Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:53, реферат

Описание работы

Психология Управления - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой.
Ее основная задача-анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты:
1) диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
2) формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
3) организация исполнения решения.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

                                                                         
 
 
 
 
 
 
 

Расчетно-графическая  работа 

по дисциплине «Психология управления» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнила:

                    студентка гр.ПИЭ-405з

                    Старцева  Н.С.

                      

                    Проверила:

                    преподаватель 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Уфа 2011 
 
 
 

1. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ  КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

   Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος —  знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических  процессах в психике людей  и животных.

   Управление  является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

   Психология  Управления - отрасль психологии, изучающая  психологические закономерности деятельности управленческой.

   Ее  основная задача-анализ психологических  условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

   Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие  моменты:

   1) диагностика и прогнозирование  состояния и изменений управленческой подсистемы;

   2) формирование программы деятельности  подчиненных, направленной на  изменение состояний управляемого  объекта в заданном направлении;

   3) организация исполнения решения.

   В личности руководителя психологией  управления различаются:

   1) его управленческие потребности и способности;

   2) его индивидуальная управленческая  концепция, включающая сверхзадачу,  содержание проблемное, управленческие  замыслы и внутренне принятые  личностью принципы и правила  управления.

   Управляющая подсистема обычно представлена деятельностью совместной группы большой иерархически взаимосвязанных руководителей. изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность.

   На  способы такого сопряжения влияют правовые полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения, и пр.

   Несовершенство  способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах - как конфликты, ведомственные барьеры, местничество.

   Одно  из важнейших направлений - изучение психологических условий обеспечения  целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет деятельности управленческой - коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности деятельности управленческой обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению. 
 

   2. Методологические подходы к управлению

   Существуют  три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.

   Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. С его  помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

   Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями  и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимозависимости между различными свойствами.

   Четкое  функционирование организации влияет на множество факторов, наиболее важными  из которых являются психологические  и социально-психологические феномены.

   Система (system) - единство, состоящее из взаимозависимых  частей, каждая из которых привносит  что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми  системами, потому что они динамично  взаимодействуют с внешней средой.

   Применительно к проблемам управления в системном  подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

   а) выделение объекта исследования;

   б) определение иерархии целей системы  и ее отражение в целях подсистем;

   в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой они функционируют и обратного влияния системы на объекты подсистемы;

   г) определение возможных путей  совершенствования деятельности изучаемых  подсистем.

   Ситуационный  подход.

   Другое  его название — "конкретный подход". При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.

   Ситуационный  подход – концепция, согласно которой оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания определенных приемов. Данная концепция пригодна для более эффективного достижения целей организации.

   Процессный  подход. Этот подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная  цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий. 
 
 

3.Функция  планирования

   Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее  время приобрела качественно  новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

   Планирование  – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

   Планирование  – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

   Важнейшими  целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. 

4.Функция  организации 

   Сyщнocть фyнкции cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить выпoлнeниe peшeния c opгaнизaциoннoй cтopoны, тo ecть coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы.

   Оpгaнизoвaть — знaчит paздeлить нa чacти и дeлeгиpoвaть выпoлнeниe oбщeй yпpaвлeнчecкoй зaдaчи пyтeм pacпpeдeлeния oтвeтcтвeннocти и пoлнoмoчий, a тaкжe ycтaнoвлeния взaимocвязeй мeждy paзличными видaми paбoт.

   Функция организации реализуется двумя  путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

   Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

   Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

   Существует  два основных аспекта организационного процесса:

   1. Деление организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям.

   2. Делегирование полномочий.

   Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

   Сoдepжaниeм  фyнкции являeтcя:

   - пpиcпocoблeниe opгaнизaциoннoй cтpyктypы  фиpмы к зaдaчaм нaмeчaeмoй дeятeльнocти;

   - пoдбop людeй для кoнкpeтнoй paбoты  и дeлeгиpoвaниe им пoлнoмoчий, пpaв  иcпoльзoвaния pecypcoв opгaнизaции. 

5.Функция  контроля

   Контроль  — это процесс обеспечения  того, что организация действительно  достигает своих целей. Он пpeдcтaвляeт coбoй cиcтeмy нaблюдeния и пpoвepки cooтвeтcтвия пpoцecca фyнкциoниpoвaния yпpaвляeмoй пoдcиcтeмы пpинятым peшeниям, a тaкжe выpaбoтки oпpeдeлeнныx дeйcтвий.

   1.Контроль  очень важен для успешного  функционирования организации.

   2.Без  контроля начинается хаос и  объединить деятельность каких-либо  групп становится невозможно.

   3.Контроль  необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше сем они станут слишком серьезными.

   4.Контроль  используется для стимулирования  успешной деятельности.

   5.Контроль  необходим для борьбы с неопределенной  ситуацией как внутренней так  и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и др.

   6.Контроль  предупреждает возникновение кризисных  ситуаций. Функция контроля - это  такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы  и скорректировать соответственно  деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Информация о работе Психология управления