Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:47, статья
Практический опыт педагогов-психологов свидетельствует о том, что требуется серьезная просветительская работа среди педагогов и родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому становится актуальной разработка данной программы, которая, как нам кажется, выступит в качестве теоретического и методического основания для практической работы. Детский сад и школа уделяют недостаточное внимание организации обучения и сопровождения одарённых детей, зачастую как бы тормозя их развитие. Педагогам некогда заниматься такими детьми, поскольку их внимание прежде всего сосредоточено на детях, с трудом овладевающих программой. Поэтому в самом общем виде цель психолога образовательного учреждения — организация такой работы с ребёнком и окружающими его взрослыми, которая не сдерживает, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей.
Педагог-психолог МАДОУ ДС № 180
Калинкина О.В.,
Педагог-психолог МБДОУ ДС № 304
Чумейкина Т.Б.,
Педагог-психолог МБДОУ ДС № 310
Школяр Т.П.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главное - развить в ребенке безграничные
потенциальные возможности, чтобы больше
стало радости в его жизни и в мире
Масару Ибука
В условиях преобразования нашего общества большое внимание уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и прежде всего проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества. Интеллект - главный ресурс человечества, важнейшее средство решения глобальных насущных проблем современности, важнейшая ценность и цель развития общества. Прогресс цивилизации напрямую зависит от деятельности исключительно одаренных личностей.
В государственной системе образования в качестве приоритетной ставится задача формирования интеллектуального капитала нации на основе опоры на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития РФ.
Проблема выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости остаётся на сегодняшний день актуальной как на уровне государства, так и на региональном и муниципальном уровне. На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова. По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Практический опыт педагогов-психологов свидетельствует о том, что требуется серьезная просветительская работа среди педагогов и родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому становится актуальной разработка данной программы, которая, как нам кажется, выступит в качестве теоретического и методического основания для практической работы. Детский сад и школа уделяют недостаточное внимание организации обучения и сопровождения одарённых детей, зачастую как бы тормозя их развитие. Педагогам некогда заниматься такими детьми, поскольку их внимание прежде всего сосредоточено на детях, с трудом овладевающих программой. Поэтому в самом общем виде цель психолога образовательного учреждения — организация такой работы с ребёнком и окружающими его взрослыми, которая не сдерживает, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей.
Современная система образования, в частности детские сады и школы, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. Вся деятельность с одаренными детьми в сфере образования в Советском районе разрознена, организационно не выстроена, осуществляется параллельно различными субъектами. Планирование деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей дошкольного возраста практически не осуществляется, отсутствует эффективная система работы с детьми данной категории.
Специальное обучение педагогов-психологов сопровождению одаренных детей не является широко распространённой практикой: знания приобретаются путем самостоятельного изучения специальной литературы и перенимания опыта коллег.
Одним из вариантов работы с одарёнными детьми является программа «Обыкновенное чудо», разработанная творческим коллективом педагогов-психологов Советского района. Особенности данной программы:
-Выявление и поддержка одарённых детей с раннего дошкольного возраста
-Развитие креативности у педагогов и родителей , обучение эффективному взаимодействию с ребенком через активные формы работы
-Данная программа не предполагает миграцию одарённых детей в районе, а направлена на сопровождение ребёнка непосредственно в дошкольном образовательном учреждении
Исходя из вышесказанного нами были определены:
Концептуальная основа программы:
1.концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина «одаренность» термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей. Дж. Рензулли считает одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных детей существенно расширяется.
2. «В нашей стране 90-99% одаренных детей. Одаренность, которую можно развить, так называемая нормальная одаренность, если правильно развивать ребенка, то ею обладает очень большая часть здоровых детей» (руководитель лаборатории «Психология одаренных детей» при Московском городской психолого-педагогическом университете, кандидат психологических наук, профессор, в прошлом сама одарённый ребёнок - В. С. Юркевич.
Основная цель программы -
Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка в условиях инклюзивного образования.
Задачи программы:
-Создание банка диагностических методик по выявлению творческого потенциала всех участников педагогического процесса
-Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по проблеме воспитания и развития одаренных детей дошкольного возраста, через активные формы работы
-Создание условий для инклюзивного образования одаренных детей в общеобразовательной группе ДОУ
Блоки программы
«Бывает, ребенок на занятии не активен, сложно определить, одарен он или нет, поэтому кроме тестов, нужна еще информация о его домашних делах, о том, что замечают родители. Одаренность ребенка бросается в глаза в 50–60% случаев, и никаких проблем с диагностикой не возникает. В 30% случаев выявить талантливого малыша можно, пообщавшись с родителями, собрав информацию о его домашних делах и увлечениях. В 5–10% с диагностикой одаренности возникают проблемы» (В.С.Юркевич).
Участника программы |
Задачи |
Содержание |
Дети 2-3 года |
Выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества и способности ребёнка-дошкольника. |
Наблюдение по методике А. Бине – Т.Симона, адаптированное к современным условиям |
Дети 3-4 года
4-5 лет
5-7 лет |
Л.А.Венгер «Выявление уровня умственного развития детей» -степень овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам, -степень овладения -уровнь овладения действием идентификации, -степень овладения действиями наглядно – образного мышления, -уровнь сформированности Диагностика уровня и качества интеллектуально-творческой одаренности детей (В.Г. Грязева ) -словарь ( модификация субтеста Векслера), -пирамиды, -задачи (модификация задач Пиаже), -кубики Косса ( модификация субтеста Векслера), -группировки ( методики Равена), -опосредованное запоминание, -незаконченные фигуры ( модификация фигурной формы теста П.Торренса). Диагностика межличностного взаимодействия: -социометрический эксперимент «Секрет» ( А.Л. Коломенский, Т.А.Репина) Диагностика личности: -изучение динамической самооценки (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур) Диагностика креативности(беглости, гибкости, оригинальности мышления) : - дорисовывание фигур (автор О.М.Дьяченко), -эскизы ( Н.Н.Мельникова, Д.М. Полев). | |
Родители |
-Изучение особенностей взаимодействия родителей с детьми. -Оценка родителями способностей детей. |
-взаимодействие родитель - ребенок (ВРР) (И.М.Марковская ) - карта одаренности (А.И.Савенков) -оценка креативности (творческого начала) ребенка. -оценка общей одаренности (А.И. Савенков) |
Педагоги |
-Изучение особенностей общения воспитателя с ребенком. -Оценка педагогами способностей детей. |
-диагностика ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми. (В.А.Ситаров, В.Г. Маралов) -изучение особенностей общения воспитателя с ребенком (содержание ,форма ,модальность ,коммуникативные умения ) -карта одаренности (А.И.Савенков) -определение степени развитости основных интеллектуальных и творческих способностей детей; карта одаренности (А.И.Савенков) -оценка креативности (творческого начала) ребенка. -оценка общей одаренности (А.И. Савенков) -определение способностей педагога к работе с одаренными детьми |
Цель: Актуализация теоретических знаний родителей и педагогов в области педагогики и психологии одарённости детей дошкольного возраста.
Данный блок программы представлен теоретическими семинарами для педагогов (рассчитан на 20 часов) и для родителей (10 часов).
Участники программы: дети.
Для развития творческого мышления и многих
важных качеств личности у дошкольников(познавательной
мотивации, настойчивости, самостоятельности,
эмоциональной стабильности и способности
к сотрудничеству и др.) мы используем
основные методы творческого характера—проблемные,
-Развитие исследовательской позиции детей: мотивация - интеллектуальные способности – креативность
-Обучение способам самоконтроля
-Развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии
Участники программы: педагоги.
Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог. Это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. На смену традиционным технологиям, ориентированным на передачу ребёнку знаний-умений- навыков , приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности ребёнка быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
Обучая воспитателей взаимодействию с детьми на основе личностно–ориентированной модели, развивая креативность нецелесообразно использовать учебно-дисциплинарную модель жесткозаданные формы работы :лекции ,семинары и т.п. Педагогам необходим опыт работы в иной модели взаимодействия (личностной), которую можно затем перенести в свою профессиональную деятельность .
Таким образом, развивающий блок программы предполагает проведение 2 сессий тренинговых занятий с воспитателями в течение 4-х месяцев с периодичностью 2 раза в неделю, каждое занятие рассчитано на 3 часа, всего 15 занятий.
Сессия № 1 Основополагающим авторский тренинг «Лестница» Цель - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества воспитателя с ребенком. Задачи : -Расширение возможностей понимания самого себя, ребенка, своих взаимоотношений с ним. -Осознание закономерностей и механизмов взаимодействия ,определяющих его эффективность. -Формирование навыков эффективного взаимодействия . |
Сессия № 1 «Разбуди в себе волшебника» Цель осознание креативности в себе и ее развитие. Задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности; осознания характеристик креативной среды; формирование навыков и умений управления креативным процессом. формирования навыков самопознани самоконтроля, потребности саморазвития. |
Участники программы: родители.
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М.Матюшкин, Ю.С.Багимов и др.). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому основная работа специалистов нацелена на помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка, и проходит в трех направлениях:
1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.)
2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком
3. Индивидуальные
консультации, беседы с родителями,
посвященные конкретным
Нами разработана программа тренинга«Каждый шаг -первый»
для родителей одаренных детей, который включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы.
Цель: активизировать и обогатить взаимодействие семьи с креативным ребенком.
Задачи:
-Формирование навыков эффективного взаимодействия родителя с ребёнком
-Расширение возможностей понимания самого себя, ребёнка, своих взаимоотношений с ним
-Расширение возможностей принятия ребенка таким, какой он есть
-Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком
-Обучение родителей приемам развития креативности у детей в игровой форме
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей дошкольного возраста