Психология религии. Изучение различных феноменов веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА I.МИРОВЫЕРЕЛИГИИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………….4

1.1 Понятие и сущность религии…………………………………………….4

1.2 Классификация религий………………………………………………….5

1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций……......9
1.4 Секты и их особенности……………………………………………...….11
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ РЕЛИГИИ…………………………………………………………………..…12
2.1 Психологические типы религиозных деятелей…………………….…..12
2.2 Психологические типы религиозных людей………………………………..…….….14

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ……..…….....16
3.1 Своеобразие и структура религиозного сознания……………..………16
3.2 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих....19
3.3.Различные феномены веры…………………………………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…….……23

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

 

8. Теолог - тип  интеллектуала-теоретика, задача  которого состоит в том, чтобы  выразить верования данной религиозной  общности в концептуально-рациональной  форме. Содержание своей мыслительной  деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог - это прежде всего интерпретатор религиозного опыта. Примеры - Фома Аквинский, В. Лосский.

 

9. Основоположник  религии - фигура по своему  масштабу намного превосходит  все остальные типы религиозных  деятелей. Его религиозный опыт  настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой  религии. Авторитет основоположника  религии сохраняется в течение  многих веков. Как правило,  основоположник окружает себя  группой учеников и ближайших  последователей, которые затем распространяют  его религиозный опыт. Возникновение  новых религий есть результат  воздействия этих незаурядных  личностей и их опыта на  ближнее и дальнее окружение.  Примеры - Христос, Будда, Мухаммед.[3]

 

 

2.2 Психологические  типы религиозных людей

 

 

Человек становится сторонником той или иной религии  не от рождения, а в силу определенных причин. В обобщенном виде можно  выделить несколько стадий, которые  проходит человек в развитии своей  религиозности.

 

1. Начальная  стадия характеризуется слабо  осмысленным стремлением к поиску  защиты от трудностей жизни  в потустороннем мире.

 

2. На второй  стадии у человека начинает  проявляться интерес к существу  божественного.

 

3. На третьей  стадии человек испытывает серьезную  потребность в поддержке религиозного  авторитета, у него формируется  приоритетное предпочтение «преимуществ»  загробной жизни.

 

4. На четвертой  стадии верующие уже обладают  способностью управлять своими  религиозными чувствами и переживаниями.

 

5. На пятой  стадии у верующего доминируют  устойчивые религиозные ценностные  ориентации, формируется способность  к правильному восприятию представлений  о других религиозных традициях.

 

Исследователями в области психологии религии  разработана примерная методика для изучения представителей различных  групп верующих.

 

Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: наличие  глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные  догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

 

Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется  в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных  обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии  в домашней обстановке; в) участие  в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном  духе.

 

Верующие. Общая  характеристика сознания: наличие религиозной  веры. Эмпирические признаки: а) вера в  самые существенные религиозные  догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

 

Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется  в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных  обрядов и праздников; б) частичное  выполнение ритуальных предписаний  религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие  в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.

 

Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие  колебаний между верой и недоверием. Эмпирические признаки:

 

а) сомнения в правильности основных религиозных  догматов;

 

б) колебания  в отношении к религиозным  и атеистическим ценностям и  нормам; в) возможна частичная религиозная  идентификация (относят себя к последователям той или иной религии). Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление  наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.

 

Индифферентные  к религии люди. Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят  в религиозные догматы и мифы; б) безразлично относятся как  к религиозным, так и к атеистическим  нормам и ценностям; в) не считают, что  религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым.[3]

 

Общая характеристика поведения: религиозное поведение  отсутствует, хотя не исключены отдельные  его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью  отсутствует, однако атеистические  убеждения слабо реализуются  в поведении; б) ритуальное поведение  дома отсутствует; в) в атеистическом  воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.

 

Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические  убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные  догматы и мифы; б) негативно относятся  к религиозным ценностям и  нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу. Общая характеристика поведения: религиозное поведение  полностью отсутствует, однако атеистические  убеждения слабо реализуются  в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных  праздниках и обрядах; б) отсутствует  ритуальное поведение дома; в) детей  стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается.[4]

 

Активные  атеисты. Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических  убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы  и мифы; б) негативно относятся  к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим  ценностям и нормам; г) полагают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания. Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.

 

 

 

 

ГЛАВА III

 

3.1 Своеобразие  и структура религиозного сознания

 

 

В целом религиозное  сознание отличают высокая чувственная  наглядность, создание воображением различных  религиозных образов, соединение адекватного  действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная  насыщенность, функционирование с помощью  религиозной лексики и других специальных знаков.Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии.

 

Специфику же самому содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон - содержательной и функциональной.

 

1) Содержательная  сторона религиозного сознания  формирует конкретные ценности  и потребности верующих, их взгляды  на окружающий мир и потустороннюю  реальность, способствуя целенаправленному  внедрению в их психику определенных  идей, образов, представлений, чувств  и настроений. В ней проявляется  не только и не столько идеология,  как это может показаться на  первый взгляд и как считают  некоторые ученые, но и особенности  самой психологии верующих, выражающие  качественные характеристики их  мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих  процессов.

 

К содержательной стороне религиозного сознания можно  отнести: религиозную интерпретацию  мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику  религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и  поведения верующих.

 

2) Функциональная  сторона религиозного сознания  в своеобразной форме удовлетворяет  потребности верующих, придавая  нужную направленность проявлениям  их идеологии и психологии, формируя  их определенное морально-психологическое  состояние, настроения и переживания,  способствуя эффективному воздействию  на их психику. К функциональной  стороне религиозного сознания  можно отнести специфику культовых  действий и ритуалов, религиозного  утешения, катарсиса религиозных  чувств и настроений и т.д.

 

- Особенностями  религиозного сознания являются:

 

* более строгий  контроль религиозных институтов  над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

 

* более четкая  продуманность идеологии и психологических  механизмов ее внедрения в  сознание верующих.

 

Религиозное сознание:

 

* не только  вырабатывает конкретные ценности  и потребности верующих, но и  дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах  поведения (например, пост, исповедь), культовых и ритуальных действиях;

 

* не только  формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением,  ориентирующим на ложное, иллюзорное  решение проблем (противоречий) реальной  жизни и находящим проявление  в таинствах;

 

* формирует  религиозные представления и  верования посредством религиозного  катарсиса чувств, в ходе которого  отрицательные переживания вытесняются  положительными;

 

* цементирует  и превращает в единое целое  идеологию и психологию, насаждаемый  религией религиозный опыт, представляющий  собой, с одной стороны, результат  усвоения индивидом религиозных  верований и представлений, почерпнутых  им из окружающей его социальной  среды, а с другой - являющийся  следствием насаждаемых религией  непосредственных психологических  контактов и форм общения верующих.

 

Религиозная вера объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Это  вера: а) в истинность религиозных  догматов, текстов, представлений и  т.д.; б) в объективное существование  существ, связей и превращений, которые  составляют предметное содержание религиозных  образов; в) в возможность общения  с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков», церковных иерархов, служителей культа и т.д.

 

Глубокая  вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных  образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с  помощью значительных волевых усилий. Религиозное сознание включает в  себя религиозную идеологию и  религиозную психологию.

 

1) Религиозная  идеология - это более или менее  стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой  и пропагандой которых занимаются  религиозные организации в лице  профессиональных богословов и  служителей культа. Религиозная  идеология является результатом  целенаправленной, систематизированной  деятельности, находящей свое выражение  в форме более или менее  стройных учений, фиксирующих основы  религиозного миропонимания. Ее  разработкой занимаются специально  подготовленные богословы, религиозные  философы.

 

Она включает в себя доказательства сверхъестественного  происхождения Святого Писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.

 

2) Религиозная  психология - представляет собой  совокупность религиозных понятий,  потребностей, стереотипов, установок,  чувств, привычек и традиций, связанных  с определенной системой религиозных  идей и присущих всей массе  верующих. Она формируется под  влиянием непосредственных условий  жизни и религиозной идеологии.  Религиозная психология (обыденное  религиозное сознание) в отличие  от религиозной идеологии не  оформлена в цельную и стройную  систему верований. Поэтому она  допускает значительные вариации  по объему, содержанию и степени  систематизированное входящих в нее элементов.[6]

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Особенности  религиозно-психологического комплекса  верующих

 

 

В ходе религиозной  деятельности и религиозных отношений  возникают и воспроизводятся  различного рода психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим  комплексом.[7]

 

Религиозно-психологический  комплекс включает в себя многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, религиозные установки, чувства, общение и др.Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии.Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой является религиозная вера (в различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром.Но религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др. В частности, мировоззренческие, нравственные, познавательные потребности верующих получают специфическое удовлетворение через систему религиозных догматов, мифов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Эстетические потребности удовлетворяются благодаря эстетическим компонентам богослужения. Во взаимоотношениях с другими верующими и служителями культа реализуются потребности в общении и утешении.В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества.Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентации, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением.[8]

Информация о работе Психология религии. Изучение различных феноменов веры