Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:30, контрольная работа
Цель. Изучить цели, задачи, особенности и структуру работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Задачи:
1)Провести подбор необходимых для исследования литературных источников.
2)Провести теоретический анализ работы ПМПК.
3)На основании полученных данных сделать вывод об особенностях работы ПМПК.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПМПК
1.1. Первые предпосылки формирования комиссий
1.2. Современный этап в формирования ПМПК
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК
2.1. Основные понятия, цели и задачи ПМПК
2.2. Организация диагностико-коррекционного процесса в ПМПК
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПМПК
3.1. Основные направления работы психолога ПМПК
3.2. Основные положения проведения углубленной оценки
психического развития
3.3. Подготовка к проведению обследования
3.4. Психологический анамнез
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Анализ научных исследований и нормативной документации показывает, что особенностями ПМПК на современном этапе является:
Основными задачами психолого-медико-
Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
ПМПК в своей деятельности руководствуется
международными актами в области защиты
прав и законных интересов ребенка, Федеральным
Законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, и проектом
Положения о психолого-медико-
На территории каждого субъекта
Федерации создана, как минимум, одна ПМПК.
ПМПК субъекта Федерации является головной
по отношению к ПМПК муниципального уровня.
ПМПК муниципального уровня является
головной по отношению к психолого-медико-
2.2. Организация диагностико-коррекционного процесса в ПМПК
ПМПК является учреждением системы образования и реализует диагностико-коррекционную деятельность в отношении детей и подростков с отклонениями в развитии от 0 до 18 лет.
Обеспечение диагностико-коррекционного процесса осуществляется педагогическими работниками: специалистами в области коррекционной педагогики, дефектологии (олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогики, логопедии), социальной педагогики; психологами: специалистами в области специальной психологии, клинической (медицинской) психологии; медицинскими работниками: специалистами в области психиатрии, неврологии, офтальмологии, сурдологии, ортопедии и др., а также другими педагогическими, медицинскими работниками, психологами, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности ПМПК[6,7].
Предварительная запись ребенка на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК специальных определенных документов:
К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка[6,7].
Направление несовершеннолетних в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования несовершеннолетнего в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии.
Медицинское обследование детей и подростков с отклонениями в развитии обеспечивается штатными или специально закрепленными за ПМПК органами управления здравоохранением медицинскими работниками.
Обследование ребенка в ПМПК
осуществляется индивидуально каждым
специалистом или несколькими специалистами
одновременно, что определяется психолого-медико-
На основании заключений специалистов ПМПК составляется коллегиальное заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка с отклонениями в развитии на обеспечение специальных условий для получения им образования[16,17].
В случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.
Глава 3. Организация профессиональной деятельности специального психолога ПМПК
3.1. Основные направления работы психолога ПМПК
Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:
Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: декларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности [11,15,19].
3.2. Основные положения проведения углубленной оценки психического развития
Чтобы максимально эффективно и с минимальными затратами времени и «ресурсов» как специалиста, так и ребенка провести углубленное обследование, проанализировать его результаты и составить заключение, а затем дать рекомендации родителям или педагогам, необходимо в определенной степени технологизировать сам процесс обследования[3].
Действительно, говорить о какой либо технологии диагностической деятельности означает, прежде всего, рационально разделить весь процесс психологической оценки на отдельные четко выраженные этапы и оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе и диагностического инструментария) с целью повышения эффективности деятельности и минимизации временных затрат. Необходимо помнить, что все этапы работы с ребенком должны быть взаимосвязаны и «корректироваться» в зависимости от результатов предыдущего этапа[11,19].
Подобный подход к оценке уровня актуального развития и понимания механизмов и путей, приведших к наблюдаемым особенностям, должен проводиться в едином «ключе», где, основной задачей является комплексная многоаспектная квалификация состояния ребенка.
Конечным итогом такой комплексной психологической диагностики должна стать постановка психологического диагноза [7,8,9], который позволит не только описать актуальное состояние ребенка и отнести его к определенному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития, но и обеспечит достаточно надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, даст психологу возможность разработать программы наиболее эффективной коррекционной работы.
Кроме того, подобная углубленная психологическая диагностика будет способствовать определению наиболее эффективного образовательного маршрута как одного из направлений психологического сопровождения ребенка.
В соответствии с этим можно сформулировать ряд положений (требований), лежащих в основе углубленной психологической диагностики:
1. Построение гипотезы
психологического обследования
на основе целостного
2. Использование в полной
степени алгоритма изменения
диагностической гипотезы в
3. Построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый – ребенок.
4. Использование методического
аппарата, адекватного целям и
гипотезе обследования с
5. Анализ получаемых данных
с применением технологии
6. Психологическая квалификации уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановку психологического диагноза и определение вероятностного прогноза развития.
7. учет особенностей
8. Определение конкретных
рекомендаций по особенностям
сопровождения ребенка в
Только в случае следования этим положениям диагностический процесс приобретает характер системно и итегративного, ровно, как и оценка психического развития ребенка может рассматриваться как интегративная оценка.
Исходя из этого, сама структура углубленной оценки психического развития ребенка представляется в виде следующих последовательных и теснейшим образом взаимосвязанных, вытекающих один из другого этапов: