Психолого-педагогическая коррекция гипоактивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:14, реферат

Описание работы

Актуальность заключается также в том, что гипоактивность представляет собой расстройство, представляющее собой совокупность разнообразных аспектов: психологические, психиатрические, социальные двигательные, языковые, воспитательные, неврологические и т.д.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки.

Файлы: 1 файл

Реф медл дети.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»

«Психолого-педагогическая коррекция гипоактивности»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ПП-404

                            Бутримова С.С.

Проверил: кандидат философских

наук, доцент

Бастракова Н.С.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2014

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема гипоактивности на сегодняшний день становится особенно актуальной т.к. число гипоактивных детей стабильно увеличивается с каждым годом. По утверждениям различных авторов от 5 до 15% учащихся  начальной школы проявляют гипоктивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной медлительностью, заторможенностью. 

Актуальность заключается также в том, что гипоактивность представляет собой расстройство, представляющее собой совокупность разнообразных аспектов:  психологические, психиатрические, социальные двигательные, языковые, воспитательные, неврологические и т.д.

Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки.

 У одних детей медлительность может быть связана с особенностями  строения нервной системы, у других -- с органическими изменениями структуры мозга, которые были получены, например, в результате родовой травмы. Иногда ритм и темп деятельности у ребенка изменяется из-за неблагополучной обстановки в семье, конфликтами между родителями и ребенком.

Родители и учителя, обычно, не понимают состояния ребенка. Из-за работы в несвойственном ему темпе у ребенка растет утомляемость, нарушается сон появляются головные боли. В итоге происходит резкое ухудшение здоровья, и ребенку требуется не только педагогическая коррекция, но и лечение.

Даже небольшая степень медлительности может сильно снизить шансы ребенка на успехи в школе.

Именно поэтому так важна своевременная диагностика проявлений и причин гипоактивности у детей, ведь, по мнению многих авторитетных психологов и психотерапевтов, психолого-педагогическая коррекция гипоактивности  наиболее эффективна на ранних этапах проявления отклонений.

Цель: изучение особенностей гипоактивности.

Предмет: способы психолого-педагогической коррекции гипоактивности.

Объект: характеристика и причины гипоактивности, методы коррекции гипоактивности.

 

 

 

Задачи:

  • осуществить теоретический анализ  научных источников по проблеме гипоактивности и психолого-педагогической коррекции гипоактивности;
  • проанализировать особенности и причины гипоактивности;
  • проанализировать основные психолого-педагогические методы коррекции гипоактивности;
  • на основе осуществлённого анализа разработать в дальнейшем психолого-педагогическую программу коррекции гипоактивности.

 

 

 

 

    1. Феномен гипоактивности и его теоретическое осмысление в психологии и педагогике.

Гипоактивность – «Гипо…» (от греч.Hypо – под, снизу) – составная часть сложных слов, указывающая на не достижение нижних границ нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». [9]

Гипоактивность – встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерным снижением психической и моторной активности. К внешним проявлениям гипоактивности относится: трудность в переключаемости видов деятельности, медлительность, сложности с учебой, особенно с чтением вслух. Часто гипоактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.

История изучения феномена гипоактивности имеет недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 100 лет. Феномен гипоактивности исследовал еще З. Фрейд. Он связывал медлительность с особенностями организации психики, а именно с наличием фиксаций на определенных этапах психосексуального развития. Как мы помним Фрейд выделял пять стадий психосексуального развития человека.

Фазы — это этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности и выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от  аутоэротизма  и объединение объектов отдельных влечений.

Во время кормления ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — не доверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта по мнению Фрейда остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей.

Анальная фаза

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго, как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный,  перфекционистичный)  и анально-выталкивающего (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется   Супер- Эго, как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям, может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желаний является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом мальчик испытывает страх кастрации, как результат проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбвивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается индентифицикация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям, перенимание привычек, установок и норм поведения.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры, а также чувство неполноценности из-за отсутствия пениса. Идентифицируя себя с матерью она получает бессознательные чувства сближения с отцом, символический доступ. Отсутствие пениса не даёт девочке ощутить себя в равном статусе с отцом, поэтому вследствии компенсации у неё возникает потребность в рождении ребёнка.

Латентная фаза

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12 до смерти) — пятый этап, заключительный  этап психосексуальной концепции  Фрейда. Обуславливается биологическим  созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Генитальный характер

Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер- Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.[3]

Считается, что гипоактивность ребенка связана с фиксацией на анальной стадии психосексуального развития.

В детстве такой ребенок инициирует анальный вектор, подолгу сидя на горшке и получая от акта дефекации большое удовольствие

У большинства людей анальный вектор чаще всего сочетается с другими векторами. Однако если при наличии нескольких векторов анальный преобладает , то это будет медлительный, склонный к полноте ввиду замедленного метаболизма ребенок, вдумчивый, медленно, но с предельной точностью и надолго запоминающий любую информацию. Помимо неповоротливого тела, которое придает его походке неуклюжесть, ребенок обладает такой же ригидной психикой, которая в случае нормального развития определяет его последовательность и упорство в работе, под действием же стресса она становится причиной его застревания в обидах и негативизме, становится причиной упрямства и ступора. Анальные люди консервативны, ориентированы на прошлое, которое для них всегда лучше настоящего, а тем более будущего, одно упоминание о котором само по себе является стрессовым фактором.

Прямой, простодушный, бесхитростный и честный, он доверяет людям, как себе, но, однажды обжегшись, не верит уже никому и ничему: постоянные сомнения и недоверие, требования надежности и определенности еще одни яркие проявления ригидной психики такого ребенка.

Когда медлительного анального малыша не торопят, а развивают в соответствии с его психическими особенностями, пусть в медленном, но комфортном для него темпе (дают договорить, не обрывая на полуслове его обстоятельную речь), то ребенок вырастает последовательным, упорным, выполняющим любое дело от начала до конца. Формируется перфекционизм как черта характера — желание и умение доводить работу до совершенства, выявляя и искореняя изъяны и недочеты.

Любому ребенку особенно важно для правильного развития обеспечение безопасности и защищенности, которые до пубертатного периода обеспечивают ему родители. Помимо базовых потребностей, свойственных всем людям (в еде, сне и т. д.), существуют так же и индивидуальные потребности, которые векторально обусловлены и коренным образом отличаются от нужд других людей, не имеющих данных особенностей, а значит, и соответствующих способностей и желаний.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция гипоактивности