Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:14, реферат
Актуальность заключается также в том, что гипоактивность представляет собой расстройство, представляющее собой совокупность разнообразных аспектов: психологические, психиатрические, социальные двигательные, языковые, воспитательные, неврологические и т.д.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки.
Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются со взрослыми. Когда нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, можно сказать ему: "Я засеку время", или "Давай посмотрим, как быстро ты справишься". Обязательно следует похвалить его в случае успеха.
Возможно, медлительность – это особенность темперамента ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, это можно было заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают).
Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.
В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Там он научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.
Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.
Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.
В таких случаях важна мотивация. Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.
Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.
Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.
Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.
Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.
Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно. Возможно, так же что ребенок делает все медленно, потому что все его мысли заняты решением какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания.
Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными, нужно постараться выяснить, что беспокоит ребенка в данный момент.
Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.
Проблема гипоактивности детей интересует исследователей уже достаточно давно, однако она не потеряла своей актуальности,а напротив, на сегодняшний день эта проблема становится все более значимой, потому как по данным исследований количество медлительных детей растет.
Из анализа отечественной и зарубежной литературы следует, что гипоактивное поведение уже стало объектом исследования различных специалистов, однако наибольшее число опубликованных работ является исследованиями педагогического направления. Гипоактивность определяется как совокупность симптомов неврологических, психологических, социальных, психиатрических, связанных в большинстве случаев с чрезмерной заниженной двигательной и психической активностью, сложностью контактов со сверстниками и взрослыми,неспособностью переключаться с одного вида деятельности на другой .
При исследовании причин гипоактивности ученые выделяют следующие причины такого поведения генетические, биологические, психосоциальные. Но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины «быть копушей». Потому прежде чем разрабатывать психолого-педагогическую коррекционную программу, необходима диагностика качественная проявлений и причин гипоактивного поведения.
Анализируя литературные источники можно утверждать, что исследователями уделяется достаточно мало внимания проблемам коррекции гипоактивности. Внимание психологов сейчас чаще направлено как бы на другой полюс проблемы - «гиперактивных детей», которые, безусловно, доставляют куда больше хлопот родителям и учителям. Однако, проблема медлительных детей обходится вниманием совершенно незаслуженно и , вероятнее всего, в ближайшее время остро поднимется вопрос корректирования такого поведения.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция гипоактивности