Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 03:33, реферат
Социальная работа с группой является одним из самый эффективных методов психосоциальной работы. Методология и технология социальной работы с группой базируется на психосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии. Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить,что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-ег. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизации реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.
Введение
1. Психосоциальные теории и групповыепроцессы
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
1.3 Модель группового взаимодействия и этические принципы социальногогруппового работника
2.Клинические модели, групповое консультирование и группы психологическогосамопонимания
2.1 Основные клиническиемодели работы с группой
2.2 Основные методыгруппового консультирования
2.3 Основные группыпсихологического самопонимания
Заключение
Библиографический список
«Активно-терапевтический» подход использует активные формывмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новыхбрачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
Концентрирование работы по принципу «здесь и теперь», изменениеустановок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.
Семейное консультирование Фуллмера. Метод группового семейного консультирования Фуллмера базируется наутверждении, что индивидуальное поведение человека есть отражение его семейнойситуации. В центре внимания метода — использование позитивных образцов семейныхотношений для формирования новых моделей поведения учеников, имеющих школьныепроблемы.
В связи с тем, что негативное поведение было сформировано в рамкахсемейных отношений, предполагается найти позитивные модели семейного влияния,чтобы изменить существующее поведение детей, этому подчинены групповыепроцессы.
Семейная терапия Сатир. Согласно В.Сатир, семья — это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежатпринципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом,чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы В. Сатир предлагаеттрактовать как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имеяпредставления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачнымпартнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи рассматривается всоответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений,большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейнымиситуациями.
Структурная семейная терапия Минухина. Структурная семейная терапия направлена на изменение позицийчленов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснитьсторонам границы сложившихся отношений, представляя семью как мультисистему,включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей,подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности всистеме семейных отношений возникает от неумения регулировать и адаптироватьличное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и внешнихизменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальныйтерапевт обучает клиентов гибко выстраивать границы своей системы, отказыватьсяот жестких моделей взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевымконцептом С. Минухина является «соединение» терапевта и семьи, в результатечего возможно терапевтическое изменение.
Системная терапия Боуена. Теоретическиеподходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теориисистем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция,которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассматривает семью какмультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль всемейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенныхсвязей, составленная терапевтом, дает возможность понять и оценить поведениеотдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители) в контекстепроблем отдельного случая, а также в контексте всей системы родственных связей.Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобратьсяв своих функциях в системе семейных отношений.
2.3 Основные группы
психологического
Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторныйметод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своихиндивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целяхболее эффективного социального функционирования. Клиенты рассматриваютпроблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий методбазируется на концепции межгруппового взаимодействия и концепции полномочий.Цель лаборатории — тренинг навыков организационного поведения и развитиясенситивного опыта.
Тренинг сенситивности может рассматриваться только как частьлабораторного метода, так как он непосредственно связан с вопросами персонала илишь отчасти — с процессами группы.
Т-группа, или «тренинг-группа», рассматривается как отдельнаягруппа развития сенситивности. Она состоит из десяти-пятнадцати членов, рольтренера состоит в том, чтобы помогать расширять опыт межгрупповыхвзаимодействий. Неструктурированные ситуации, которые проявляются в результатемежгруппового взаимодействия, служат материалом для изучения. Методы тренерамогут включать ролевые игры, работу с групповыми фантазиями, конфронтации и обратнуюсвязь.
Джесард Эгон, выделив главные переменные сенситивного тренинга,предложил новую модель «контракт-интерперсональной группы». Данная группа отличаетсяот традиционной Т-группы, так как она имеет структуру, цели, лидера, который наоснове контракта моделирует поведение группы. Лидер — член группы, он являетсяпримером для остальных в ситуации самораскрытия, самоанализа.
Лорэйн Гибб развил эту форму групповой работы. Согласно егоконцепции, лидером становится тот, кто может войти в группу «свободным от роли»способом. Лидер стремится отвечать спонтанно, бессознательно, однако его ответыдолжны быть полезны группе, отражать уровень их притязаний и потребностей.
S-группы. S-группы, или группы обучения,
состоят извосьми — пятнадцати человек,
работу организует консультант, в задачи
котороговходит анализ группового поведения.
Задача лидера — отрефлексироватьнеконструктивн
Групповой процесс используется для того, чтобы в процессегруппового взаимодействия помочь клиентам понять специфику своих отношений иповедения, которые в реальности выступают в качестве дисфункции. Лидер или консультантрефлексирует осознанные или неосознанные поведенческие проявления клиентов, азатем корректирует их в процессе группового взаимодействия.
В работе используют элементы психодрамы, ролевых игр, чтобырасширить стратегии понимания конфликтов. В отличие от групп терапии, данныегруппы существуют непродолжительное время, они позволяют участникам справитьсяс такими проявлениями, как чувство неуверенности, гнев, агрессия, беспокойствои т.д., которые проявляются в межгрупповом взаимодействии.
Группы встреч. Группывстреч сосредоточиваются на индивидуальном развитии, терапевтические проблемы вних менее актуальны. Группа состоит из шести-двенадцати человек, работа строитсяна столкновении, конфронтации различных мнений. Техники работы — самораскрытие,спонтанность, обратная связь, используются сенсорные методы. Основная цель —обеспечение непосредственного контакта, без фильтрации информации и ееискажения. В работе подчеркивается познавательная и эмоциональная причастностьк ситуации, которая разворачивается в группе. Правила групповой работы ненакладывают ограничений на форму дискуссий, они свободны, не разрешено лишьпричинение физического вреда членам группы. Тактика лидера — конфронтация ктем, кто не принимает активного участия в обсуждении предложенной темы.
Марафон. Цель группы марафонов —личностное изменение клиентов. Такие группы предпочли радикальный отход оттрадиционных групповых методов. Группа работает непрерывно в течение 24 часов иболее, роль лидеров направлена на развитие творческого потенциала группы иснятие напряжения.
Психологическая близость, которая раскрывается благодаря интенсивномуобщению, дает возможность раскрыться клиентам, влияет на интенсивный личностныйрост. Существуют групповые правила, среди которых можно выделить:конфиденциальность, взаимодействие на основе принципа «здесь и теперь», сохранениеединого пространства общения и т.д. Исследования показали, что фактор усталостиможет позитивно влиять на групповое взаимодействие, активизацию поставленныхцелей.
Таким образом, социальная работа с группой имеет широкий спектрформ и моделей. Основные задачи групповой работы применительно к практике социальнойпомощи можно свести к следующему: помощь клиенту во взаимодействиях с другимилюдьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие иизменение окружающей социальной среды.
Социальная работа с группой функционирует в пределах сфер,связанных со здоровьем, социальным благосостоянием, проблемами свободноговремени, образования, социальной помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, социальнаягрупповая работа – это практический метод социальной работы, который помогаетличностям расширять свое социальное функционирование и, используяцеленаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными,групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме.
Социальнаягрупповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональнойсоциальной работе в малых группах, где используется групповой контекст длядостижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как исоциальная работа со случаем, включает в себя различные подходы поведенческогообмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповыхориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповаяработа представлена достаточно широко – от группового консультирования дотерапевтических подходов.
Социальнаягрупповая работа
включает различные виды деятельности:
развитие целой группы иотдельного члена
группы; развитие взаимной помощи и поддержки
среди членовгруппы; использование группового процесса
для жизнедеятельности группы; развитиеавтономности
в группе. Социальная групповая работа
традиционно используется в практикеработы
в микросоциуме, с детьми, в социальных
агентствах. В социальнойгрупповой работе
используют развивающие, реабилитационные,
Развивающиеподходы основаны на экзистенциальных концепциях, они направлены напреодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационныеподходы основаны на принципах эго-психологии с ориентацией на поведенческиетеории, используют динамику малых групп в терапевтических целях для решенияиндивидуальных проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Волков Б.С. Методы исследований впсихологии: Учебно-практическое пособие./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.:Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.
2 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. — Владивосток. 2004. – 86 с.
3 Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методыпсихосоциальной практики: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений/ М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: 2002. – 192 с.
4 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд.,2001. – 432 с.
5 Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Е.И.Холостовой. — М.: Юристь, 1999. — 334 с.