Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее роль в предупреждении и диагностике отклонений в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Цель. Изучить цели, задачи, особенности и структуру работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Задачи:
1)Провести подбор необходимых для исследования литературных источников.
2)Провести теоретический анализ работы ПМПК.
3)На основании полученных данных сделать вывод об особенностях работы ПМПК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПМПК
1.1. Первые предпосылки формирования комиссий
1.2. Современный этап в формирования ПМПК
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
2.1. Основные понятия, цели и задачи ПМПК
2.2. Организация диагностико-коррекционного процесса в ПМПК
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПМПК
3.1. Основные направления работы психолога ПМПК
3.2. Основные положения проведения углубленной оценки
психического развития
3.3. Подготовка к проведению обследования
3.4. Психологический анамнез
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Хорошковой Анастасии.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

3.3. Подготовка к проведению обследования

Вполне естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом ПМПК не внезапно. Существуют две ситуации, когда она становится необходима. Запрос на подобную оценку исходит от педагогов или непосредственно от родителей ребенка. Понятно, что подобный запрос, будет точно так же определятся какими-либо особенностями ребенка, нарушающими его адаптацию в группе, дома по различным параметрам.

Прежде чем непосредственно приступать к углубленной диагностике, необходимо познакомиться со всеми данными, существующими относительно этого ребенка. В первую очередь к ним относятся: личное дело ребенка, записи врачей и других специалистов[4,9].

Характер первого контакта с психологом ПМПК имеет особое значение в связи со сложностью чувств, которые испытывают родители. Если психолог во время первого контакта с родителями не ведет себя вполне определенным образом, то может препятствовать формированию крайне необходимого в этой ситуации доверия к специалисту [12].

С самого начала необходимо выстроить доверительные отношения психолога семьей на условиях определенной конфиденциальности. Совершенно естественно, что полной анонимности в ситуации нахождения ребенка в учреждении быть не может: педагоги другие специалисты, работающие с ребенком, должны знать о нем то, что поможет им более эффективно строить свою работу. И об этом родители должны быть уведомлены психологом. Психолог должен пройти между двух огней, давая понять родителям, что значительная часть того, что станет известно психологу,  не дойдет до педагогов, будет закрытой информацией, и, в то же время, часть информации может быть доведена до сведения других специалистов.

После этого родителям можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении предполагаемого обследовании, консультации. Это так же формирует у семьи доверительное отношение, вносит определенную ясность в их ожидания.

Психолог должен осознать и учесть предварительную информированность родителей, касающуюся проблематики, состояния или даже заболевания ребенка. Это поможет психологу более эффективно и грамотно с минимизацией временных затрат уже до встречи с ребенком, непосредственно к самому обследованию, сформировать первичную (предварительную) диагностическую гипотезу и, соответственно, конкретизировать специфичные вопросы при оценке истории развития ребенка (психологического анамнеза).

3.4. Психологический  анамнез

В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой – представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание, сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода [1, 4, 9, 10]. Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медикосоциальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием [12].

Нейробиологическая составляющая развития ребенка лежит в каузальной (причинной) области, являясь основой и первопричиной развития ребенка. Естественно, что особенности этой составляющей оказывать непосредственное влияние на развитие всех областей жизнедеятельности, в том числе и психических сфер. Таким образом, даже при условно-нормативном развитии можно и должно оценивать закономерности нейробиологического развития, куда в качестве важного компонента следует включить и оценку соматического состояния, его динамику в процессе взросления ребенка как один из факторов каузального уровня его индивидуально-типологических особенностей.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка (во многих случаях должно быть оценено и состояние отца, других детей в семье). Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо-  или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия. Таким образом, современные специалисты [11,12] считают, показатели развития и другие данные, до настоящего времени рассматриваемые исключительно  в парадигме медицинского подхода, относящимися и к психологическому анамнезу и, тем самым, обязательными для оценки психологом.

До начала собственного обследования, в том числе и сбора психологического анамнеза, психологу необходимо ознакомится с результатами всех предыдущих имеющихся объективизированных обследований и проанализировать эти данные под углом психологического развития ребенка [13].

Одним из важнейших элементов сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположения о характере и формировании, о тех точках, областях и сферах психического развития, где происходили сбои или девиации, что помогает более эффективно строить психологическую гипотезу и уточнять в дальнейшем психологический диагноз, особенности создания коррекционно-развивающих программ.

Пристальное внимание в психологическом анамнезе следует уделить узловым моментам развития. Именно анализируя эти моменты, можно оценить имеющиеся факты согласованности качественных изменений всех трех базовых составляющих при условно-нормативном развитии или, наоборот, рассогласования в их качественных изменениях. Знание об узловых моментах развития дает возможность оценить сбои, недостаточности развития отдельных уровней, а следовательно, и всей иерархической системы произвольной регуляции, когниций и аффективной регуляции.

Особо важно при сборе анамнестических данных уточнить все особенности развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года; 18-24 месяцев; 2,5-3 лет; 5,5-6,5 лет.

Данные моменты являются одними из наиболее важных и для определения самой диагностической гипотезы, и для постановки в рамках его предварительного психологического диагноза.

Безусловно, оценить все условия и факты развития ребенка, его семьи в целом за краткий период опроса родителей не предоставляется возможным. В зависимости от уже имеющихся данных о развитии, собственно диагностической гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращаться, либо еще больше детализироваться. В то же время узловые моменты должны быть проанализированы при любых обстоятельствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПМПК за последнее десятилетие претерпела многочисленные структурные изменения, существенно увеличилось их число. Развитие консультационной службы находится в прямой проекции с качеством исполнения основных законодательных документов. Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании» Российской Федерации, также закрепили равные со всеми права на образование, выбор места и организационной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России в настоящее время еще отсутствует единая модель специальной диагностической службы. Каждый регион либо выбрал одну из структур, предложенную в многочисленных проектах, либо создал на их основе своеобразную модель. Таким образом, в настоящее время наметилось противоречие между ростом числа ПМПК, усложнением их функционала и дефицитом научных разработок, направленных на поиск путей совершенствования их деятельности  в новых социальных условиях.

Теоретический анализ деятельности ПМПК показал, что региональная модель ПМПК должна учитывать следующие факторы:

    1. состояние здоровья детей и подростков;
    2. плотность детского населения обслуживаемых зон;
    3. кадровый потенциал.

Приоритет качества образования в ближайшее время будет заставлять специалистов ПМПК совершенствовать дифференциальную диагностику,  корректировать цели и содержание дальнейшего психолого-педагогического маршрута ребенка с учетом мнения родителей, учитывать социокультурную ситуацию региона, усваивать новые образовательные технологии, в том числе компьютерные. Осознание необходимости повышения уровня профессиональной компетентности каждого диагноста будет служить условием модернизации как специального,  так и общего образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абуталипова Э.Н. Служба психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Часть 2.- Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2002.
  2. Бурлачук Л. Психодиагностика – СПБ. Питер, 2002г.
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Под. Ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова. Издательский центр «Академия» 2002.
  4. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва. Издательство «Институт практической психологии» 1996.
  5. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Москва «Педагогика» 1982.
  6. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.
  7. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6.
  8. Основы специальной психологии. Учеб пособие. Под. Ред. Л. В. Кузнецовой. М. «Академия» 2002.
  9. Особенности развития ребенка. Диагностика и коррекция. Часть 1: Под ред. Абуталиповой Э.Н.; — Уфа., 2000.
  10. Практикум по патопсихологии. Под. Редакцией Зейгарник Б. В. Издательство Московского университета.
  11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М.Семаго. — М., 1999.
  12. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999
  13. Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении. Башкирский институт развития образования Уфа, 2001. Абуталипова Э.Н., Галяутдинова С.И., Семаго М.М.
  14. Раттер М. Помощь трудным детям. Москва, «Прогресс» 1987.
  15. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва «АРКТИ» 2000.
  16. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. «Речь» 2005.
  17. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Москва АРКТИ 2004.
  18. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.
  19. Раттер М. Помощь трудным детям. Москва, «Прогресс» 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психолого-медико-педагогическая комиссия и ее роль в предупреждении и диагностике отклонений в развитии