Психология взрослого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение
Психологические особенности юношеского возраста…………………………4
Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период…7
Кризисы развития зрелых возрастов…………………………………………… 14
Заключение

Файлы: 1 файл

психология взросллого человека.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

  1. Психологические особенности юношеского возраста…………………………4

 

  1. Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период…7

 

  1. Кризисы развития зрелых возрастов……………………………………………  14

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В связи с возрастанием роли психологического фактора в  современном обществе все более  повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в  школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс  обучения. Повышение требований к  интеллекту взрослого человека, к  его мобильности и способности  непрерывно обучаться происходит в  условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и  расширения масштабов человеческой деятельности.

Каковы же возможности  человека в период взрослости? Многочисленными  исследованиями установлено, что в  разные периоды жизни человека наблюдается  неравномерное развитие его психических  функций. Так, наиболее высокая степень  восприимчивости социального и  профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в  интеллектуальных функциях. Это свидетельствует  о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию опережает  память и мышление. Это связано  с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение  человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое  развитие всех интеллектуальных функций - памяти, мышления и внимания, которое  снижается к 45 годам. Затем быстрота приема информации, ее переработки  и реакции на нее, интенсивность  внимания, а также эмоциональная  уравновешенность и другие психологические  показатели понижаются.

Интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, внешним - образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; а в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что сохраняется высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем возникают серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров — важные условия профессионального и интеллектуального развития человека. Существенное значение имеют время и форма приобретения работником среднего и высшего образования. Продолжительность обучения влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности перепрофилирования, способствует формированию активной жизненной позиции и т.д. Для взрослого основным видом деятельности становится профессиональная. Обучение отодвигается на второй план, профессиональный опыт формируется и накапливается в сфере непосредственно практической преобразовательной деятельности. На разных этапах взрослости отношение к обучению меняется (что вполне естественно), но зависимость этого отношения от ведущего вида деятельности (трудовой) сохраняется. Именно профессиональная деятельность формирует потребность взрослого в знаниях (особенно в современных условиях жизни), его познавательные интересы и запросы, цели и мотивы. Если человек принимает решение о продолжении образования, то у него появляется мощный источник углубления и совершенствования положительного отношения к образованию.

Развитие человека в период взрослости определяется сменой основных видов деятельности, прежде всего  профессиональной. Именно в этот период наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, обшения  и труда. Современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих  знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. При рассмотрении особенностей учения взрослых, необходимо учитывать психические особенности  зрелого возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические особенности юношеского возраста

 

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения  лежит выбор будущей сферы  деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с  задачами социального и личностного  самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных  перспектив, с проектированием будущего.

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в  этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному  моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему  отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей  степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового  возраста к юношескому происходит изменение  в отношении к будущему: если подросток  смотрит на будущее с позиции  настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических  и индивидуально-психологических  различий.

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей  профессиональные и личностные устремления  юношей и девушек. Ведущее место  у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и  подготовкой к самостоятельной  жизни, с дальнейшим образованием и  самообразованием. Эти мотивы приобретают  личностный смысл и становятся значимыми.

Остается значимым и общение  со сверстниками, более значимым становится общение со взрослыми, родителями. Общение  носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в  группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с  человеком, который юноше нравится, в котором он нуждается.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной  программой, когда предметом размышлений  оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный  план- это план потенциально возможных  действий. В содержании планов, как  отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных  с будущей профессиональной деятельностью  и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального  благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень  притязаний не подкрепляется столь  же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей  желание больше получать не сочетается с психологической готовностью  к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.

Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в

1)открытии своего внутреннего  мира во всей его индивидуальной  целостности и уникальности;

2)стремлении к самопознанию;

3)формировании личной  идентичности, чувство индивидуальной  самотождественности, преемственности  и единства;

4)самоуважении;

5)становлении личностного  способа бытия, принятие на  себя личной ответственности.

У девушек жизненное и  профессиональное самоопределение  не связаны между собой, для них  характерны большая эмоциональность  и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение  органически входит и формируется  в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают  интеллектуальные показатели (комбинаторное  мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень  сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в  такое планирование активно вовлечены  также интеллектуальные показатели.

Профессиональные и жизненные  планы имеют большое значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному  выбору показало, что у 75% юношей отсутствует  четкий профессиональный план, и они  обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким  уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в  то же время для них характерна более высокая тревожность. Анализ индивидуальных особенностей старших  школьников и студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором  показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном  анализе этих групп обнаружены достоверные  различия между ними по показателям  вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля.

В юношеском возрасте наблюдается  высокая индивидуальная устойчивость и четко выраженная половая специфика  профессионального типа. Среди девушек  преобладают социальный, артистический  и конвенциональный тип. Среди юношей - предпринимательский, исследовательский  и реалистический. При этом к моменту  окончания школы профессиональный тип личности оказывается достаточно сформированным. Эти данные о влиянии  характера и профиля деятельности, а также адекватного профессионального  самоопределения на реализацию и  становление потенциалов субъекта деятельности указывают важность прогнозирования  и управления этими процессами. Неотъемлемой частью такого управления является психологическое  консультирование, направленное, прежде всего, на то, чтобы юноша или девушка  осознали себя активными строителями  собственной жизни, осознали ответственность  за свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период

 

Одним из фундаментальных  разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о  периоде расцвета всех жизненных  сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный  период онтогенеза, характеризующийся  тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.

Понятие зрелости связано  с исследованием отношения человека к собственной жизни среди  людей; не только к себе самому, к  своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и  изменить его. Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны  детей, молодого поколения, которое  подтверждает субъективное ощущение своей  нужности другим. Главная положительная  характеристика личности на этой стадии - производительность реализуется в  заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.

Если ситуация развития в  зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению, т.е. имеет  место кризис зрелости.

Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно  ли он понял и реализовал настоящее  предназначение своей жизни. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени  личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому  многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

По отношению ко времени  своей жизни, выделяется несколько  типов поведения в зрелом возрасте:

1)стихийно-обыденный тип:  личность находится в зависимости  от событий и обстоятельств  жизни; она не успевает за  временем, не может организовать  последовательность событий, предвосхищать  их наступление или предотвращать  осуществление; поведение такого  человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;

2)функционально-действенный  тип: личность активно организует  течение событий, направляет их  ход, своевременно включается  в них, добиваясь эффективности;  но инициатива охватывает только  отдельные периоды течения событий,  а не их объективные или  субъективные последствия - у  такого человека отсутствует  «жизненная линия»;

3)созерцательно-пролонгированный  тип: личность пассивно относится  к бегущему времени своей жизни,  у нее отсутствует четкая организация  времени жизни;

4)созидательно-преобразующий  тип: личность пролонгировано  осуществляет организацию времени,  связывая его со смыслом жизни,  с решением общественных проблем,  творчески овладевает временем.

Д. Левинсон рассматривает  возрастное развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие характеризуется достижением  поставленных целей, поскольку основные задачи развития на этом этапе человеку представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются  предметом анализа для индивида, а новые возможности - предметом  поиска. В периоде взрослости Д. Левинсоном отмечены два переходных этапа, характеризующихся  пересмотром жизненных программ, - это период около 30 лет и период 40-45 лет. Так, в возрасте 30 лет человек  анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь. При этом мужчины  пересматривают собственные установки  по вопросам карьеры и способы  их реализации, женщины же делают окончательный  выбор между карьерой и семьей. Затем в 40-45 лет происходит еще  одно переосмысление жизненных ценностей.

Информация о работе Психология взрослого человека