Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:15, курсовая работа
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и особенности человеческой жизни.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
8
1.1 Возрастная психология
8
1.2 Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
10
1.3 Понятие характера
24
1.4 Основные направления психического развития ребенка
31
1.5 Формирование внутреннего плана умственных действий
35
2.ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
39
2.1 Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности
39
2.2 Формирование психики в дошкольном возрасте
43
2.3 Развитие памяти у детей-дошкольников
48
2.4 Кризис 6–7 лет
53
3.МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
57
3.1 Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки
57
3.2 Изучение развития процессов запоминания
64
3.3 Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
70
3.4 Развитие речи ребенка
79
4. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
83
4.1 Детская агрессия
83
4.2 Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
91
4.3 Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.
Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.
Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.
Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Психология развития и возрастная психология