Психология религии. Изучение различных феноменов веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА I.МИРОВЫЕРЕЛИГИИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………….4

1.1 Понятие и сущность религии…………………………………………….4

1.2 Классификация религий………………………………………………….5

1.3 Психологическая характеристика религиозных организаций……......9
1.4 Секты и их особенности……………………………………………...….11
ГЛАВА II.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ РЕЛИГИИ…………………………………………………………………..…12
2.1 Психологические типы религиозных деятелей…………………….…..12
2.2 Психологические типы религиозных людей………………………………..…….….14

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВЕРУЮЩИХ……..…….....16
3.1 Своеобразие и структура религиозного сознания……………..………16
3.2 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих....19
3.3.Различные феномены веры…………………………………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…….……23

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таким образом, ценностные ориентации религиозных  людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.

 

Система ценностных ориентации верующих характеризует  их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к  конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные  установки.

 

Религиозная установка - предрасположенность верующего  к определенной оценке тех или  иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным  этой оценкой. В частности, исследователи  отмечают, что религиозные установки  играют роль своеобразного фильтра  по отношению ко всей информации, поступающей  к верующему, т.е. вся нерелигиозная  информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

 

Таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка  к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения  религиозных людей.

 

Важным компонентом  религиозно-психологического комплекса  являются религиозные чувства. Религиозные  чувства - это переживание верующими  своего эмоционального отношения к  религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к  самим себе. Необходимо отметить, что  эмоциональные процессы верующих с  точки зрения их физиологической  основы и главного психологического содержания ничего специфического в  себе не содержат.С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т.е. переживаются как «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство смирения», «чувство греховности», «радость общения с Богом», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «любовь к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда» и т.д.Особую роль играет религиозное общение - личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения.[9]

 

 

Религиозное сознание предписывает три плана  общения:

 

1) верующих  друг с другом;

 

2) верующих  со священнослужителем;

 

3) верующих  с Богом, ангелами, душами умерших  и т.д.

 

Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью 

различных социально-психологических  механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем  не всякое общение верующих является религиозным, поскольку оно может  развертываться в нерелигиозных  сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту, на отдыхе и т.д.[10]

 

3.3.Различные феномены веры.

 

   Вера – это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.В широком смысле вера – это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования.Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), т.е. объект веры именно что претендует на истинность. Не гипотеза, даже не постулат, а именно что догма.

 

Феномен веры — это одна из тех тайн, пленником  которых является человек. Это жизненно важная тайна, которая связана с  самой возможностью существования  человека, с его жизнью и смертью, с той реальностью, в которой  человек ощущает себя живущим. Что такое вера? Этот вопрос волнует многих — ученых, философов, богословов, психологов, верующих и неверующих. Это слово встречается в нашей жизни повседневно: «верую», «верю», «уверен».Многозначность понятия. Слово вера означает разное и как явление изучается разными дисциплинами. Оно может означать то, «как человек верует», сам душевный акт веры, его субъективную природу. Оно может означать и то, на чем основывается человек в акте веры, те основания и критерии, которые позволяют ему быть уверенным в предмете веры.[4]

 

 

 

 

 

 

Религиозное сознание предписывает три плана  общения:

 

1) верующих  друг с другом;

 

2) верующих  со священнослужителем;

 

3) верующих  с Богом, ангелами, душами умерших  и т.д.

 

Отмечались  и некоторые другие психологические  особенности феномена веры. Говоря о бессознательных корнях веры, Д. Юм заключает: я «никогда не сознаю подобного акта», «опыт может  порождать веру и суждение о причинах и действиях с помощью некоторой  скрытой операции, и притом так, что  мы ни разу об этом даже и не подумаем» [17]. В отличие от являющегося произвольным акта мысли, вера возникает спонтанно. «Она есть нечто такое, что не зависит от нашей воли [выд. мною. – А.Д.], но должно порождаться некоторыми определенными причинами и принципами, которые не находятся в нашей власти» [18]. Г. Гегель замечает: «…вера

 

Заключение

 

В заключении на основе проведенного анализа мировых религий,религиозных организаций,феноменов можно сделать следующий вывод.

  Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях

  

  Проработав многочисленные источники по данной теме Я пришла к выводу что несмотря на различие в мировых религиях некоторые из них имеют нечто общее в ритуалах,в обрядах (покрывают голову заходя в церковь-христиане или мечеть-мусульманы в частности это относится к женщинам) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 1999.

 

- 370 с.

 

2 Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия [Электронный ресурс], 2006. - 1 CD-диск.

 

3 Еникеев М.И. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001. - 160 с.

 

4 Краткий словарь по социологии // под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. - 637 с.

 

5 Социальная психология: Хрестоматия:  Учебное пособие для студентов  вузов. // под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.

 

6 Учебное пособие для вузов  // под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. Серия: Высшее образование. 2001 г. - 600 с.

 

7. http://relig.info/encyclopedia/psikhologiya-religii

 

8. http://www.all-psy.com/ks/religiya-i-psihologiya.html

 

9. http://www.koob.ru/jung/psihologiya_i_religia

 

10.http://tamirsheih.com/index.php?option=com_youtubegallery&view=gallery&Itemid=61

 


Информация о работе Психология религии. Изучение различных феноменов веры