Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа
Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА I.МИРОВЫЕРЕЛИГИИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………….4
1.1 Понятие и сущность религии…………………………………………….4
1.2 Классификация религий………………………………………………….5
1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций……......9
1.4 Секты и их особенности……………………………………………...….11
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ РЕЛИГИИ…………………………………………………………………..…12
2.1 Психологические типы религиозных деятелей…………………….…..12
2.2 Психологические типы религиозных людей………………………………..…….….14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ……..…….....16
3.1 Своеобразие и структура религиозного сознания……………..………16
3.2 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих....19
3.3.Различные феномены веры…………………………………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…….……23
8. Теолог - тип
интеллектуала-теоретика,
9. Основоположник
религии - фигура по своему
масштабу намного превосходит
все остальные типы
2.2 Психологические типы религиозных людей
Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин. В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности.
1. Начальная
стадия характеризуется слабо
осмысленным стремлением к
2. На второй
стадии у человека начинает
проявляться интерес к
3. На третьей
стадии человек испытывает
4. На четвертой
стадии верующие уже обладают
способностью управлять своими
религиозными чувствами и
5. На пятой
стадии у верующего доминируют
устойчивые религиозные
Исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.
Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.
Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе.
Верующие. Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.
Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.
Колеблющиеся.
Общая характеристика сознания: наличие
колебаний между верой и
а) сомнения в правильности основных религиозных догматов;
б) колебания
в отношении к религиозным
и атеистическим ценностям и
нормам; в) возможна частичная религиозная
идентификация (относят себя к последователям
той или иной религии). Общая характеристика
поведения: возможны отдельные элементы
религиозного поведения. Эмпирические
признаки: а) нерегулярное отправление
наиболее важных религиозных праздников
и обрядов; б) отдельные элементы
ритуального поведения в
Индифферентные
к религии люди. Общая характеристика
сознания: религиозная вера отсутствует,
но нет и атеистических убеждений.
Эмпирические признаки: а) не верят
в религиозные догматы и мифы;
б) безразлично относятся как
к религиозным, так и к атеистическим
нормам и ценностям; в) не считают, что
религия приносит вред обществу; г)
не считают атеистическое
Общая характеристика
поведения: религиозное поведение
отсутствует, хотя не исключены отдельные
его проявления. Эмпирические признаки:
а) религиозное поведение
Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу. Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное поведение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается.[4]
Активные
атеисты. Общая характеристика сознания:
наличие глубоких атеистических
убеждений. Эмпирические признаки: а) не
верят в религиозные догматы
и мифы; б) негативно относятся
к религиозным нормам и ценностям;
в) позитивно относятся к
ГЛАВА III
3.1 Своеобразие
и структура религиозного
В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии.
Специфику же самому содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон - содержательной и функциональной.
1) Содержательная
сторона религиозного сознания
формирует конкретные ценности
и потребности верующих, их взгляды
на окружающий мир и
К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.
2) Функциональная
сторона религиозного сознания
в своеобразной форме
- Особенностями
религиозного сознания
* более строгий
контроль религиозных
* более четкая
продуманность идеологии и
Религиозное сознание:
* не только
вырабатывает конкретные
* не только
формирует веру в
* формирует
религиозные представления и
верования посредством
* цементирует
и превращает в единое целое
идеологию и психологию, насаждаемый
религией религиозный опыт, представляющий
собой, с одной стороны,
Религиозная вера объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, связей и превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков», церковных иерархов, служителей культа и т.д.
Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Религиозное сознание включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию.
1) Религиозная
идеология - это более или менее
стройная система понятий,
Она включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения Святого Писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.
2) Религиозная
психология - представляет собой
совокупность религиозных
3.2 Особенности
религиозно-психологического
В ходе религиозной
деятельности и религиозных отношений
возникают и воспроизводятся
различного рода психологические явления,
обычно именуемые религиозно-
Религиозно-психологический комплекс включает в себя многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, религиозные установки, чувства, общение и др.Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии.Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой является религиозная вера (в различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром.Но религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др. В частности, мировоззренческие, нравственные, познавательные потребности верующих получают специфическое удовлетворение через систему религиозных догматов, мифов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Эстетические потребности удовлетворяются благодаря эстетическим компонентам богослужения. Во взаимоотношениях с другими верующими и служителями культа реализуются потребности в общении и утешении.В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества.Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентации, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением.[8]
Информация о работе Психология религии. Изучение различных феноменов веры