Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 06:55, реферат

Описание работы

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Файлы: 1 файл

Psihomotornoe_razvitie_detei.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

    Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло  время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

 На что направлена  познавательная деятельность

   Познавательная деятельность младшего школьника  преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника  имеет память.

 Какая сфера развивается  преимущественно (интеллектуально-познавательная; личностная; мотивационно-потребностная)

   Интеллектуальное развитие  детей происходит главным образом  в школе.

 Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребенка. Между 5 – 7 годами многие когнитивные, речевые и перцептивно моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

    Согласно теории Пиаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие свойства детской мысли, как ригидность, статичность, необратимость, начинают по собственному выражению Пиаже, «таять». Мышление детей становится более обратимым, гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, как объект меняет свой вид  в процессе преобразований, и способны с помощью логических рассуждений согласовать эти различия во внешнем виде объекта. Они способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения.

 

  Мышление у детей начальной школы  развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.  В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский,  ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

  Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том,  что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

 

 

       Новообразования, имеющие место в данном возрастном периоде

 

    Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.   

 

        Мотив – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. Мотив – сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности. Потребность – это нужда в чём-то, которая проявляется в состоянии напряжения в психике и отражается в сознании человека в виде желаний, склонностей, влечений. Правда, у человека могут быть и слабо осознаваемые побуждения, вызывающие те или иные поступки.

 

   Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще; чем заниматься конкретно, е6му безразлично. Ко  вторым можно отнести желание школьника заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. Так в начальных классах почти все школьники отдают предпочтение играм: мальчики – спортивным, девочки – подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированными: одним нравится гимнастика, другим лёгкая атлетика, третьим – ходьба на лыжах.

 

   Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с её результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

    1. Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья)
    2. Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.).
    3. Подготовка себя к труду и службе в Российской армии.
    4. Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

   В качестве внешних и внутренних факторов формирования мотивов выступают желание и интерес.

   Проводя анкетирование в  начале учебного года (сентябре) и конце года (мае) видно, что большинство детей считает физическую культуру одним из основных предметов,  с удовольствием посещают уроки.

 

 

 

Год

2007- 2008

Кол-во

учащихся

Один из  важнейших предметов

С удовольствием идут на урок

Не хотят посещать уроки

 

Сентябрь

 

336

 

243

 

326

 

10

 

Май

 

336

 

247

 

328

 

8


 

    В  первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны.

    Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник  - 6-8.

     У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Проведённый опросник «Мой класс» в параллели 4-х классов показывает: удовлетворённость составляет 57%, конфликтность – 14%, сплочённость – 54%.

Опросник

«Мой класс»

 

Общая

в

нор

н

в

нор

н

в

нор

н

в

нор

н

в

нор

н

Удовлетворенность

12

60%

7

35%

1

5%

8

40%

10

50%

2

110%

100%

0

0

6

27%

14

64%

2

9%

48

57%

31

37%

5

6%

Конфликтность

0

13

65%

7

35%

4

20%

10

50%

6

30%

0

6

27%

16

73%

8

36%

12

55%

2

9%

12

14%

41

49%

31

37%

Сплочённость

15

75%

4

20%

1

5%

9

45%

7

35%

4

20%

16

73%

5

23%

1

5%

5

23%

15

68%

2

9%

45

54%

31

37%

8

10%


 

 

1.3. Отличительные особенности и проблемы, возникающие в процессе воспитания детей данного возраста.

   Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

   Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

   Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

   Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

   Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

 

 

1.4. Помощь ребенку на этом важном этапе в семье

    Несколько странно говорить о том, что в этот момент возрастает роль семьи. Естественно, эта роль важна во все этапы жизни ребенка. Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период тоже была крайне актуальна. Именно в этот период шло формирование здоровья и здравия ребенка, его базовых личностных образований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Это хорошо понимали священники, когда говорили «Оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно. Только роль, ее содержание во времени – разные. Считаю необходимым заметить, что все, что отнесено в работе к школьной педагогике отнесено к ней условно. Под этой условностью я подразумеваю, что школа и семья, семья и школа, они вместе, рука об руку, участвуют в воспитании и обучении ребенка. Говорить об этом взаимодействии можно долго, рассматривая различные аспекты, поэтому я возвращаюсь к более узкой трактовке в рамках моей работы.

    С первым приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.

    Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно из дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.

     Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Они, как правило, специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на годы вперед. Организуется рабочее место, ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться  и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее.

    Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, почувствовать, что значит «делу – время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.

Информация о работе Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста