Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:23, доклад
Описание работы
На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судебной деятельности.
Содержание работы
1. Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие. 1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследования и планирование собственной деятельности. 2. Непосредственное восприятие всех источников доказательств и познание обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия. 3. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором, адвокатом и т.д.). 4. Реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора). 5. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).
Дополняющие
вопросы задаются, когда допрашиваемый в своем свободном рассказе
не сообщил о каких-то важных с позиции
ведущей прямой допрос стороны обстоятельствах,
фактах (например, о времени или месте
совершения рассматриваемого в суде события).
Уточняющие
вопросы ставятся, когда показания
допрашиваемого об этих обстоятельствах
недостаточно конкретны и когда их необходимо
детализировать.
Напоминающие
вопросы задаются, когда допрашиваемый
испытывает затруднения в припоминании
каких-либо существенных с позиции
данной стороны фактов и обстоятельств.
В ходе прямого допроса следует
избегать контрольных вопросов, в частности
испытывающих память допрашиваемого,
нельзя подталкивать его к лживым показаниям.
В необходимых
случаях можно прибегать к
тактическим приемам, помогающим свидетелю
более полно и объективно изложить обстоятельства
дела, убедить судей и присяжных заседателей
в правдоподобности сказанного. К подобным
приемам относится, например, применение
различных средств наглядности, помогающих
свидетелю полно изложить свои показания,
а суду - понять их доказательственную
ценность.
Важнейшей предпосылкой
успешного ведения допроса является
установление психологического контакта
с допрашиваемым. Видя перед собой
большую аудиторию, допрашиваемый
зачастую испытывает сильное волнение,
психическое напряжение, которые могут выражаться
как в повышенной раздражительности, излишней
возбудимости, так и, напротив, в скованности,
заторможенности.
Все это препятствует
установлению с ним психологического
контакта и проведению полноценного
прямого допроса.
В связи с этим приобретает большое
значение умение допрашивающего быстро
и незаметно нейтрализовать подобные
психические состояния допрашиваемого.
Это можно достичь ровным, спокойным, доброжелательным
тоном начинаемого с ним диалога, вежливым,
уважительным обращением к допрашиваемому.
Для установления и поддержания психологического
контакта всегда лучше называть допрашиваемого
по имени и отчеству, чем употреблять такие
"холодные", отчужденные понятия,
как "свидетель", "потерпевший",
"подсудимый", которые вряд ли будут
сглаживать напряженность обстановки
допроса.
Одновременно
с ведением прямого допроса каждая
сторона может представлять доказательства,
подтверждающие отстаиваемые ею фактическую
и юридическую версии, путем проведения
шахматного допроса. Сущность шахматного допроса заключается
в том, что при прямом (основном) допросе
допрашивающий попутно ставит вопросы
и другим, уже допрошенным лицам (находящимся
в зале судебного заседания ранее допрошенным
потерпевшему, свидетелям, эксперту), по
тем же фактам и обстоятельствам, о которых
идет речь в данный момент в основном допросе.
В этом случае шахматный допрос проводится
для подтверждения показаний одного лица,
полученных в ходе прямого допроса, другими
лицами, ранее допрошенными в суде.
После представления
доказательств одной стороной путем
проведения прямого и шахматного допроса
своих "свидетелей" противная сторона
имеет право принять участие в исследовании
этих доказательства путем проведения
перекрестного допроса того же лица и
связанного с ним шахматного допроса,
Перекрестный
допрос - это допрос участниками
процесса "свидетеля" противоположной
стороны, чьи показания представлены
этой стороной в ходе прямого допроса,
в целях критического исследования
и проверки сведений, содержащихся
в показаниях данного лица.
В состязательном уголовном
судопроизводстве искусное проведение
перекрестного допроса позволяет эффективно
решать следующие тактико-психологические
задачи, связанные с процессом убеждения
судей и присяжных заседателей:
1) выставить
в наиболее выгодном для своего дела свете те данные,
которые имеются в показаниях свидетелей
противной стороны;
2) дополнить
их, если можно, выяснением обстоятельств,
которых не коснулся процессуальный
противник, и таким образом
получить доказательства, подтверждающие
версию ведущей перекрестный допрос стороны;
3) дискредитировать
результаты прямого допроса: подорвать
доверие к неблагоприятным для
другой стороны показаниям допрошенного
лица, нейтрализовать произведенное
ими впечатление, уменьшить их
убедительность, зародить сомнение в их правдоподобии у судей
и присяжных заседателей.
Перекрестный
допрос, особенно в присутствии присяжных
заседателей, следует проводить
активно, наступательно и в то
же время тактично, чтобы у суда
не складывалось впечатление, что своими
вопросами допрашивающий "придирается"
к свидетелю, пытается сбить его с толку.
Сторона, проводящая
перекрестный допрос, для дискредитации
результатов прямого допроса
свидетеля противоположной стороны,
выявления и демонстрации суду содержащихся
в показаниях этого лица противоречий одновременно
может проводить шахматный допрос ранее
допрошенных лиц. В подобных случаях шахматный
допрос выступает в роли своеобразной
очной ставки между допрашиваемым при
перекрестном допросе лицом и ранее допрошенными
лицами.
В условиях открытого судебного разбирательства
шахматный и перекрестный допросы оказывают
повышенное психологическое воздействие
на психику допрашиваемого и могут склонить
его к показаниям, которые желательны
для одной из сторон.
В таких случаях
для устранения вредных последствий перекрестного
допроса проводится передопрос - повторный
допрос участниками процесса "свидетеля"
своей стороны, проводимый после перекрестного
допроса и связанного с ним шахматного
допроса. Передопрос свидетеля своей стороны
позволяет проводившему прямой допрос
вновь вернуться к началу допроса, чтобы
исправить "разрушения", причиненные
перекрестным допросом и связанным с ним
шахматным допросом.
Возможный повторный допрос
подсудимого, не признающего свою вину,
государственному обвинителю целесообразно
проводить в конце судебного следствия,
когда аргументы и совокупность фактических
данных, подтверждающих вину подсудимого,
настолько убедительны и бесспорны, что
он, убедившись в несостоятельности своей
позиции, может дать правдивые показания.
Эффективность проведения
любого вида судебного допроса зависит
от умения государственного обвинителя,
защитника и председательствующего судьи
ставить допрашиваемым лицам правильные
вопросы.
При постановке вопросов
поза должна быть естественной и скромной,
соответствующей той, которая свойственна
лицу, сидящему за столом в судебном учреждении
во время разбирательства дела. Не следует
задавать вопросы, покачиваясь и развалясь
на стуле или перекинув небрежно руку
за его спинку.
Мимика и жесты должны
быть естественными и скупыми. Не следует
гримасничать и сильно жестикулировать
руками.
В заключение следует отметить,
что необходимо уметь не только правильно
ставить вопросы, но и выслушивать
ответы на них допрашиваемого. Иногда
государственный обвинитель или
защитник ставит вопрос, а затем не слушает
ответ, переговаривается с кем-то, читает
бумаги, листает записи и т.п. Такое нетактичное
поведение препятствует установлению
и поддержанию психологического контакта
с допрашиваемым, присяжными заседателями
и судьями.
4. Психологические особенности прений
сторон
Прения сторон
состоят из речей обвинителя и
защитника. В прениях сторон могут
также участвовать потерпевший
и его представитель. Гражданский
истец, гражданский ответчик, их представители,
подсудимый вправе ходатайствовать об участии в прениях
сторон.
Последовательность выступлений
участников прений сторон (в тех
случаях, когда в деле принимают
участие несколько защитников или
несколько обвинителей) устанавливается
судом. При этом первым во всех случаях
выступает обвинитель, а последним
- подсудимый и его защитник. Гражданский
ответчик и его представитель выступают
в прениях сторон после гражданского истца
и его представителя.
Основная задача выступления
сторон с судебной речью и репликой
заключается в том, чтобы помочь
суду правильно подвести итоги судебного
следствия, сформировать у судей и присяжных
заседателей правильное внутреннее убеждение
о виновности или невиновности подсудимого
и по другим вопросам, относящимся к их
компетенции, побудить их принять по этим
вопросам правильное и справедливое решение
с учетом позиции и доводов каждой из сторон.
Для достижения этой цели выступления
сторон, прежде всего государственного
обвинителя и защитника, должны быть убедительными
по содержанию и форме.
Убедительность
выступления зависит не только
от доказательности речи, но и от эффективного
решения других задач, связанных с процессом
аргументации (убеждение, склонение слушателей
присоединиться к мнению судебного оратора,
чтобы они стали его единомышленниками
по всем обсуждаемым им вопросам).
Для эффективного
решения этих взаимосвязанных задач
в процессе аргументации наряду с логическими
применяются также речевые, эмоционально-психологические
и другие внелогические способы убеждающего
воздействия. Различные способы убеждающего
воздействия изучаются в логике, психологии,
лингвистике, психолингвистике, риторике
и других науках. Совместное изучение
многообразных способов убеждения аудитории
с помощью речевого воздействия является
предметом особой отрасли знания - теории
аргументации, представляющей собой комплексное
учение о наиболее эффективных в коммуникативном
процессе логических и внелогических
способах (методах и приемах) убеждающего
воздействия.
Теория аргументации
анализирует и объясняет скрытые
механизмы "незаметного искусства"
речевого воздействия в рамках самых
различных коммуникативных систем.
Влиять на убеждения слушателей или зрителей
можно не только с помощью речи и словесно
выраженных доводов, но и многими другими
способами - жестом, мимикой, наглядными
образами и т.п. Даже молчание в определенных
случаях оказывается достаточно веским
аргументом.
Различные логические
и внелогические способы убеждающего
воздействия изучаются и теорией
судебного ораторского искусства
в целях разработки рекомендаций
и приемов построения убедительной
по содержанию и форме судебной речи. Соблюдение этих рекомендаций
имеет особенно важное значение в суде
с участием присяжных заседателей. Основное
содержание судебного ораторского искусства
отвечает на три главных вопроса, от правильного
решения которых зависит способность
судебного оратора (государственного
обвинителя и защитника) разработать и
произнести в суде с участием присяжных
заседателей убедительную по содержанию
и форме судебную речь: 1) о чем говорить;
2) что говорить; 3) как говорить.
Вопросы "о
чем говорить" и "что говорить" определяют содержание
обвинительной и защитительной речей.
Вопрос "о
чем говорить" направлен на определение
предмета судебной речи, поскольку
согласно ч.2 ст.336 УПК РФ прения сторон
проводятся лишь в пределах вопросов,
подлежащих разрешению присяжными заседателями. Учитывая, что
выступление адвоката перед присяжными
заседателями с защитительной речью является
одним из способов защиты, используемых
адвокатом в целях добиться вынесения
коллегией присяжных заседателей определенного
вердикта по относящимся к их компетенции
вопросам, при определении предмета защитительной
речи следует исходить из требований уголовно-процессуального
закона к постановке вопросов, подлежащих
разрешению присяжными заседателями,
с учетом результатов судебного следствия
и прений сторон и содержания вопросов
присяжным заседателям.
4.1. Защитительная
речь
При определении
предмета защитительной речи при
выступлении перед присяжными заседателями
следует исходить прежде всего из
содержания предусмотренных ч.1 ст.339
УПК РФ основных вопросов:
1) доказано
ли, что деяние имело место;
2) доказано
ли, что это деяние совершил
подсудимый;
3) виновен
ли подсудимый в совершении
этого деяния.
Именно анализу
этих вопросов с позиции защиты с
учетом исследованных в суде доказательств
и доводов обвинения, изложенных в речи
государственного обвинителя, посвящено
основное содержание защитительной речи.
В необходимых
случаях в защитительной речи
анализируются также вопрос о
том, заслуживает ли подсудимый снисхождения,
а также предусмотренные ч.3 ст.339 УПК РФ
вопросы:
* о таких
обстоятельствах, которые влияют
на степень виновности либо
изменяют ее характер, влекут
освобождение подсудимого от
ответственности;
* о степени
осуществления преступного намерения,
причинах, в силу которых деяние
не было доведено до конца;
* о степени
и характере соучастия каждого
из подсудимых в совершении
преступления;
* позволяющие
установить виновность подсудимого
в совершении менее тяжкого
преступления, если этим не ухудшается
положение подсудимого и не
нарушается его право на защиту.
Вопрос "что
говорить" направлен на логическую
аргументацию позиции защиты и обвинения
по вопросам, относящимся к предмету
речи в суде с участием присяжных
заседателей. Так, защитительная речь
по своему содержанию представляет собой
выступление, направленное на убеждение
присяжных заседателей в том, что имеются
фактические и правовые основания для
принятия ими одного из следующих решений
(соответствующих избранной позиции защиты):