Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:14, реферат
Актуальность заключается также в том, что гипоактивность представляет собой расстройство, представляющее собой совокупность разнообразных аспектов: психологические, психиатрические, социальные двигательные, языковые, воспитательные, неврологические и т.д.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки.
Жить и развиваться в своем медленном темпе — основная потребность анального ребенка. Когда такого ребенка называют копушей, требуя все делать быстрее, что полностью противоречит особенностям его организма и психики, неразрывно с ним связанной (даже если ребенку не захочется огорчать маму— он никогда не сумеет этого сделать, поскольку ни физически, ни психически не приспособлен к действиям в быстром темпе), малыш сразу же теряет ощущение защищенности.
Доктор Левин после длительных наблюдений пришёл к выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного торможения является органическое поражение мозга, а в основе лёгких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми. К середине 1950-х годов появляется термин «гиподинамический синдром», и врачи всё с большей уверенностью начинают говорить о том, что основная причина заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга.
Американский психолог Дж.Холт (1956) на основании своих наблюдений пришел к заключению, что даже небольшая степень медлительности снижает шансы ребенка на успех в учебе.
Более поздние исследования подтвердили эти выводы. В.П.Герасимов (1976) прямо говорит о плохой успеваемости медлительных детей в школе и указывает, что они вынуждены вырабатывать различные "тактики" компенсации недостатка подвижности и это составляет дополнительную нагрузку стрессового характера на их нервную систему. Л.Г.Воронин и его сотрудники (1980) изучали протекание процессов запоминания, а В.А.Суздалева (1980) - характер усвоения информации школьниками, имеющими высокую и низкую подвижность нервных процессов. Все показатели, полученные у детей с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных) были значительно ниже, чем у их более подвижных сверстников.
Н. Е. Малков (1978) определял "умственную выносливость" - способность длительно и продуктивно заниматься - и оказалось, что у инертных (т. е. медлительных) детей она в два раза ниже. По нашим наблюдениям медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду.
Медлительные дети больше подвержены развитию неврозов. Ведь даже у взрослого человека, если он длительно напрягает свойство подвижности (работает в условиях ограниченного времени, следит за быстро меняющимися сигналами и т. д.) происходит нарушение деятельности нервной системы: появляются колебания артериального давления, аритмия сердечных сокращений, расстройства сна, общие сдвиги возбудимости.
Неблагоприятные последствия напряжения (или перенапряжения) свойства подвижности у детей развиваются быстрее и носят более стойкий характер, чем у взрослых.
Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе - получаются по выражению психологов "интраверты", т. е. люди, "обращенные в себя". Подвижные дети, напротив, легко идут на контакт с другими детьми и взрослыми людьми, открыты, это - "экстраверты", "обращенные наружу". [5]
.
1. Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма его деятельности. Для таких детей необходим адаптационный период и их "медлительность" закончится после полного выздоровления и восстановления сил. С медлительностью, вызванной подобными причинами обычно помогают справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.
2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка так же может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности , трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются сферой изучения и коррекции детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенка. Такому «копуше» необходимо длительное наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.
3. В некоторых случаях
4. В последнее время специалисты
много внимания уделяют
5. Особенности темперамента
6. Любые кризисные моменты в
жизни семьи, как то: развод, переезд
в новый город, переход ребенка
в новую школу или детский
сад, конфликты между родителями
или другими членами семьи, являются
для ребенка стрессовыми фактор
7. Нерасторопность малыша может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая и много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней. Также заторможенность малыша может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи - залог успеха.
8. Авторитарный стиль воспитания в семье, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка родителями. С помощью медлительности малыш иногда протестует против обучения его, например, музыке. Такой скрытый или явный протест возможен и в случае конфликта с воспитателем в садике. Тогда неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.
9. Часто раздражение и
Родителям в первую очередь следует признать, что такое поведение может быть нормальным. Бесцельное времяпрепровождение является нормальным периодом в развитии ребенка. Поведение ребенка, изменится по мере того, как он повзрослеет. Но даже старшие дети иногда нуждаются в напоминаниях или побудительном мотиве.
Так же нужно научить ребенка следить за часами. Дошкольники не совсем считаются со временем, поэтому бессмысленно подгонять их. Как только дети узнают в первом или втором классе, как определять время, становится проще убедить их делать все вовремя. Нужно научить ребенка определять время по часам, затем проверить вместе правильность определения, и после этого он будет лучше понимать, к какому времени нужно, чтобы что-то было сделано.
Прерывать ребенка можно лишь в том случае, когда это экстренно необходимо. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, родители ошибочно считают это копанием. Вместо того, чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, можно заранее предупредить его так, чтобы он был готов к перемене деятельности.
Нужно хвалить ребенка за быстроту и эффективность - за все, что он делает эффективно и без копания. К тому времени, когда ребенку исполняется девять или десять лет, он понимает значение того. как быть организованным, и тогда его можно начать хвалить и за это.
Можно применять систему баллов. Используйте эти баллы как награду за хорошее поведение. Следует применять максимально яркие визуальные образы.
Нужно выражать положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий. Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность.
Возможно, ребенок пытается что-то донести до родителей таким образом. Если ребенок школьного возраста постоянно копается, может создаться впечатление, что он делает это намеренно, чтобы вызвать у родителей раздражение. Не исключено, что именно таким и является намерение ребенка. Следует подумать о смысле такого поведения. Возможно ребенку не нравится какое-то занятие, и он пытается как-то оттянуть его.
Родители принимают массу решений за своих детей и в результате они часто чувствуют себя беспомощными. Если происходят частые стычки, где испытывается, чья воля одержит верх - родителя или ребенка – взрослым стоит подумать о том, может ли он принимать решения самостоятельно в других областях жизни. Если он решил, что какое-то конкретное дело ему не по душе, может быть, лучше всего позволить ему отказаться от него, чем принуждать продолжать его выполнение, когда он настойчиво копается.
Пусть это будет ясно. Нужно выяснить, возможно, ребенку непонятно, что он должен делать. Пожелания следует делать абсолютно ясными для него. С более взрослым ребенком можно сесть и прямо написать расписание на неделю. Таким образом, родитель и ребенок, будут точно знать, когда нужно выполнить какое задание.
Очень важно избегать ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда взрослые делают такие заявления как: "Ты никогда не бываешь готов вовремя" или "Ты всегда опаздываешь". Такие штампы закрепляются, указывает Уитэм. Вместо этого нужно обращаться с ребенком, словно от него ожидают, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.
Давать следует только одно указание за один раз. Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не нужно превращать свои просьбы в огромный монолог - короткое и ясное заявление, такое как: "Пойди, возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше" будет гораздо более эффективно.
Обратиться к профессиональному психологу
необходимо, если ребенок упрям, сопротивляется
и не хочет делать практически ничего,
а в семье все кричат и ругаются друг на
друга. Профессиональный психолог может
предложить лечение, чтобы помочь вернуть
семью обратно в нормальное русло.
Другая ситуация, требующая помощи психолога,
когда ребенок не в состоянии делать то,
что вообще-то в его интересах. Такое копание
может быть стремлением отложить исполнение
задач, которые пугают его или кажутся
слишком трудными. Есть вероятность, что
нагрузка в школе слишком велика, или он
беспокоится относительно участия в танцах
или спортивном соревновании.
Кроме того, если копание носит упорный характер, и приведенные советы не помогают, родителям следует показать ребенка педиатру. Если ребенок не идет, когда его зовут, следует убедиться, что у него все в порядке со слухом и что он правильно истолковывает полученную информацию. Не исключена возможность того, что у ребенка имеется нарушение в приеме слов и их расшифровке, или какая-нибудь другая форма нарушения способности к обучению.
Установка визуального контакта так же важна. У некоторых детей развивается "иммунитет" на указания, которые издалека выкрикивают родители. Необходимо чтобы сначала взрослый подозвал ребенка или сам подошел к нему, вместо того, чтобы кричать на весь дом. Затем нужно посмотреть ему прямо в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой.
Родителям следует так же следует обратить внимание на то, какой ритм жизни они выбрали для себя. Иногда, если родители постоянно спешат и слишком много работают, медлительность ребенка является знаком того, что им следует замедлить ритм собственной жизни.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция гипоактивности