Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 06:55, реферат

Описание работы

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Файлы: 1 файл

Psihomotornoe_razvitie_detei.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста.

 

        Введение: несколько слов о возрастной периодизации

 

    То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

   Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия.

     Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строго порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

Пренатальный период

Младенчество (1 год жизни)

Период новорожденности (до 6 недель жизни)

Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 – 6 лет)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

 

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет)

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Пубертатный период (11-15 лет)

Средний школьный возраст (10 – 15 лет)

Юношеский период (15-20 лет)

Старший школьный возраст (15-18 лет)


 

  Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

     Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

    Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом -  своевременно и последовательно.

    Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

   Дети, приходя в первый класс, практически не имеют серьезных отклонений в здоровье, но, проводя за партой и учебниками большое количество времени,  их двигательная активность со временем все больше и больше уменьшается, вследствие чего развивается гиподинамия. Дети больше сидят, возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения, кроме того возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно и напряжения зрительного и слухового аппарата (чтение, письмо, рисование ).

   Эти факторы создают предпосылки  для развития у учащихся отклонений  в состоянии здоровья: нарушение  осанки, зрения, повышение артериального  давления, накопление избыточной  массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой и дыхательной систем, нарушению обмена веществ.

   Вместе с тем в период  обучения в школе происходит  интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как  на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровительные меры. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушение осанки – сутулости, ассиметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний. Таким образом, физическая культура способствует предупреждению детского травматизма путем внедрения рациональных физических нагрузок в двигательный режим, целенаправленного обучения школьников необходимыми двигательными умениями и навыками.

   В младшем школьном возрасте  закладываются основы физической  культуры человека, формируются  интересы, мотивации и потребности систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Если в этот период не сосредоточить педагогические усилия на составляющие физического потенциала ребенка, то будет безвозвратно упущено самое подходящее время, самые благоприятные условия для формирования физиологической основы будущего физического состояния человека. Поэтому организация правильного тренировочного режима физических упражнений с целью обеспечения качества физической подготовки ребенка оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период его жизни.

    Роль уроков физической  культуры заключается в содействии  укрепления и сохранения здоровья, всестороннем развитии личности, в обучении основам гигиенических  знаний об основах физической  культуры и ЗОЖ. Уроки физической  культуры также служат сменой деятельности от умственного труда.

 Основная цель моей педагогической  деятельности, как учителя физической  культуры, направлена  

  • на передачу знаний ученику;
  • на руководство процессом усвоения знаний;
  • на формирование двигательных умений и навыков.

     При этом использую  актуальные методы, способы, средства  и такие принципы обучения, как  научность, доступность, систематичность.

    Основная тема моей  работы «Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста». Работая над своей темой, я использую все возможные формы, методы и средства для достижения цели.

 

     Цель: «Воспитание здоровых, всесторонне физически развитых людей и осознанность детей занятиями физической культурой и спортом»

 

     В процессе развития  физических качеств решаю образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

 

 

 

    Задачи:

 

    1.Сформировать устойчивый интерес и потребность к систематическим  занятиям физической культурой и спортом.

1.1. Ввести инновационные методы  на уроках физической культуры.

   II. Повысить уровень физической подготовленности школьников.

2.1. Повысить качество знаний, умений  и навыков.

2.2. Организовать и обеспечить  физкультурно-оздоровительную работу.

   III. Привлечь к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях классных руководителей, учителей, родителей, медицинских работников.

 

Ожидаемые результаты:

 

     1.  Снижение заболеваемости учащихся.

     2.  Увеличение двигательной активности.

  1. Повышение качества успеваемости.

4.Повышение интереса  к занятиям физической культурой  и спортом.

 

   В процессе обучения двигательным  навыкам решаются образовательные  и воспитательные задачи. Решение  оздоровительных задач решаю  всем комплексом средств физического  воспитания: правильный подбор и  дозировка упражнений, оценка состояния  здоровья физического развития, подготовленности детей. Рассмотрим более конкретно решение задач в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

 

   1. Особенности проявления психических процессов в младшем школьном возрасте.

 

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности развития: особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет).

      

  1. Возрастные особенности эмоциональной сферы личности школьника.

 

 Каждый школьный период характеризуется  особенностями проявления эмоций  и чувств, поэтому для нахождения адекватных путей педагогического воздействия учителя на школьников необходимо учитывать эти особенности.

 

  Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

     1) лёгкой отзывчивостью  на происходящие события и  окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

     2) непосредственностью  и откровенностью выражения своих  переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

     3) большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой настроений ( на общем фоне жизнерадостности, бодрости, весёлости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

      4) эмоциогенными  факторами для младших школьников  являются не только игры и  общение со сверстниками, но и  успехи в учёбе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

      5) эмоции и чувства  свои и других людей слабо  осознаются и понимаются; мимика  других воспринимается часто  неверно, также как истолкование  выражения чувств окружающими, что  приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

   К третьему классу у  школьников формируется чувство  товарищества, коллективизма, солидарности. Проявляется восторженное отношение  к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинает формироваться  любовь к Родине, чувство национальной гордости, чувство долга.

    

 

2. Возрастные особенности волевых проявлений.

 

  С возрастом происходят изменения  в выраженности разных волевых  качеств, притом не всегда в  лучшую сторону.

   В 1, 2 классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в третьем классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Постепенно формируется выдержка, т.е. способность сдерживать свои чувства, ослабевает импульсивность, как черта личности. Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в третьем классе такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана с все ещё достаточно высокой импульсивностью этих школьников.

 

 

1.2.  Особенности  воспитания обучаемых младшего школьного возраста

 

 Ведущая деятельность  данного возрастного этапа

     Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

    Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

 

 

 Биологические особенности  возраста

   В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается  окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев).

Информация о работе Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста