Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагогов и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:06, реферат

Описание работы

Современная педагогика должна больше обращать внимание на поддержание психологического контакта с детьми, потому что современная семья, уделяя внимание материальному обеспечению ребёнка, не всегда заботиться о его психическом здоровье.
Цель данной работы изучение взаимоотношений педагогов и детей, а также их эмоциональных нарушений в связи с задачами психологической коррекции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Роль коррекционного подхода в педагогике ………………………5
2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися………….....7
2.1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социально-психологического типа ……………………………………… 8
2.2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа ……………………………………… 12
2.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа ……………………………………… 15
2.4. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа ……………………………………… 17
2.5. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися тревожного социально-психологического типа ……………………………………… 21
2.6. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа………………………………………. 24
3. Организация совместной работы с родителями и педагогами …27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

психология семьи.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….. 3

1.  Роль коррекционного подхода в педагогике ………………………5

2.  Коррекция  взаимоотношений учителя с учащимися………….....7

2.1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социально-психологического типа ……………………………………… 8

2.2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа ……………………………………… 12

2.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа ……………………………………… 15

2.4. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа ……………………………………… 17

2.5. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися тревожного социально-психологического типа ……………………………………… 21

2.6.  Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа………………………………………. 24

3.   Организация совместной работы с родителями и педагогами …27

Заключение …………………………………………………………………28

Список литературы ………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Народная мудрость гласит: "Все проблемы родом из детства". И в реальной жизни это подтверждается. Как педагоги, так и дети - все родом из детства. Если ребенок растет в любви и ласке, видит взаимопонимание между родителями, то пример такого поведения он перенесет во взрослую жизнь. Также необходим диалог всех участников образовательного процесса. Нельзя копить обиды, нужно решать, пусть даже мелкие проблемки, сразу.

Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном партнёре, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. [3]

Психологический контакт между педагогом и ребёнком определяет успех любых начинаний воспитателя. От взаимоотношений педагога и ребёнка зависит качество учебно-воспитательного процесса, личностное становление и развитие, как ребёнка, так и педагога и их психическое здоровье, прежде всего. Различного рода нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения детей, напряжённые состояния педагогов, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.

Современная педагогика должна больше обращать внимание на поддержание психологического контакта с детьми, потому что современная семья, уделяя внимание материальному обеспечению ребёнка,  не  всегда заботиться о его психическом здоровье.

Цель данной работы изучение взаимоотношений педагогов и детей, а также их эмоциональных нарушений в связи с задачами психологической коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль коррекционного подхода в педагогике

 

При построении педагогической коррекции были использованы теоретические и практические достижения отечественных ученых: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева , П. П. Блонского , Л. П. Буевой , Л. С. Выготского , Б. И. Дадо-нова , Ю. А. Замошкина, И. С. Кона, Н. Д Левитова , А. Н. Леонтьева, Н. И. Монахова, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина.

Анализ научной литературы показал, что педагогическая коррекция должна быть экологически чистой, не воздействующей прямо на психику ребенка. Только через изменение педагогических условий воздействия на ребенка возможно достижение устойчивых изменений в характере. Главным же воспитывающим условием в семье являются родители, а в школе — учитель, которые создают огромное поле педагогических ситуаций, где проявления характера либо выкристаллизовываются, либо получают свое изменение в плане его совершенствования.

Важную роль в изменении характера ребёнка играют все-таки не прямые или косвенные воздействия на психику личности, а прежде всего окружающая среда, т. е. воспитатели и коллектив, в котором протекает жизнедеятельность ребенка.

Следовательно, необходима психолого-педагогическая коррекция системы отношений между родителями и учениками, а также между учеником и учителем или воспитателями.

Психолого-педагогическая коррекция воспитывающих отношений в школе основана на рекомендациях изменения собственных форм отношений педагога или воспитателя к учащемуся. Среди этих форм отношений  выделяют те, которые присущи как учащемуся, так и воспитателю, педагогу:

    • к людям,
    • к деятельности,
    • к своим возможностям, к самому себе,
    • к критике,
    • к коллективу,
    • к проявлению волевых усилий.

Личность учителя или воспитателя должна научиться управлять собственным социально-психологическим типом личности во имя того, чтобы строить оптимальную систему отношений с социально-педагогическими типами личности учащихся. Такой подход предъявляет новые требования к личности учителя, который не просто декларирует принципы гуманизма на вербальном уровне, а реализует их через постоянную работу над собой во имя воспитательных ценностей.

Практический опыт показал, что работать над совершенствованием собственной личности с учетом типических особенностей учащихся, как правило, могут только педагоги и воспитатели гармонического, сензитивного и интровертивного социально-психологических типов личности. Для учителей и педагогов, имеющих конформный, доминирующий, инфантильный или тревожный социально-психологические типы личности, свойственны догматизм, консерватизм и проявление агрессивности в стремлении не изменять своих взаимоотношений с учащимися.[1, с.146-147]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися

 

С введением в систему народного образования должности психолога усилилось мнение о том, что учителю-предметнику нет необходимости теперь заниматься изучением личности ученика, так как эту функцию на себя взял школьный психолог.

Тогда не ясно, где гарантия, что учителя, не имеющие психолого-педагогических знаний о личности школьника, путях ее развития и становления, будут квалифицированно осуществлять процесс организации и управления учебно-воспитательной деятельностью. Отсутствие знаний о личности ученика наносит учителю двойной ущерб, т. к. ему сложно построить индивидуализированный процесс обучения в классе, а самое главное, понять причины слабой или средней успеваемости и устранить их, если они являются результатом проявления личностных особенностей.

На необходимость обеспечения учителей знаниями об особенностях личности ученика в настоящее время указывает все больше и больше специалистов как в области педагогики, так и психологии: Т. В. Иванова, Н. Л. Коломенский, Р. С. Немов, А. А. Реан.

В последние годы в связи с психологизацией педагогической науки появились рекомендации для совершенствования отношений в системе «учитель — ученик». Предлагаемые различными исследователями рекомендации для построения отношений между учителем и учеником можно выделить в виде нескольких направлений:

1. Общее, определяющее структуру  взаимодействия в системе «учитель  — ученик».

2. Специальное, раскрывающее  содержание взаимоотношений в  система «учитель — ученик».

3. Методическое, акцентирующее  внимание на способах и формах  построения взаимоотношений в  системе «учитель — ученик».

4. Типологическое, ориентирующее  на учет личностных особенностей  школьника и исходя из этого  построение взаимоотношений в  системе «учитель — ученик».

Последнее направление позволяет дифференцировать учащихся по типологическим особенностям личности школьника. Такой-то подход больше всего и настораживает школьных психологов, т. к. они считают, что учитель может навешивать на учащегося ярлыки типического образа. Действительно, большинство учителей разделяет учеников на успевающих и неуспевающих, классифицируя их по степени успешности обучения и отклонений в поведении.

Не лучше ли учителю понять причинно-следственные связи успешности или безуспешности обучения учащихся, чем слепо вешать ярлыки успевающего или неуспевающего. Тем более, что успешность обучения, как было уже отмечено, в большинстве случаев зависит не от интеллектуальных возможностей ученика, а прежде всего от особенностей его социально-психологического типа личности.

Используя опыт отечественной и зарубежной педагогики и психологии, были разработаны рекомендации для коррекции отношений между учителем и учеником в сфере тех личностных особенностей, с которыми являются друг к другу ученик к учителю, и наоборот. [1, с.167-168]

 

2.1 Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социально-психологического типа

1. В сфере отношения  к людям:

а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем будут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлечь для себя выгоду. Поэтому учителю не следует пользоваться услугами этих учащихся, т. е. их доносами и ябедничеством на сверстников, услужливым выполнением всех прихотей учителя, или даже мелкими подачками. Все это учитель должен пресекать и не создавать прецедента для подобных форм поведения со стороны учащихся;

б) родители таких детей, чаще всего такого же типа, стараются угодить учителю. Они считают, что если оказывают учителю услуги, то он не будет обращать внимания на безнравственные поступки детей и ставить им только положительные оценки. Поэтому основной линией поведения учителя должно быть честное исполнение своего профессионального долга. Тогда родители быстро поймут бессмысленность своих попыток подкупа учителя;

в) все безнравственные и негативные поступки детей конформного социально-педагогического типа учитель должен публично обсуждать в классе, создавая групповое мнение нетерпимости относительно лжи, обмана, подкупа. Учитель должен помнить, что если это не сделает он, то сделает ученический коллектив и не всегда в корректной форме, т. е. возможны личные расправы и другие наказания.

2. В сфере отношения  к деятельности:

а) следует отнестись с большим вниманием к выполняемым этими детьми поручениям, следить за обязательным выполнением поручений до конца, пресекать попытки перепоручения, не создавать ситуации возможности их невыполнения по каким-либо причинам;

б) желательно включать таких учащихся в различного рода самодеятельные занятия, требующие обучения квазипрофессиональным видам деятельности, т. е. в кружки, секции, студии, имеющие выход на будущую профессию. Многолетние занятия в них позволяют овладеть любительскими видами деятельности, которые в последующем могут стать профессиональным занятием, помогающим пройти оптимальную социализацию в обществе.

3. В сфере отношения  к своим возможностям:

а) эти учащиеся всегда завышают свои возможности. У них никогда нет никаких проблем, т. к. свои задания либо перекладывают на других, либо просто не выполняют. Нужно отмечать все случаи заносчивости, обмана, невыполнения взятых на себя обязательств. Особенно необходимо останавливать таких детей, когда они начинают хвастать чем-либо, чаще всего привирая и вводя других в заблуждение;

б) у таких детей необходимо повысить ответственность за свои поступки и действия. Для этих целей можно использовать мнение коллектива учащихся, а также собственный авторитет педагога;

в) желательно рассказывать детям о литературных героях и приводя реальные примеры, показывающие, что ложь, обман, хитрость и изворотливость могут быть наказуемыми и не всегда одобряются в обществе.

4. В сфере отношений  в коллективе:

а) для детей конформного типа коллектив, является средством для реализации их хитроумных планов и желаний, учителю следует использовать влияние коллектива, применяя метод лишения общения или же заключая специальные договора, нарушение которых влечет за собой самоизоляцию;

б) следует пресекать наклонности детей этого типа производить обмены, торг внутри класса и за его пределами, брать без спроса чужие понравившиеся им вещи. Нельзя относиться легкомысленно к стремлению этих детей манипулировать другими;

в) необходимо поощрять бескорыстие этих детей, если они пытаются что-то сделать в интересах коллектива и его членов, заведомо отсекая стоящую за благородным поступком попытку извлечения личной выгоды.

5. В сфере отношения  к себе:

а) высокая эгоистичность детей этого типа требует от учителя постановки таких учащихся в ситуацию вынужденного отказа от выгодных только для него сделок;

б) учитывая постоянное стремление у этих детей к удовлетворению своих личных потребностей с минимальными энергетическими затратами и без учета интересов окружающих, необходимо создавать ситуации достижения удовольствий путем личных трудовых вкладов без привлечения других детей;

в) не допускать случаев, когда дети этого типа начинают осуждать тех, кто пытается что-то сделать для других, но у него ничего не получается. Нужно обращать внимание на то, чтобы учащиеся чаще предъявляли требования к себе, чем к другим.

6. В сфере отношения  к критике:

а) следует помнить, что критика этих детей бессмысленна, т. к. они ее не воспринимают. На них действует только неудобство положения, в которое они попадают. Следовательно, ни общественные порицания, ни разговоры педагога с глазу на глаз не имеют эффекта для критического восприятия ими замечаний. Поэтому только метод общественного или индивидуального игнорирования поступков и действий этих учащихся вынуждает их задуматься над смыслом совершенных ими деяний;

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагогов и детей