составляющей
является эмоциональная память ребенка,
которая основана на запоминании информации
и ее усвоении в виде эмоций, вызываемых
этой информацией. По ходу формирования
сознания и развития образности мышления
ребенка его память становится образной,
где информация хранится в виде образов
и понятий. И по мере развития у ребенка
такого механизма, как общение, память
становится словесной.
Исследование З. М. Истоминой, посвященное
развитию памяти у детей-дошкольников,
показало, что главная особенность процессов
памяти, которые происходят в этот период,
заключается именно в том, что процессы
запоминания, припоминания из непроизвольных
превращаются в намеренные, произвольные.
А это значит, что перед ребенком выделяется
сознательная цель запомнить, припомнить,
и он научается активно достигать этой
цели. Совершенно аналогичная перестройка
процесса происходит, как показывают данные
Н. Л. Агеносовой, и в процессах восприятия,
которые также становятся в этом возрасте
управляемыми, приобретают черты подлинной
произвольности.
А. Н. Леонтьев указывает, что сам по себе
факт формирования произвольной памяти
в дошкольном возрасте не является неожиданным,
но самое важное заключается в том, как
протекает этот процесс и чем он внутренне
обусловлен.
З. М. Истомина, изучая память у детей-дошкольников
разного возраста, начиная от самых маленьких
и до старших, меняла у них мотивы запоминания.
Она показала, что перестройка детской
памяти также стоит в связи с развитием
общего внутреннего строения деятельности
ребенка, о котором мы говорили выше, и
что переломный в этом отношении момент
также обычно падает на возраст около
4 лет. Она показала, что активное выделение
и осознание ребенком цели запомнить,
припомнить сознаются раньше на таких
условиях, когда смысл этой цели для ребенка
прямо вытекает из мотива, побуждающего
его деятельность. В условиях данного
исследования таковы были условия игры,
требующей запоминания поручения и его
припоминания, что прямо вытекало из взятой
на себя ребенком игровой роли. В других
случаях это могут быть, разумеется, условия
какой-нибудь другой содержательной для
ребенка деятельности. Большие трудности
испытывают дети, когда цель стоит в более
отвлеченных отношениях к мотиву, как
это имеет место в случае запоминания
в условиях лабораторных опытов.
Изменения, происходящие на протяжении
дошкольного возраста в различных по своему
характеру процессах, внутренне связаны
друг с другом и имеют общую природу. Очевидно,
что эта общность изменений создается
тем, что они связаны с одними и теми же
обстоятельствами.
Данные, полученные в исследованиях, позволяют
уяснить связь изученных изменений с одним
центральным фактом. Этот факт состоит
в том, что ребенок в ходе своего развития
активно проникает в окружающий его мир
человеческих отношений, усваивая – первоначально
в очень конкретной и действенной форме
– общественные функции людей, общественно
выработанные нормы и правила поведения.
Эта первоначально обязательная конкретность
и действенность формы, в какой происходит
овладение ребенком высшими процессами
человеческого поведения, непременно
требуют, чтобы задачи, которые воспитатель
ставит перед ребенком, были содержательны
для него, чтобы связь между тем, что он
должен сделать, тем, ради чего он действует,
и условиями его действия была не формальной,
не условной и не слишком сложной, но возможно
более непосредственной и близкой. Только
при этом условии первоначально и могут
завязываться новые высшие внутренние
связи и соотношения в деятельности ребенка,
отвечающие тем сложным задачам, которые
ставят перед человеком общественно-исторические
условия его жизни.
А. Н. Леонтьев считает, что на первоначальных
этапах овладения ребенком новой для него
задачей воспитание не должно идти по
линии усиления самого мотива. Этот путь
не ведет к успеху. Сила самого мотива
и вызванного им у ребенка стремления
не является на этих этапах решающим фактором,
а действительно решающим является здесь
сознательная смысловая связь между побуждением
ребенка и тем действием, которое он должен
подчинить данному побуждению, данному
мотиву.
Дальнейший процесс развития идет как
раз в направлении преодоления такой ограниченности,
и это тоже должно учитываться в воспитании.
Поэтому, например, если на первых шагах
развития произвольно-двигательной сферы
ребенка-дошкольника с полным основанием
пользуются «предметно-ролевыми», как
их иногда называют, задачами («ходить,
как мышка», «скакать, как лошадка» и т. д.),
то далее следует давать также и задачи
на движения гимнастического типа, т. е.
двигательные задачи, гораздо более абстрактные.
То же самое и в других сферах воспитания.
Ведь те более высокие требования, которые
предъявит в будущем школа ребенку, поставят
перед ним такие задачи и заставят его
стремиться к достижению таких целей,
которые далеко не всегда прямо и непосредственно
вытекают для ребенка из его общего стремления
учиться и далеко не всегда прямо связаны
в его сознании с побуждающими его учение
конкретными мотивами. (По материалам
А. Н. Леонтьева.)
2.4 Кризис 6–7 лет
В возрасте 6 лет
у ребенка формируется
По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет
вызван появлением новообразования –
так называемой внутренней позиции. До
настоящего возраста ребенок практически
не задумывался о своем месте в жизни.
Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся
для него актуальными. В данном возрасте
у детей появляется осознание своего социального
«я». Дети подражают взрослым, стремятся
утвердить свою значимость.
Л. И. Божович указывал, что у ребенка в
возрасте 6–7 лет появляется потребность
в деятельности, которая обеспечивает
его социальную позицию. Внутренняя позиция
входит в противоречия с той социальной
ситуацией, в которой находится ребенок
в данный момент. С точки зрения взрослых
он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен.
Но в своих глазах ребенок уже взрослый,
а потому может осуществлять социально
значимую деятельность. Как считает Божович,
в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт,
который возникает от столкновения появившихся
в процессе развития новых потребностей
и неизменившего образа жизни ребенка
и отношения к нему окружающих людей. Отношения
окружающих взрослых людей не дают возможности
ребенку удовлетворить потребности, которые
у него появились. Это приводит к возникновению
фрустрации, депривации потребностей,
которые порождаются появившимися к этому
времени психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут
быть подразделены на две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам
уже готовы к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам
еще не готовы к учебной деятельности,
находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе,
кризис 6–7 лет становится следствием
необходимости замены игровой деятельности
на деятельность учебную. У детей, принадлежащих
ко второй группе, негативных симптомов
не будет, если не стремиться слишком быстро
начать учебную деятельность. Если же
дети, принадлежащие ко второй группе,
начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный
слом деятельности. Это станет заметно
по кризисным проявлениям. Соответственно,
часть детей приходит в школу «из кризиса»,
а часть – «в кризис».
Л. С. Выготский изучал стабильные и критические
возрасты. Он указывал, что стабильные
возрасты состоят из двух этапов. На первом
этапе идет накопление изменений, формирование
предпосылок нового возраста. На втором
этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются,
т. е. ведут за собой значительные изменения
личности. Выготский считал, что у всех
критических возрастов есть трехчленное
строение, т. е. они состоят из следующих
фаз: предкритической, собственно критической,
посткритической.
Кризис 6–7 лет можно рассмотреть согласно
знанию об этих фазах.
Информация о работе Психология развития и возрастная психология