Психология взрослого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном обществе все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение
Психологические особенности юношеского возраста…………………………4
Психология человека зрелого возраста, задачи развития в этот период…7
Кризисы развития зрелых возрастов…………………………………………… 14
Заключение

Файлы: 1 файл

психология взросллого человека.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

Конфликт персоны с  тенью – это необходимая часть  корректировки, направленной на то, чтобы  возвратить человека в состояние  внутреннего равновесия. В результате индивидуации происходит интеграция внутренней истины, осознание «Я» настоящего. Это приводит и к изменению  отношений с партнером по браку. В течение кризиса среднего возраста трансформация супружеских отношений  проходит три необходимые стадии:

1)    Супруги должны взять на себя ответственность за свой психологический комфорт.

2)    Им следует согласиться на общее восприятие окружающего мира, не перекладывая на другого вину за свои травмы в прошлом и не возлагая на него ожиданий в будущем. Вместе с тем каждый из них должен стараться понять, как его воспринимает другой, не пытаясь защититься.

3)    Они должны согласиться непрерывно участвовать в таком диалоге.

В отношениях с родителями возникает необходимость изучить  свою историю и стать родителями самому себе. Индивидуация помогает выйти  из кризиса путем отделения себя от всех ложных проекций в каких  бы то ни было сферах. «Чем больше я  о себе знаю, тем больше смогу  реализовать себя в жизни, тем  более многоцветной и многогранной станет моя личность и тем богаче будет мой жизненный опыт» (Холлис).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Психология человека  пожилого и старческого возраста

Старость - заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано  с отходом человека от непосредственного  участия в производительной жизни  общества. Старость - один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный  с тем, что «последние вопросы  бытия» встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого - совместить возможности старого  человека в понимании мира и его  жизненный опыт с физической немощью  и невозможностью активно воплотить  в жизнь все понимаемое.

Чем старше становится человек, тем  больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи и  снижается социальная активность. Это  обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой  установление и обновление системы  социальных связей и обязательств. Во-вторых, постепенно «вымывается» его  возрастная когорта, и многие близкие  ему люди и друзья умирают или  возникают трудности в поддержании  отношений. В-третьих, старый человек  быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему  не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их.

Вовлеченность в общение неизбежно  убывает с возрастом, что обостряет  проблему одиночества. Эмоциональные  проявления одиночества выражаются в тревожности и скуке, в страхе и опустошенности, в депрессивном состоянии.

После шестидесяти лет человек  постепенно приходит к осознанию  социального отчуждения от последующих  поколений, которое переживается болезненно.

У людей преклонного возраста постепенно изменяется мотивационная сфера, и  немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно  трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и  старческом возрасте становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики  не строят долгосрочных планов - это  связано с общим изменением временной  жизненной перспективы. Психологическое  время меняется в старости, и большее  значение теперь имеют жизнь в  настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее  все же протянуты.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения  человека к этим изменениям. В типологии  Ф. Гизе выделяют три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий у  себя какие-либо признаки старости  и дряхлости;

2) старик-экстравертированный, признающий  наступление старости, но к этому  признанию приходящий через внешние  влияния и путем наблюдения  окружающей действительности, особенно  в связи с выходом на пенсию;

3) старик-интровертированный, остро  переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению  к новым интересам, оживление  воспоминаний о прошлом, малоподвижность,  ослабление эмоций, стремление к  покою.

Рассмотрим типы приспособления к  старости, выделенные Д. Бромлей:

конструктивное отношение - старый человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию; оптимистически относится к жизни; имеет высокую  самооценку благодаря успеху, достигнутому в жизни;

отношение зависимости - у такого человека сформирована психологическая зависимость  от других; нет высоких жизненных  притязаний; он достаточно легко выходит  на пенсию, семья обеспечивает ему  ощущение безопасности, внутренней гармонии;

оборонительное отношение - стремление к самообеспеченности, отказ от помощи; прямолинейность в суждениях  и поступках; с большой неохотой пожилые люди этого типа оставляют  работу, им свойственна преувеличенная эмоциональная сдержанность, депрессивность;

враждебное отношение - предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание своих неудач другим людям и общественным организациям, поэтому их взгляд на жизнь малореалистичен;

отношение самовраждебности - означает неактивность, чувство одиночества  и ненужности, они ждут смерть как  избавление от страданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Весь жизненный путь человека формируется  и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения разнообразных  по своей природе и по своему значению противоречий, которые лежат в  основе внутренних конфликтов личности на том или ином этапе жизни  или в той или иной конкретной жизненной ситуации. В состоянии  внутреннего конфликта человек  испытывает проблемную напряженность  всего своего поведения. Эта напряженность  возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Относительное социально-психологическое  равновесие в какой-то момент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям  в основных видах деятельности (взрослый проецирует психологический дискомфорт на производственные дела, общение  с коллегами, друзьями, друг с другом). Далее - по нарастающей: происходит как  бы разрыв жизни (человек не может  выполнять свои жизненные функции, пока не разрешит противоречие). И это  уже - жизненный кризис, при котором  социально-психологическое противоречие обостряется до предела, до той последней  границы, которая определяет в данный момент внутриличностные резервы социальной адаптивной энергии. И сегодня совсем не редкость, когда взрослый человек  в середине своего жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти  ответ на вопрос: как жить дальше? Для чего жить дальше? Перед взрослым стоит ряд существенных задач  по его самоактуализации: стать лучшим родителем для своих детей, достичь  профессиональных высот, проявить себя в общественной жизни, быть преданным  другом, быть интересным для окружающих, в общении и т.д. Все это рождает  потребность в постоянной кропотливой  работе над собой, над изжитием личных недостатков в характере, потребность  самосовершенствования.

Но все-таки хочется отметить, что  кризис взрослости (как и другие возрастные кризисы) несет в себе положительное начало, так как  способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот  каким будет это переживание  кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию, будет  зависеть от конкретных условий его  протекания, непосредственно от данного  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Немое Р.С. Психологическое консультирование. М.,2000.

 

  1. Немов Р.С. Психология. М., 2002.

 

  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2005.

 

  1. Элъконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

 

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

 

  1. Солодилова О.П. Возрастная психология. М., 2004

 


Информация о работе Психология взрослого человека