Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:30, контрольная работа
Цель. Изучить цели, задачи, особенности и структуру работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Задачи:
1)Провести подбор необходимых для исследования литературных источников.
2)Провести теоретический анализ работы ПМПК.
3)На основании полученных данных сделать вывод об особенностях работы ПМПК.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПМПК
1.1. Первые предпосылки формирования комиссий
1.2. Современный этап в формирования ПМПК
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
2.1. Основные понятия, цели и задачи ПМПК
2.2. Организация диагностико-коррекционного процесса в ПМПК
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПМПК
3.1. Основные направления работы психолога ПМПК
3.2. Основные положения проведения углубленной оценки
психического развития
3.3. Подготовка к проведению обследования
3.4. Психологический анамнез
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Кафедра ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа по дисциплине
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема: «ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-
Выполнил: студент группы,
Хорошкова Анастасия
Челябинск 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПМПК
1.1. Первые предпосылки формирования комиссий
1.2. Современный этап в формирования ПМПК
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
2.1. Основные понятия, цели и задачи ПМПК
2.2. Организация диагностико-коррекционного процесса в ПМПК
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПМПК
3.1. Основные направления работы психолога ПМПК
3.2. Основные положения проведения углубленной оценки
психического развития
3.3. Подготовка к проведению обследования
3.4. Психологический анамнез
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Характерное для психологической науки последних лет понимание готовности общества к решению проблем каждого ребенка нашло свое отражение в комплексе мероприятий по созданию службы практической психологии.
Существующая система психолого-
Согласно данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» в среднем 4,5%, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К таким детям «Закон об образовании» относит детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, сложными нарушениями, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Анализ статистических данных показывает, что в настоящее время отмечается количественное увеличение детей с нарушениями в развитии, причем нарушения сопровождаются множественным характером, затрагивают как физическую, так и психическую сферу, вызывают нарушения поведения, деформируют личность детей. Необходимо также подчеркнуть, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.
Цель. Изучить цели, задачи, особенности
и структуру работы психолого-медико-
Задачи:
1)Провести подбор необходимых для исследования литературных источников.
2)Провести теоретический анализ работы ПМПК.
3)На основании полученных данных сделать вывод об особенностях работы ПМПК.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПМПК
1.1. Первые предпосылки формирования комиссий
История формирования ПМПК как диагностической, а в дальнейшем диагностикоконсультативной службы, характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием содержания деятельности.
Первые прообразы комиссий, направляющих на обучение в школы так тогда называемых «дефективных детей», появились в начале 30-х годов ХХ века вместе с оформлением отечественной системы специального образования[1].
Разные уровни и наименования имели такие комиссии. Так, 12 февраля 1969 года министром просвещения СССР было утверждено Положение о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях, а накануне, 11 февраля 1969 года, заместитель министра просвещения СССР утвердил Инструкцию по приему в школы детей с дефектами умственного и физического развития.
Не все было гладко в работе комиссий. Не хватало специалистов, отсутствовали диагностические методики, комиссии собирались периодически перед началом учебного года в одном из кабинетов республиканского или областного органа образования. Казенная обстановка, отсутствие рядом родителей, белые халаты специалистов, примитивные методы обследования нередко приводили детей в «шоковое состояние», а значит и к ошибочным диагнозам. Вспомогательные школы были переполнены, в том числе детьми с сохранным интеллектом[1].
Министерство просвещения СССР 21 ноября 1974 года издает инструктивное письмо за № 102—М, в Приложении к которому даны положения об областной и республиканской медико-педагогических комиссиях.
Первые из них должны были осуществлять дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения; должны были давать рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и в дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта; консультировать родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения специального назначения[2].
Республиканские комиссии уполномочены были выполнять иную роль:
В последующие годы была определена и узаконена периодичность работы республиканской комиссии — 1 раз в квартал.
Учреждениям здравоохранения ряда территорий с крупными индустриальными центрами, такими, как Москва, Ленинград, Свердловск, Ростов-на-Дону и др. при необходимости разрешено было проводить стационарное обследование детей.
В годы перестройки активизировалась
деятельность международных экспертов,
которые критически оценивали работу
ряда психолого-медико-
1.2. Современный этап в формирования ПМПК
В 1995 году Министерство образования
России всерьез взялось за разработку
нового Типового положения о психолого-медико-
Были организованы российские семинары-совещания руководителей ПМПК в городах Санкт-Петербурге, Москве и других курсы в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации было направлено письмо о необходимости укрепления кадров руководителей ПМПК[6].
Ратификация в 1999 г. Россией Конвенции о правах ребенка (1989) привела в соответствие с международными нормами понятия «ребенок». Для ПМПК следствием этих изменений в нормативно-правовой базе стало количественное и качественное расширение контингента детей, обращающихся за консультацией.
В «Основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» выделяются
несколько категорий детей, нуждающихся
в особом внимании. Это дети, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации, дети-жертвы
военных действий, катастроф, насилия
и т.д. Дети с тяжелыми соматическими заболеваниями,
дети, не посещающие образовательные учреждения
по социально-педагогическим основаниям
тоже входят в группу «риска» и нуждаются
в постоянном психолого-медико-
Одновременно продолжилась
работа над проектом положения о психолого-медико-
Дело в том, что в Федеральном
законе «Об образовании» была допущена
техническая ошибка (вместо «психолого-медико-
После принятия и подписания
Закона Президентом России потребовалась
разработка ряда подзаконных актов, одним
из которых есть Положение о психолого-медико-
В проекте Положения о ПМПК
содержатся жесткие требования к подбору
руководителей и специалистов. На должность
заведующего ПМПК назначается высококвалифицированный
специалист психолого-медико-
Проект Положения Министерством образования был направлен в Управления образования всех субъектов Российской Федерации на правах Положения для его использования.
Вместе с этим Министерством
было направлено по тем же адресам инструктивное
письмо «О психолого-медико-
Приказом Министерства от 18.10.99 № 575 создано Государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации.
Сопроводительным письмом от 21.06.2000 № 27/1006-6 в органы управления образованием субъектов Федерации отправлен для ознакомления и обсуждения на местах проект программы создания единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2000 — 2010 гг.).
Проектом Положения о психолого-медико-
Глава 2. Организация деятельности ПМПК
2.1. Основные понятия, цели и задачи ПМПК
Психолого-медико-
ПМПК решают важнейшую задачу
выявления детей и подростков с нарушениями
развития в детской популяции, дифференциации
их по возможностям обучения, определяют
оптимальный психолого-педагогический
маршрут для каждого обследованного ребенка
и соответствующие специальные образовательные
условия. В этой связи, становится очевидной
актуальность проблемы организации специальной
психолого-медико-
Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания[6,7]..
В настоящее время психолого-медико-
В результате деятельности консультативно-диагностической службы в последние годы (2002-2006) наметились положительные изменения в деятельности образовательных учреждений: своевременно выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, открываются новые коррекционные группы и классы, укрепилась связь с родителями[13,14].