Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа
Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА I.МИРОВЫЕРЕЛИГИИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………….4
1.1 Понятие и сущность религии…………………………………………….4
1.2 Классификация религий………………………………………………….5
1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций……......9
1.4 Секты и их особенности……………………………………………...….11
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ РЕЛИГИИ…………………………………………………………………..…12
2.1 Психологические типы религиозных деятелей…………………….…..12
2.2 Психологические типы религиозных людей………………………………..…….….14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ……..…….....16
3.1 Своеобразие и структура религиозного сознания……………..………16
3.2 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих....19
3.3.Различные феномены веры…………………………………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…….……23
7) Даосизм
- одна из китайских религий,
возникшая во II-III в. н.э. Он формировал
у верующих естественность, простоту
религиозных представлений и
религиозных верований,
8) Сикхизм
- индийская религия,
9) Джайнизм
- религия, принявшая общую для
индийских вероучений
10) Синтоизм (от яп. «синто» - букв, «путь богов») - сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является богиня Аматэрасу, а ее потомком - Дзимму.
11) Зороастризм
- религиозное учение, проповедующее
преклонение перед Солнцем и
его ролью в отношениях между
человеком и космосом. Каждая
из представленных религий
Обычно различают религии:
* монотеизма
(веры в единого Бога), вырастающие
из древнего иудаизма и
* индийского
происхождения, представленные
* дальневосточные - конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).
Исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.
Выделяют: 1) Глубоко верующие - общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. 2) Верующие - общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. 3) Колеблющиеся - характеристика их сознания это наличие колебаний между верой и недоверием. 4) Индифферентные к религии люди - общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. 5) Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. 6) Активные атеисты – общая характеристика их сознания это наличие глубоких атеистических убеждений.[8]
1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций
Религия не может существовать без своих организаций, которые выполняют определенные функции.Существует несколько основных типов религиозных организаций.
1) Церковь
- религиозная организация (
2) Деноминация
- промежуточное звено между
3) Секты -
это небольшие нестабильные (потенциально
деструктивные, закрытые) религиозные
группы, которые не согласны с
определенными религиозными
В современном мире секта - это всегда противопоставление себя божественной Истине. Обратившись к истории любой секты, можно обнаружить, что в ее основе лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, позитивным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты «Церковь Христа» американский баптистский пастор К. Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал.
Секты ориентируют
своих членов на аскетизм особого
рода, на полное отвержение мирских
ценностей. Они рассматривают
Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта перерастает в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации.Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но и с вполне определенными целями господствовать над душами других людей. «гуру», подчиняется уже не корысти ради и не за страх, а за совесть.
Секта - создание человеческое, и учение сектантское - плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями.
1.4 Секты и их особенности
Идеологическое господство монотеистических религий, которые, находясь в союзе с государством, полумили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни особый тип религиозной организации — секту — обособленную группировку верующих, враждебную господствующей религии.
Многие сектантские движения представляют собой форму социального протеста определенных классов и слоев общества. Как указывал В. И. Ленин, «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…»
Обособление религиозных групп в виде сект имело место во многих религиях. Так, в иудаизме в первые пека попой эры сложились секты, выступавшие против засилья иерусалимского жречества, за социальное равенство и нравственное оздоровление общества (зелоты, эссены). Широкое распространение сектантство получило и в христианстве.[4]
При всем многообразии
идейных установок и
ГЛАВА II
2.1 Психологические типы религиозных деятелей
Верующие
люди в своих мыслях, действиях, поступках
и поведении следуют
1. Мистик - тип
верующего, стремящегося
2. Пророк - личность,
имеющая нерегулярный, но очень
интенсивный религиозный опыт. Пророк
в отличие от мистика все
время с людьми. Он чувствует
себя призванным быть
3. Священнослужитель
- посредник между человеком и
божеством. Его основная
4. Реформатор
- личность, находящаяся в рамках
той или иной религиозной
5. Монах - член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Эти различия обусловлены многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других - главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример - мать Мария.
6. Монах-отшельник
- человек, для которого
7. Святой - личность,
воплощающая в глазах
Информация о работе Психология религии. Изучение различных феноменов веры