Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 03:33, реферат
Социальная работа с группой является одним из самый эффективных методов психосоциальной работы. Методология и технология социальной работы с группой базируется на психосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии. Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить,что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-ег. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.
Введение
1. Психосоциальные теории и групповыепроцессы
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
1.3 Модель группового взаимодействия и этические принципы социальногогруппового работника
2.Клинические модели, групповое консультирование и группы психологическогосамопонимания
2.1 Основные клиническиемодели работы с группой
2.2 Основные методыгруппового консультирования
2.3 Основные группыпсихологического самопонимания
Заключение
Библиографический список
Реферат: Психосоциальная работа с группой
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Психосоциальные теории и групповыепроцессы
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
1.2 Цели создания групп
и взаимодействие между
1.3 Модель группового
2.Клинические модели, групповое
консультирование и группы
2.1 Основные клиническиемодели работы с группой
2.2 Основные методыгруппового консультирования
2.3 Основные
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Социальнаяработа с группой является одним из самый эффективных методов психосоциальнойработы. Методология и технология социальной работы с группой базируется напсихосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы вмежличностном взаимодействии.
Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляетсявозможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить,что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-ег. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизацииреальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.
Основные положения классификации сводятся к следующему: группыдосуга; образовательные группы: группы семейного образования; группы профессиональнойориентации; группы свободного выбора; социальные группы: нацеленные насохранение адаптивных моделей поведения; нацеленные на изменение адаптивныхмоделей поведения; терапевтические группы.
В даннойработе мы рассмотрим психосоциальные теории, характерные для групповойсоциальной работы, опишем различные групповые процессы, остановимся натерапевтических процессах и обозначим его цели и более подробно рассмотримпрактические методы социальной работы с группой.
Цельюданной работы является изучение теоретических основ групповой социальной работыи наиболее компетентное использование метода групповой социальной работы впрактике социального работника.
1. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ И ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Основнаятеоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б. Ротман. Вее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории итеории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации.
Эго-психология предлагает концепции, объясняющиевнутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Этиконцепции дают возможность социальному работнику понять поведение клиента какотдельного индивида и как члена группы, рефлексировать, как происходит индивидуальноеприспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как онвстречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.
Приизучении личности в эго-психологии особое значение уделяется вопросам развитияи адаптации, автономии, свободе и особенностям функционирования Я. Я регулируетвзаимоотношения личности со средой, выступает как автономное образование,имеющее свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениямиэго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремитсяактуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группыпомогает их развить, найти в процессе групповой работы различные вариантыфункционирования — в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды.
Основываясьна концепции эго-психологии, сопротивление в групповой работе рассматриваетсяне как конфликт, а как диалог индивида со средой. Отсюда сопротивление иконфликт рассматриваются в основной модели групповой работы как компонентыразвития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление невоспринимается только как интрапсихический процесс, как реакция на групповуюситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развитиягрупповых отношений. В понятиях эго-психологии основное предназначение работы сгруппой — поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитиесамореализации.
Когнитивныетеории итеории социального научения дают возможность социальным работникам интерпретировать ианализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии,определять ценностные ориентации клиентов, помочь им понять, как они «чувствуютдруг друга», как формируются их знания о мире и о ситуации. Опыт групповоговзаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания,компетентность и навыки социального взаимодействия.
Терапевтическаязначимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы –помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию вином ракурсе.
Теорияотношений. Рассматриваетмежличностные отношения как фактор взаимовлияния людей друг на друга.Применительно к групповой работе отношения рассматриваются как определенныеустойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповомвзаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы визменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для«выстраивания» психологической дистанции в процессе межгруппового общения.
Ролеваятеория личности. В соответствии с этой теорией в процессе межличностноговзаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения,соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социальногоработника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях,формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важносоздать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальноефункционирование в обществе.
Теориякоммуникации. В основе ее лежат представления о динамическом обмене информациеймежду субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обменинформацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на достижениеопределенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает вкачестве определенного инструментария для решения задач групповой работы.Теория коммуникации дает возможность социальному работнику наблюдать в процессегрупповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальноефункционирование субъекта, строить программы по их преодолению, развиватьнавыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.
Кратко модели можно описать соответственно следующейклассификации.
Модель социальных целей представляетсобой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольныхпомощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практикисоциальной работы.
Клиническая модель групповойсоциальной работы базируется на двух доминантах, используемых в групповойработе, — средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологическийподход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план, лечение,формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия состоит изэлементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповойдинамики.
К основным видам социальной работы с группой относится следующее.
Группы восстановления.Данные группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местахпроживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общимиценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды ипроживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на однойтерритории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободноговремени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы,добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр иобсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.).
Группы восстановления умений. Основнаяцель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения илиприобрести их. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностныхформ: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., дозанятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика ит.д.).
Образовательные группы. Социальнаяработа в образовательных группах строится на основе взаимонаправленныхинтересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируютсявокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строитсяна основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильнаяорганизация семейного бюджета, воспитание детей или вопросы внутренней ивнешней политики.
Посредничество. В основеэтого вида работы — теория социальных систем, групповая теория и теория малыхгрупп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощивключает в себя: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентомв группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизацияпотребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в ролипосредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается,через лечебные возможности группового процесса. В процессе групповоговзаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен наоказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.
Группы самопомощи. Помощь,которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов.Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участникгруппы презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рациональноосознать сущность проблемы, в процессе групповой работы проблема клиентаснимается.
Дрейкфорд выделяет пять критериев стресса, на основе которыхпроисходит объединение клиентов в группы самопомощи: ответственность; стандарты;конфессия; непрофессионализм; программа действий.
В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствованиячерез развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социальногофункционирования и принятию необходимых общественных норм.
В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков(клиенты, страдающие от алкогольной зависимости), анонимных депрессантов(индивиды, страдающие от депрессии), анонимной семьи (родители, имеющиедетей-инвалидов), группы американской диабетической организации (клуб диабетическихбольных), национальной организации женщин (женщин, борющихся за свои права).
Терапевтические группы. Основнаяцель данного подхода — на основе групповой динамики регулировать развитие икомпетентность индивидов и окружающей среды. Групповая терапия преследуетследующие цели: помогает развивать интерперсональные умения; развивает основныеэтапы личностного роста; помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем;улучшает проблемы индивидуальных различий.
Индивидуальные и групповые цели получают развитие в периодгрупповых сессий, встреч. В группе происходит обсуждение ее функций,дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь,осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В процессегруппового обсуждения проектируются модели оптимального социальногофункционирования, происходит стабилизация эмоционального напряжения. Руководитель,терапевт, фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет моделипомощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуальногои группового поведения вырабатываются новые продуктивные модели поведения,взаимодействия, социального обмена. В работе используются психоаналитическиеподходы, поведенческие, клиент-центрированные подходы.
Следующие принципиальные параметры служат критериями для выявлениякак различий, так и общих черт в практике работы в группах психотерапевтов исоциальных работников.
Направление помощи.Для обоих видов деятельности групповая работа является методомработы с клиентами в группах. Для психотерапевтической работы динамика группывыступает как лечебное средство; для социальной групповой работы она выступаетв качестве социальной формы, где основными подходами могут быть: терапия вгруппе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данныхподходов.
Цель.Для психотерапевтических групп — преодоление неконструктивнойфиксации на болезненном состоянии. В социальной работе к основным целям можноотнести: облегчение коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решениепроблем с социальным окружением.
Роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигуройявляется терапевт, выступающий в отцовско-материнских ролях. В группахсоциальной работы руководитель может играть как центральную, так ивспомогательную роль.
Направление деятельности.В аспектах социальной групповой и психотерапевтической работы, гдерассматривают различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности— эффективное личностное и групповое функционирование в общине и социуме.Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающаядеятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
Общая цельданной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируютсяна начальном этапе социальным работником. Основная тема – помощь друг другу,поэтому данная группа может рассматриваться как определенная системавзаимопомощи. Основная социальная модель групповой работы существенноотличается от групповой психотерапии. Концепция групповой деятельностипредполагает выстраивание отношений не только в групповом пространстве, но ивне его. Внешняя среда включается в процесс групповой работы, когда отдельнымчленам группы необходимо научиться изменять ситуацию, влиять на окружение.Каждый член группы может экстраполировать индивидуальные концепции компетенции,они могут быть либо приняты, либо отвергнуты группой.
Другойотличительный аспект данной группы в том, что концепция предполагает ееразвитие в ситуации «группа как целое». Это требует со стороны социальногоработника высокого уровня понимания интегративных механизмов групповоговзаимодействия, протекающих процессов изменения. Начальный состав группы,спонтанно собранный или созданный усилиями группового работника, образует структуруавтономного развития, в которой проявляются лидеры, берущие на себя руководящуюроль, координирующие ситуацию, направляющие групповое развитие на решениенеобходимых потребностей.