Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Тема курсовой является очень актуальной в настоящее время. С каждым годом людей, больных аутизмом становится все больше, и они все больше нуждаются в коррекционной помощи.
Существуют специально организованные учреждения, в которых оказывается медицинская и воспитательная помощь детям, больным аутизмом.
Данный дефект изучался многими учеными, которые рассматривали данное нарушение с разных позиций. Известнейшими учеными, занимающимися данной проблемой были: Л.Каннер, Г.Аспергер, С.С.Мнухин, Л.Уинг, Э.Орниц, К.Джиллберг и другие.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы РДА (раннего детского аутизма)
1.1 Общие сведения об аутизме
1.2 Речевое и психическое развитие детей с РДА
Глава 2. Экспериментальное изучение раннего детского аутизма
2.1 Диагностика РДА
2.2 Коррекционная работа
2.2.1 Коррекционной работа с детьми с РДА по подходу К.С. Лебединской
2.2.2 Поведенческая терапия
2.2.3 Холдинг-терапия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

Государственное Образовательное Учреждение высшего  Профессионального Образования

«Магнитогорский Государственный Университет»

Факультет Педагогики и Методики начального образования

Кафедра логопедии  и методик оздоровительной работы

Курсовая работа

на тему: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом»

Выполнила: Астахова Олеся

Проверила: Сунагатуллина И.И

Магнитогорск 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы РДА (раннего детского аутизма)

1.1 Общие сведения об  аутизме

1.2 Речевое и психическое  развитие детей с РДА

Глава 2. Экспериментальное  изучение раннего детского аутизма

2.1 Диагностика РДА

2.2 Коррекционная работа

2.2.1 Коррекционной работа  с детьми с РДА по подходу  К.С. Лебединской

2.2.2 Поведенческая терапия

2.2.3 Холдинг-терапия

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность исследования. Тема курсовой является очень актуальной в настоящее время. С каждым годом людей, больных аутизмом становится все больше, и они все больше нуждаются в коррекционной помощи.

Существуют специально организованные учреждения, в которых оказывается  медицинская и воспитательная помощь детям, больным аутизмом.

Данный дефект изучался многими  учеными, которые рассматривали  данное нарушение с разных позиций. Известнейшими учеными, занимающимися  данной проблемой были: Л.Каннер, Г.Аспергер, С.С.Мнухин, Л.Уинг, Э.Орниц, К.Джиллберг и другие.

Недостаточное осознавание проблемы воспитания детей с ранним детским аутизмом, вся важность коррекционной работы для таких детей, понимание причин возникновения данного заболевания, роль родителей для воспитания детей, больных ранним детским аутизмом, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, позволили определить нам актуальность данной проблемы и сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом».

Цель исследования заключается в изучении проблемы возникновения раннего детского аутизма, с классификациями данного психического расстройства и с особенностями развития психики таких детей и соответственно этим данным - рассмотрение возможных путей коррекции РДА.

Объектом исследования является заболевание - ранний детский аутизм.

Предметом исследования является коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой психическое  развитие детей, больных ранним детским  аутизмом, может относительно нормально  развиваться при наличии правильно  организованной коррекционной помощи, которая бы учитывала специфичность  данного дефекта и особенности  протекания психических процессов  у данного контингента детей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой  были сформулированы следующие задачи данного исследования:

1) изучить сущность раннего  детского аутизма:

а) причины возникновения;

б) особенности развития психики  таких детей;

в) классификации РДА

2) рассмотреть диагностику  РДА

3) рассмотреть пути коррекции  раннего детского аутизма

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы раннего детского аутизма

1.1 Общие сведения об аутизме

Термин аутизм (от греч. autos - сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Происхождение аутизма может  быть различным. В легкой степени  он может встречаться при конституционных  особенностях психики (акцентуация  характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической  травмы (аутистическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

РДА или синдром Каннера - это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

Под названием “синдром РДА” впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине  синдрома Каннера считаются следующие признаки:

Аутизм как предельное (“экстремальное”) одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального  развития вне связи с уровнем  интеллектуального развития;

Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также  вне связи с уровнем интеллектуального  развития ребенка;

4.Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей  степени связывается с особым  нарушением психического развития, чем его регрессом).

Раннее считалось, что 5 из 10 тысяч человек страдают аутизмом, но последние эпидемиологические исследования, проведенные с использованием диагностических  критериев ДСМ 3-Р, дали результаты, вдвое превышающие предыдущие показатели: 10 человек из 10 тысяч.

Если вместо медицинского определения аутизма использовать определение аутизма, которое предлагают педагоги, то общее число больных  будет равным 20 человек из 10 тысяч.

По классификации ДСМ-4(как  и в МКБ-10) аутизм определен в  категорию под названием «первазивные нарушения развития», между категориями развития «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».

При «умственной отсталости»  развитие замедляется. Человек, страдающий умственной отсталостью, развивается  в тех же направлениях, что и  нормальный, но медленней.

При «специфических нарушениях»  в развитии наблюдается замедленное  или неправильное развитие, которое  касается только одного конкретного  навыка.

Человек, у которого имеется  первазивное нарушение развития, также может быть и умственно отсталым, но это совсем другая проблема, существующая независимо от первазивного нарушения развития. Термин «первазивное нарушение» указывает на то, что нарушено что-то глубоко внутри и что это затрагивает человека в целом.

В 1943 году американский клиницист  Л.Каннер, обобщив наблюдения параллельных случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдром раннего детского аутизма». Доктор Каннер не только описал сам синдром, но и выделил наиболее характерные черты его клинической картины. На это исследование в основном опираются и современные критерии этого синдрома, получившего впоследствии второе название-«Синдром Каннера». Необходимость идентификации данного синдрома, видимо, настолько назрела, что независимо от Л. Каннера сходные клинические случаи были описаны австрийским ученым Г.Аспергером в 1944 году и отечественным исследователем С.С.Мнухиным в 1947 году.

Аутичные дети в понятии  Каннера были социально замкнутыми, склонными к шаблонному поведению; будучи часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивали речь, что заставляло подозревать задержку в умственном развитии. Аспергер, в свою очередь, имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные нарушения часто переходят в семье от отца к сыну. В дальнейшем исследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети не рождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенно матери, обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо.

Однако в 1981 году появилась  статья британского психиатра Лорны Уинг, которая возродила интерес к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляют собой разновидность каннеровского аутизма. Нынешние исследователи считают, Аспергер и Каннер описывали два лика сложнейшего и многообразного нарушения, источник которого в целом калейдоскопе черт, закодированных в геноме человека. Установлено также, что тяжелые формы аутизма не всегда сопровождаются интеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются задержкой в умственном развитии.

Поиски причин раннего  детского аутизма шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения  их нервной системы. В начале 50-х  годов 20 века возникла гипотеза о психогенном (возникшем в результате травмы) происхождении отклонения. Сравнительные  исследования семей с детьми, страдающими  ранним детским аутизмом, и семей  с детьми, обладающими другими  нарушениями развития, показали, что  аутичные дети пережили не больше психотравмирующих  ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей зачастую даже более  заботливы и преданы им, чем  родители других «проблемных» детей. Таким  образом, гипотеза о психогенном  происхождении раннего детского аутизма не получила подтверждения.

Современные методы исследования выявили множественные признаки недостаточности ЦНС у аутичных детей. Поэтому в настоящее время  большинство авторов полагают, что  ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой  лежит именно недостаточность ЦНС. Был выдвинут целый ряд гипотез  о характере этой недостаточности, ее возможной локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но однозначных выводов  пока нет. Известно только, что у  аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них  нередко проявляются и нарушения  биохимического обмена. Эта недостаточность  может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью; хромосомными аномалиями; врожденными  обменными нарушениями. Она может  также оказаться результатом  органического поражения ЦНС  в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Американский исследователь Э.Орниц выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию синдрома Каннера. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например, врожденной краснухи или туберозного склероза.

В настоящее время становится все более понятным, что детский  аутизм не является проблемой только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка  должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.

До сих пор в Италии, Франции и Испании в кругах психоаналитиков сохранилась убежденность в том, что именно воспитание ребенка  является причиной аутизма. В других европейских странах все большее  признание получает представление  об аутизме как нарушении, которое, скорее всего, сопряжено с целым  комплексом генетических факторов. И  благодаря этому в этих странах  наблюдается серьезный прогресс в лечении и обучении аутичных детей, хотя широкий спектр нарушений по-прежнему затрудняет точную диагностику.

Ученые из Кембриджского  центра исследования аутизма выдвинули  недавно гипотезу о том, что избыточное количество мужского гормона тестостерона в матке может неблагоприятно влиять на развитие социальных навыков. Профессор психопатологии Саймон Бэрон-Коэн, глава центра, предположил, что «возможно, болезнь-это просто одно из возможных окончаний некоторого процесса. Другими словами, социальные навыки - тот же рост: одни люди ниже других, а какой-то момент вы доходите до уровня, после которого уже говорят о лилипутах. То же можно отнести и к аутизму».

Аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект - трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей - иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие. Они не умеют подражать взрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшим инструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные дети с огромным трудом считывают внутреннее состояние партнера, неявные сигналы, при помощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В то же время неверно считать, что Аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.

Еще одно неверное представление - будто аутисты не отмечают особо лиц любимых людей, и лицо матери видится ими как бумажный пакет.

Сейчас доказано, что это  совсем не так. Когда аутичным людям  показывают фотографии незнакомцев, отдел  мозга, отвечающий за распознание лиц, не реагировал; когда же им предъявляли  фотографии родителей, следовал резкий всплеск активности.

Парадоксальным образом  тот факт, что аутистические расстройства поражают именно ребенка, дает некоторую  надежду. Поскольку нервные связи  детского мозга упрочняются посредством  опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное  воздействие. Хотя только четверти детей  с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям - нет, и  непонятно, почему. Как бы то ни было, ученые проверяют все предположения, и они полагают, что в ближайшее  десятилетие будут непременно найдены  более эффективные формы терапевтического вмешательства.

Аутизм имеет несколько  форм, которые и определяют специфику  коррекционного обучения.

Детский аутизм. В этот вид  нарушения включаются:

-аутистическое расстройство

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом