Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа
Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА I.МИРОВЫЕРЕЛИГИИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………….4
1.1 Понятие и сущность религии…………………………………………….4
1.2 Классификация религий………………………………………………….5
1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций……......9
1.4 Секты и их особенности……………………………………………...….11
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ РЕЛИГИИ…………………………………………………………………..…12
2.1 Психологические типы религиозных деятелей…………………….…..12
2.2 Психологические типы религиозных людей………………………………..…….….14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ……..…….....16
3.1 Своеобразие и структура религиозного сознания……………..………16
3.2 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих....19
3.3.Различные феномены веры…………………………………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…….……23
Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.
Система ценностных
ориентации верующих характеризует
их общее отношение к окружающей
действительности, общую социальную
направленность их сознания и поведения.
Однако эта общая социальная направленность
реализуется в их отношениях к
конкретным событиям, фактам или лицам,
в отдельных актах поведения.
Поэтому важным элементом религиозно-
Религиозная установка - предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.
Таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения религиозных людей.
Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат.С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т.е. переживаются как «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство смирения», «чувство греховности», «радость общения с Богом», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «любовь к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда» и т.д.Особую роль играет религиозное общение - личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения.[9]
Религиозное сознание предписывает три плана общения:
1) верующих друг с другом;
2) верующих со священнослужителем;
3) верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.
Как и всякое
общение, религиозное общение
различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих является религиозным, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту, на отдыхе и т.д.[10]
3.3.Различные феномены веры.
Вера – это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.В широком смысле вера – это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования.Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), т.е. объект веры именно что претендует на истинность. Не гипотеза, даже не постулат, а именно что догма.
Феномен веры — это одна из тех тайн, пленником которых является человек. Это жизненно важная тайна, которая связана с самой возможностью существования человека, с его жизнью и смертью, с той реальностью, в которой человек ощущает себя живущим. Что такое вера? Этот вопрос волнует многих — ученых, философов, богословов, психологов, верующих и неверующих. Это слово встречается в нашей жизни повседневно: «верую», «верю», «уверен».Многозначность понятия. Слово вера означает разное и как явление изучается разными дисциплинами. Оно может означать то, «как человек верует», сам душевный акт веры, его субъективную природу. Оно может означать и то, на чем основывается человек в акте веры, те основания и критерии, которые позволяют ему быть уверенным в предмете веры.[4]
Религиозное сознание предписывает три плана общения:
1) верующих друг с другом;
2) верующих со священнослужителем;
3) верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.
Отмечались
и некоторые другие психологические
особенности феномена веры. Говоря
о бессознательных корнях веры, Д.
Юм заключает: я «никогда не сознаю
подобного акта», «опыт может
порождать веру и суждение о причинах
и действиях с помощью
Заключение
В заключении на основе проведенного
анализа мировых религий,
Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях
Проработав многочисленные источники по данной теме Я пришла к выводу что несмотря на различие в мировых религиях некоторые из них имеют нечто общее в ритуалах,в обрядах (покрывают голову заходя в церковь-христиане или мечеть-мусульманы в частности это относится к женщинам) и т.д.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная
- 370 с.
2 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс], 2006. - 1 CD-диск.
3 Еникеев М.И. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001. - 160 с.
4 Краткий словарь по социологии // под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. - 637 с.
5 Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. // под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
6 Учебное пособие для вузов // под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. Серия: Высшее образование. 2001 г. - 600 с.
7. http://relig.info/
8. http://www.all-psy.com/ks/
9. http://www.koob.ru/jung/
10.http://tamirsheih.com/
Информация о работе Психология религии. Изучение различных феноменов веры