Психосоциальная работа с группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 03:33, реферат

Описание работы

Социальная работа с группой является одним из самый эффективных методов психосоциальной работы. Методология и технология социальной работы с группой базируется на психосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии. Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить,что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-ег. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.

Содержание работы

Введение
1. Психосоциальные теории и групповыепроцессы
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
1.3 Модель группового взаимодействия и этические принципы социальногогруппового работника
2.Клинические модели, групповое консультирование и группы психологическогосамопонимания
2.1 Основные клиническиемодели работы с группой
2.2 Основные методыгруппового консультирования
2.3 Основные группыпсихологического самопонимания
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.docпсихсоц раб с груп.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Отличительнымфактором данной группы является гибкость ее целей, учет различных человеческихпотребностей.

В данноймодели, в соответствии с ее концепцией, индивиды проявляют активность впроцессе группового взаимодействия. Каждый член группы имеет возможностьуправления и разделения властных полномочий, так как работа в групперассматривается как один из элементов социального обучения, направленного наразвитие социального функционирования индивида.

Из всехпотребностей индивида важнейшими в групповой работе являются соучастие,сочувствие. Развитие данных социальных навыков является целью групповойклинической работы, а также потребностью общества, где господствует идеологиядеперсонализации, отчуждения людей друг от друга. Независимо от профиля –терапевтического, профилактического – групп, связанных с развитием, способностьиндивида к соучастию является основополагающим фактором.

С другойстороны, данный подход развивает навыки автономии, индивидуальности. Используяресурсы группы, ее члены могут рефлексировать индивидуальные различия,развивать и приобретать навыки межгруппового взаимодействия, учитываяиндивидуальные характеристики индивидуумов, осмысляя не только позитивные, но инегативные проявления индивидуальности.

Одна изважнейших задач в групповой работе – поддерживать постоянный динамическийбаланс между индивидуальными и групповыми потребностями и нуждами. Однакогрупповой работник должен отстаивать и защищать отдельного индивида, его нуждыи потребности. 

 

1.3 Модель группового  взаимодействия и этические принципы  социальногогруппового работника

Эта модельвключает в себя исторически сложившиеся техники и подходы к групповой работе,вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия.Потребности клиентов и задачи групповой работы образуют единое пространство длявзаимодействий. Спонтанность и планирование – две доминанты групповой работы.Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможностьклиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован вдальнейших взаимодействиях. Группа не имеет ограничений по своему развитию ивыдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций иполномочий.

Социальныйработник имеет репертуар ролевых взаимодействий от «помощника» до «учителя», взависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия,ситуации. В своей деятельности он должен проявлять определенную мерусочувствия, быть естественным, профессиональным, не директивным. Как и виндивидуальной работе, отношения, которые складываются как между клиентами вгруппе, так и между социальным работником и клиентом, рассматриваются кактерапевтические. Большую роль в этом играют идентификации между клиентами исоциальным работником. Это достигается за счет неформального общения,уменьшения социальной дистанции, доверия.

Социальныйработник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствамилюдей, экзистенциальными ценностями, рассматривает их как законные компонентыинтер-акционального процесса. Социальный работник выполняет функции власти врамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы иреализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу вавтономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властныеполномочия.

Идеологиясоциальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек можетизменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этомпроявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповойпрактики в частности.

Социальнаяработа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповойработе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, воснове которого лежат следующие принципы: признание уникальности клиента вмежгрупповом взаимодействии; признание разнообразия групп как видовчеловеческого сообщества; принятие индивида с его уникальными возможностями,способностями, слабостями и своеобразием; утверждение целенаправленныхвзаимодействий между членами группы и социальным работником; поддержка ипредоставление полезных контактов всем членам группы; модификация групповогопроцесса в контексте изменения групповых задач; поддержка каждого члена группы,предоставление ему возможности для реализации и актуализации своихпотребностей; предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповомпроцессе, решая свои индивидуальные проблемы; создание условий членам группыдля получения нового опыта социальных отношений; разумное использование ограничений,оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии; целенаправленноеиспользование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач;проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ковсем членам группы.

Немаловажнымсоставляющим элементом в групповой работе является процесс урегулированияотношений. Содержание групповой работы включает в себя использованиеопределенного накопленного опыта, возможностей творческого индивидуальногороста, поэтому процесс урегулирования рассматривается в групповой работе какспособ достижения поставленных целей, завершающий этап в работе с группой.

 

2. КЛИНИЧЕСКИЕ  МОДЕЛИ, ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ  И ГРУППЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОПОНИМАНИЯ  

 

2.1 Основные клинические  модели работы с группой 

 

Групповая психоаналитическая терапия. В основе ее — психоаналитическая традиция работы с группой. Группасостоит из 8 — 10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействиеосуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных процессов.Группа осуществляет «контроль» относительно свободных ассоциации, сопротивлениеинтерпретируется не только терапевтом, но и членами группы, которыесосредоточены на текущих проблемах и отношениях.

А. Вольф предложил принципы индивидуального психоанализа применительнок группе. Он считал, что группа не в состоянии использовать психодинамическиеконцепции, так как групповая рефлексия не может адекватно проанализироватьиндивидуальные интрапсихические процессы. Им была предложена «альтернативнаясессия», суть которой в том, что группа встречается без терапевта, чтобы продолжитьтерапию без его влияния. В этих подходах терапевт может занимать позициюнаблюдателя, лишь направляющего развитие процесса в соответствии с целямигрупповой работы.

Группы терапии деятельностью. Данныйвид групповой работы был предложен С. Славсоном на основе психоаналитическихконцепций. Группа состоит из детей и подростков от 8 до 15 лет. Члены группытщательно отбираются на основе взаимных терапевтических влияний, они поощряютсяза использование невербальных форм самовыражения и разнообразие действий. Вработе применяются различные формы деятельности — от ремесел до экскурсий. Вданной группе важна атмосфера, где дети действуют, исходя из своих импульсов ифантазий, даже если эти действия будут носить агрессивный характер по отношениюк какому-либо члену группы или терапевту. Терапевт не имеет специфической ролив группе, он недирективно реагирует на сознательные и неосознанные потребностидетей. Латентные аспекты детского поведения он интерпретирует в понятияхпсихоаналитической концепции.

Групповые адаптивные подходы. Дж.Джонс предложил адаптивные подходы к групповой терапии. В отличие отпсихоаналитических подходов, данный метод не ставит цель раскрыть причиныконфликтов и проблем. Он воспроизводит ситуации напряжения, предлагая клиентамзаново их пережить и тем самым приобрести новый опыт выхода из ситуации. Вгруппе работает «регистратор», который фиксирует все встречи и находится запределами группового взаимодействия. Клиенты отобраны, цели объяснены. Методприменим к различным индивидуальным случаям, психосоциальным проблемам.

Поведенческая групповая терапия. Поведенческая терапия направлена на формирование позитивного поведения.Группа состоит из пяти-семи человек, в которую включен терапевт. Как правило,это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении иповедении. Предварительно члены группы проходят индивидуальную терапию. Вгрупповой терапевтической работе используют пять основных интервенций: обратнуюсвязь, моделирование поведения, мотивационное стимулирование,десенсибилизирование (уменьшение тревожности), социальное закрепление.

В процессе групповой работы клиенты в открытой форме делятсясвоими чувствами и эмоциями, обучаются избегать социальных конфликтов, получаютнавыки позитивного общения.

Терапевтические социальные клубы и общины. Данные группы были предложены в 40-е гг. XX столетия английскимипсихиатрами для адаптации клиентов, прошедших терапевтический курс впсихиатрических лечебницах. Терапевтические сообщества, клубы или общины используютсоциальные демократические структуры для адаптации клиента к самостоятельномупроживанию в социуме. В групповой работе используются различные методы: интервьюирование,группы встреч в сообществе, вербализация чувств и страхов и последующее ихобсуждение, методы групповой поддержки.

Репрессивно-стимулирующая группа. Использование термина «репрессивно-стимулирующий» связано с необходимостьюобозначить данную группу как группу, которая не использует в практике своейработы аналитические методы интервенций.

Имеется достаточно разнообразная парадигма этих групп: группысамопомощи, психотиков, алкоголиков, наркоманов, осужденных и т.д. Групповойпроцесс развивается на основе групповой идентификации, где при условииэмоционального принятия и социальной поддержки обсуждаются проблемы, характерныедля данной социальной субкультуры.  

 

2.2 Основные методы  группового консультирования 

 

Методы группового развития. Данныйгрупповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов,межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающейсреды. В центре групповой работы — личностный рост клиентов. В процессеразвития отношений большое внимание уделяется чувствам клиентов, в процесседискуссий терапевт осуществляет консультативный процесс. Группа формируется наоснове добровольного участия в сессиях, она имеет открытое терапевтическоепространство, периодичность встреч не превышает трех раз в неделю.

Групповой метод решения проблем. Решение проблемы в процессе группового обсуждения — основная цельданной группы. Первичные задачи направлены на обучение клиентов через опытгруппы решать свои индивидуальные проблемы. Метод применим как к нормальным,так и к «тревожным» клиентам. Клиенты в группе выбирают темы для обсуждения,которые их волнуют, в процессе обсуждения они обучаются умениям выслушиватьсобеседника, строить с ним диалог, получать и отбирать информацию всоответствии с принятыми нормами группы. Существенный аспект данной группы —демократизм и дружеское участие, это профессиональная задача лидера группы.Метод способствует позитивным человеческим отношениям, помогает клиентам лучшепонимать друг друга, уважать потребности и мнения другого человека.

Групповое адлерианское консультирование. Это групповое консультирование семьи по проблемам трудностей, возникающиху детей в процессе обучения и развития. В основе метода — телеаналитическоесемейное консультирование Адлера. Согласно его представлениям, каждое действиечеловека имеет цель. В социальных отношениях важно самоопределение, отсюдапринципиальными фазами в групповом процессе являются развивающие отношения,интерпретация ситуаций, перевоспитание.

Уникальность данного метода группового консультирования — в публичноми открытом урегулировании отношений. Практически все групповые сессии посвященыобучению урегулированию отношений между детьми, детьми и родителями, а также сдругими абонентскими группами, с которыми взаимодействуют дети в процессеобучения.

В детских группах применяют директивные методы регулирования поведения,при этом используют в пределах группы метод конфликтов, чтобы сформироватьновые отношения и ценностные ориентации. В процессе группового взаимодействияребенок учится добиваться поставленных целей, формируется нормативная социальнаяориентация.

Функциональный групповой подход. Групповое функциональное консультирование состоит из эклектическихметодов поведенческой терапии. Группа состоит из клиентов, имеющих проблемы синдивидуальным социальным функционированием. Она организуется для того, чтобыулучшить социальное функционирование отдельных индивидов путем регулированияотношений и приобретения определенных стереотипов поведения. Групповой работникакцентирует внимание группы на взаимной заботе, помощи друг другу, принятии иподдержке. Используются методы ролевых идентификаций, когда клиент учится представлятьдругих людей, общаться, выражать определенные представления.

В данном методе на финише групповой деятельности используетсятехника «группового испытания», чтобы проверить степень сплоченности группы,умения помогать друг другу. Метод используется при работе с труднымиподростками, клиентами, имеющими семейные проблемы, а также с асоциальнымигруппами.

Группо-центрированное консультирование. В основе данного метода — недирективные подходыклиент-центрированной терапии К. Роджерса. Данное направление подчеркивает, чтокаждый индивид имеет потребность к самоактуализации, личностному росту ииндивидуальному развитию.

Согласно принципу гомеостазиса, каждый член группы может актуализироватьсвои потребности в той мере, в какой он развил свои отношения с группой. Группавыступает в качестве катализатора отношений и стимулирует межличностноеобщение.

Групповой работник выступает в роли наставника, однако он нерешает проблемы клиента, придерживается принципа безоценочного отношения к ситуации.Выполняя связующую функцию между клиентами, показывает образцы конструктивногоповедения, различные вклады клиентов в развитие межгруппового взаимодействия,обеспечивает стимулирование групповой дискуссии.

Семейное групповое консультирование. Социальное консультирование семьи имеет многоаспектный характер.Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения.Следует отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальногосемейного консультирования, возможно лишь обозначить основные стратегии: акцентделается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системныйподход к семье. Анализируются структурное взаимодействие, связи, содержание,форма организации; подход к семье как единице изменения, осмысления способовизменения ситуации.

Информация о работе Психосоциальная работа с группой