Психология судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:23, доклад

Описание работы

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической структуры судебной деятельности.

Содержание работы

1. Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании
Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие.
1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследования и планирование собственной деятельности.
2. Непосредственное восприятие всех источников доказательств и познание обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия.
3. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором, адвокатом и т.д.).
4. Реализация основной конструктивной деятельности (вынесение приговора).
5. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением (исполнение приговора).

Файлы: 1 файл

юр псих.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Процессуальный  порядок постановления приговора  четко регламентирован. Приговор является единственным процессуальным актом  о признании лица виновным или  невиновным в совершении преступления и назначении ему уголовного наказания или оправдания.

Порядок совещания  судей при коллегиальном рассмотрении уголовного дела предусмотрен ст.301 УПК  РФ. Председательствующий ставит на разрешение суда вопросы в той последовательности, в какой они изложены в ст.299 УПК.

Каждый вопрос должен быть поставлен в ясной  и понятной форме, чтобы на него можно  было получить либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Постановление приговора осуществляется в связи  с окончательным формированием  достоверной модели состава преступления, всего того, что по закону входит в предмет доказывания.

При этом решаются следующие вопросы:

1) какие конкретные  жизненные условия повлияли на  совершение преступления;

2) каковы обстоятельства, предусмотренные законом в качестве  смягчающих и отягчающих ответственность;

3) каким способом  совершено преступление, до какой  степени оно доведено (стадии  приготовления, покушения или  окончательного преступления);

4) какую роль  выполнял виновный в структуре  группового преступления;

5) какие антисоциальные качества личности преступника проявились в совершенном общественно опасном деянии;

6) насколько глубока  антисоциальная пораженность личности  преступника и какая мера наказания  может быть избрана для него  и в карательном отношении,  и в отношении задач его ресоциализации.

Чтобы мнение председательствующего (профессионального юриста) не оказывало  психологического влияния на остальных  членов суда, закон обязывает его  высказывать свое мнение последним.

Если мнения судей совпадают, то коллективное мнение, убеждение суда формируется в процессе их выявления. В случаях, когда мнения судей разделяются, организуется широкое обсуждение разрешаемого вопроса. Выявляются доказательства, на основании которых у судей формировались личные убеждения.

Каждый из участников совещания обосновывает свои доводы и выводы, убеждает других в правоте своих взглядов, опровергает те взгляды и мнения, которые считает ложными. После этого судьи анализируют все высказывания и приступают к оценке их в совокупности.

Выработка коллективного убеждения свидетельствует о том, что у всего состава суда или у его большинства сложилось определенное отношение к истинности исследованных обстоятельств дела.

Такое психологическое  состояние, отличающееся сознательностью  и окончательностью, создает предпосылки для принятия обоснованного и всесторонне взвешенного коллективного решения по рассматриваемому делу. Последнее принимается в совещательной комнате и влечет за собой или осуждение подсудимого, или оправдание его, или направление дела на дополнительное расследование.

При вынесении и написании  приговора судья всегда должен помнить, что всякий приговор должен удовлетворять  нравственному чувству людей, в  том числе и самого подсудимого.

Воспитательное  воздействие приговора будет  достигнуто в том случае, если он понял всеми присутствующими, отвечает их нравственному убеждению, основанному на правосознании.


Информация о работе Психология судопроизводства