Психология религии. Изучение различных феноменов веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА I.МИРОВЫЕРЕЛИГИИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………….4

1.1 Понятие и сущность религии…………………………………………….4

1.2 Классификация религий………………………………………………….5

1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций……......9
1.4 Секты и их особенности……………………………………………...….11
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ РЕЛИГИИ…………………………………………………………………..…12
2.1 Психологические типы религиозных деятелей…………………….…..12
2.2 Психологические типы религиозных людей………………………………..…….….14

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ……..…….....16
3.1 Своеобразие и структура религиозного сознания……………..………16
3.2 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих....19
3.3.Различные феномены веры…………………………………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…….……23

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

 

7) Даосизм  - одна из китайских религий,  возникшая во II-III в. н.э. Он формировал  у верующих естественность, простоту  религиозных представлений и  религиозных верований, ориентировал  не на враждебность к окружающему  миру и людям, а на общительность,  дружелюбие, сострадание и помощь.

 

8) Сикхизм  - индийская религия, складывавшаяся  в рамках индуизма и синтезировавшая  в себе ряд как индуистских,  так и мусульманских черт. Он  представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.

 

9) Джайнизм - религия, принявшая общую для  индийских вероучений концепцию  кармы и конечного освобождения - нирваны.Не признавая существования Бога-творца, он считает душу человека вечной субстанцией, а мир - изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

 

10) Синтоизм (от яп. «синто» - букв, «путь богов») - сугубо японская религия. В  основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является богиня Аматэрасу, а ее потомком - Дзимму.

 

11) Зороастризм  - религиозное учение, проповедующее  преклонение перед Солнцем и  его ролью в отношениях между  человеком и космосом. Каждая  из представленных религий формирует  у своих верующих определенные  стиль мышления и психологические  качества, которые находят реальное  отражение в их мировосприятии, действиях, поступках и взаимоотношениях  с другими людьми.[10]

 

Обычно различают  религии:

 

* монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие  из древнего иудаизма и включающие  в себя иудаизм, христианство  и ислам;

 

* индийского  происхождения, представленные индуизмом,  южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

 

* дальневосточные - конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Исследователями в области психологии религии  разработана примерная методика для изучения представителей различных  групп верующих.

 

Выделяют: 1) Глубоко верующие - общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной  веры. 2) Верующие - общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. 3) Колеблющиеся - характеристика их сознания это наличие колебаний между  верой и недоверием. 4) Индифферентные к религии люди - общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. 5) Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения  имеются, но не всегда являются глубокими  и осознанными. 6) Активные атеисты  – общая характеристика их сознания это наличие глубоких атеистических убеждений.[8]

 

 

1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций

 

 

Религия не может существовать без своих  организаций, которые выполняют  определенные функции.Существует несколько основных типов религиозных организаций.

 

1) Церковь  - религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа-общность  верующих), способствующая интеграции  общества и действующая внутри  него. В то же время она посредством  поддерживаемых ею верований  и представлений удовлетворяет  большинство личностных запросов  представителей всех социальных  слоев. Церковь по своей природе  придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе  вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением  богослужений и образованием  со стороны духовной иерархии. Наиболее характерным и показательным  примером этого типа религиозной  организации в истории западной  цивилизации может служить католическая  церковь. Она сравнительно удачно  находила место (преимущественно  через представительство своих  монастырей) для выражения индивидуалистских  тенденций, присутствующих в христианстве. Система ее верований и ритуалов  удовлетворяла запросы огромных  масс людей на всех социальных  уровнях, отражая на удивление  прочно иерархизированную структуру общества и помогая длительное время ее сохранять.

 

2) Деноминация  - промежуточное звено между церковью  и сектой (полузакрытая, потенциально  конструктивная, формальная группа-общность  верующих). Этот тип религиозной  организации не обладает такой  универсальностью, как церковь, поскольку  в ее деятельности часто проявляются  классовые, национальные, расовые,  а иногда и региональные интересы. С известной натяжкой деноминацию  можно назвать и церковью, поскольку  она находится в относительной,  но не до конца совершенной  гармонии со светской властной  структурой. Многие деноминации  начинали свое существование  как секты и еще не окончательно  оторвались от своих истоков.  Деноминации бывают очень разнообразными, например, в американском обществе  они варьируются от конгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские  тенденции, и до лютеранства,  прекрасно адаптировавшегося к  гражданским властным структурам.

 

3) Секты - это небольшие нестабильные (потенциально  деструктивные, закрытые) религиозные  группы, которые не согласны с  определенными религиозными традициями  или даже выступают против  некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.[7]

 

В современном  мире секта - это всегда противопоставление себя божественной Истине. Обратившись  к истории любой секты, можно  обнаружить, что в ее основе лежит  именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, позитивным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты «Церковь Христа» американский баптистский пастор К. Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал.

 

Секты ориентируют  своих членов на аскетизм особого  рода, на полное отвержение мирских  ценностей. Они рассматривают противостояние миру и его властям, к которым  относят и церковь, как свою принципиальную позицию, выражающуюся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть и т.д.

 

Секта либо распадается и исчезает, когда  умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной  структуры, обладающей способностью принять  новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта перерастает  в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко  принимается господствующим религиозным  направлением, если она не призывает  к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной  реорганизации.Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но и с вполне определенными целями господствовать над душами других людей. «гуру», подчиняется уже не корысти ради и не за страх, а за совесть.

Секта - создание человеческое, и учение сектантское - плод ума человеческого. Человек  может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что  в сектах практически нет таких  людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как  правило, большинство сектантов  не знакомы с традиционными религиозными вероучениями.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Секты и их особенности

 

Идеологическое  господство монотеистических религий, которые, находясь в союзе с государством, полумили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни  особый тип религиозной организации  — секту — обособленную группировку  верующих, враждебную господствующей религии.

 

Многие сектантские  движения представляют собой форму  социального протеста определенных классов и слоев общества. Как  указывал В. И. Ленин, «выступление политического  протеста под религиозной оболочкой  есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…»

 

Обособление религиозных групп в виде сект имело место во многих религиях. Так, в иудаизме в первые пека попой эры сложились секты, выступавшие против засилья иерусалимского жречества, за социальное равенство и нравственное оздоровление общества (зелоты, эссены). Широкое распространение сектантство получило и в христианстве.[4]

 

При всем многообразии идейных установок и организационных  форм секты имеют ряд устойчивых отличительных признаков: претензия  на то, что данная религиозная организация  существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян, в ряде случаев всеобщее священство; сознательное вступление в общину и  прямое членство в ней; активная миссионерская  деятельность. В зависимости от времени и места возникновения, состава участников эти черты в разной море присущи различным сектам. Более того, в процессе развития возможна эволюция секты в направлении церкви. В результате появились различные промежуточные формы религиозных организаций, имеющих черты как секты, так и церкви. Сюда относятся кальвинизм, баптизм и другие направления протестантского толка. В буржуазной социологии религии они получили название «деноминация».[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

 

2.1 Психологические типы религиозных деятелей

 

 

Верующие  люди в своих мыслях, действиях, поступках  и поведении следуют определенным образцам для подражания, пропагандируемым религией. Эти образцы для подражания - не выдуманные личности. Они носители религиозного опыта, которые отличаются своеобразным отношением к самой  религии и ее ценностям.

 

1. Мистик - тип  верующего, стремящегося отвлечься  от окружающего мира и его  влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней  сосредоточенности на созерцании  сверхъестественного.

 

2. Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень  интенсивный религиозный опыт. Пророк  в отличие от мистика все  время с людьми. Он чувствует  себя призванным быть глашатаем  религиозных истин перед членами  общины и всем человечеством,  рассматривая свой опыт как  послание от Бога, позволяющее  оценивать прошлое и предвидеть  будущее. Пример - библейские пророки.

 

3. Священнослужитель  - посредник между человеком и  божеством. Его основная функция  состоит в том, чтобы правильно  выстраивать порядок богослужения  по религиозным канонам. В отличие  от пророка, чей религиозный  опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает  свой авторитет в религиозной  организации благодаря специальному  образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора.

 

4. Реформатор - личность, находящаяся в рамках  той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту  традицию в соответствии с  собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер  моральных, интеллектуальных, церковно-административных  изменений - в зависимости от  психологии реформатора и требований  времени. Для всех реформаторов  общим является убеждение в  том, что наиболее важные и  ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор - активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры - Лютер, патриарх Никон, Савонарола.

 

5. Монах - член религиозного ордена, удалившийся  от светской жизни в особое  уединенное или уже освященное  религией место, поскольку там  больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Эти различия обусловлены многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других - главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример - мать Мария.

 

6. Монах-отшельник  - человек, для которого необходимо  уединенное проживание в диких,  безлюдных местах с суровой  природой, чтобы добиться очищения  души и интенсивного религиозного  опыта. Стадию отшельничества  различной продолжительности проходили  также и многие представители  других типов, например Иоанн  Креститель, Серафим Саровский и т.д.

 

7. Святой - личность, воплощающая в глазах религиозной  общности идеал совершенства  в той или иной его форме.  Это может быть мученик, доказавший  совершенство своей веры страданиями  и гибелью; чудотворец, обладающий  особыми способностями в плане  религиозного опыта, исцеляющий  больных и предсказывающий будущее,  праведник, достигший особой моральной  и духовной высоты благодаря  безупречной жизни. Статус святого  обладает высокой социальной  значимостью, так как формальный  институт канонизации позволяет  церкви официально объявить святыми  людей, косвенно свято Социальная  психология занных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых Русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского.

Информация о работе Психология религии. Изучение различных феноменов веры