Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:45, реферат
В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.
Введение
Психологические особенности юношеского возраста…………………………4
Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период…7
Кризисы развития зрелых возрастов…………………………………………… 14
Заключение
Содержание
Введение
Заключение
Введение
В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.
Каковы же возможности
человека в период взрослости? Многочисленными
исследованиями установлено, что в
разные периоды жизни человека наблюдается
неравномерное развитие его психических
функций. Так, наиболее высокая степень
восприимчивости социального и
профессионального опыта
Интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, внешним - образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; а в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что сохраняется высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем возникают серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров — важные условия профессионального и интеллектуального развития человека. Существенное значение имеют время и форма приобретения работником среднего и высшего образования. Продолжительность обучения влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности перепрофилирования, способствует формированию активной жизненной позиции и т.д. Для взрослого основным видом деятельности становится профессиональная. Обучение отодвигается на второй план, профессиональный опыт формируется и накапливается в сфере непосредственно практической преобразовательной деятельности. На разных этапах взрослости отношение к обучению меняется (что вполне естественно), но зависимость этого отношения от ведущего вида деятельности (трудовой) сохраняется. Именно профессиональная деятельность формирует потребность взрослого в знаниях (особенно в современных условиях жизни), его познавательные интересы и запросы, цели и мотивы. Если человек принимает решение о продолжении образования, то у него появляется мощный источник углубления и совершенствования положительного отношения к образованию.
Развитие человека в период
взрослости определяется сменой основных
видов деятельности, прежде всего
профессиональной. Именно в этот период
наиболее полно выражено формирование
человека как субъекта познания, обшения
и труда. Современное общество ставит
перед взрослым человеком задачу
непрерывного совершенствования своих
знаний и профессионального
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной:
поиски смысла жизни, своего места в
этом мире могут стать особенно напряжёнными.
Некоторые старшеклассники
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Остается значимым и общение со сверстниками, более значимым становится общение со взрослыми, родителями. Общение носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с человеком, который юноше нравится, в котором он нуждается.
Характерное приобретение ранней
юности - формирование жизненных планов.
Жизненный план как совокупность
намерений постепенно становится жизненной
программой, когда предметом размышлений
оказывается не только конечный результат,
но и способы его достижения. Жизненный
план- это план потенциально возможных
действий. В содержании планов, как
отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий.
В своих ожиданиях, связанных
с будущей профессиональной деятельностью
и семьёй, юноши и девушки достаточно
реалистичны. Но в сфере образования,
социального продвижения и
Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в
1)открытии своего внутреннего
мира во всей его
2)стремлении к самопознанию;
3)формировании личной
идентичности, чувство индивидуальной
самотождественности,
4)самоуважении;
5)становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности.
У девушек жизненное и
профессиональное самоопределение
не связаны между собой, для них
характерны большая эмоциональность
и ситуативность
На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.
Профессиональные и жизненные
планы имеют большое значение
для выбора профессии. Исследование
готовности к профессиональному
выбору показало, что у 75% юношей отсутствует
четкий профессиональный план, и они
обнаруживают низкую активность в выборе
профессии. Сформированный профессиональный
план имеют юноши с более высоким
уровнем интеллектуального
В юношеском возрасте наблюдается
высокая индивидуальная устойчивость
и четко выраженная половая специфика
профессионального типа. Среди девушек
преобладают социальный, артистический
и конвенциональный тип. Среди юношей
- предпринимательский, исследовательский
и реалистический. При этом к моменту
окончания школы
Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.
Понятие зрелости связано
с исследованием отношения
Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению, т.е. имеет место кризис зрелости.
Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.
По отношению ко времени своей жизни, выделяется несколько типов поведения в зрелом возрасте:
1)стихийно-обыденный тип:
личность находится в
2)функционально-действенный
тип: личность активно
3)созерцательно-
4)созидательно-преобразующий
тип: личность пролонгировано
осуществляет организацию
Д. Левинсон рассматривает
возрастное развитие как регулярную
последовательность стадий, как стабильных,
так и переходных. В стабильной
фазе развитие характеризуется достижением
поставленных целей, поскольку основные
задачи развития на этом этапе человеку
представляются решенными. В переходной
фазе сами способы самореализации оказываются
предметом анализа для