Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
Цель: Изучить педагогические и психологические методы социальной работы, используемые при решении проблем клиентов социальных служб.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные научные подходы к проблемам изучения социальной педагогики и психологии;
- Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельности;
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что в современном мире без педагогических и психологических методик невозможно решить большинство проблем клиентов социальных служб.
Одна из основных задач социальной работы в настоящее время -дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Социальную работу вполне можно
назвать психолого-
Существуют разные подходы к
воспитанию и формированию сознания
личности. Авторитарная педагогика и
психологические идеи бихевиоризма
являются основой для существования
методов активного воздействия,
изменения сознания и поведения
человека. В этом случае задачей
воспитательной системы общества является
формирование «функционального» человека-
Цель: Изучить педагогические и психологические методы социальной работы, используемые при решении проблем клиентов социальных служб.
Объект: В качестве объекта исследования в курсовой работе необходимо выделить психологические и педагогические методы в деятельности социальной работы
Предмет: Предметом данной курсовой работы, является клиент социальных служб при решении, которых используются психологические и педагогические методы.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные научные подходы к проблемам изучения социальной педагогики и психологии;
- Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельности;
- Изучить литературу по данной проблеме.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта).
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
1.1 Модификационная методика
Модификационная методика-выработка желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или неодобрения в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер.
Крайним выражением авторитарного
технократического подхода
Противоположная модель воспитания,
в основе которой лежит направление
гуманистической психологии (яркие
представители этого
1.2 Гуманистическая терапия
Гуманистическая теория центрированная на клиенте (Роджерс), (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях, в социальной работе) исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
Необходимые условия гуманистической терапии:
• терапевт (или педагог, родитель,
социальный работник) сохраняет безусловно
положительное отношение к
• терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент (проявляя эмпатию);
• терапевт должен воздерживаться от
интерпретации сообщения
Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Они, в особенности подростки, придают больше значение возникнувшим конфликтам, считая их никогда не решающими, кроме как их смертью. С такой категорией клиентов очень важна профилактическая работа, особенно с детьми и молодежью, включая в себя воспитание характера, жизненного оптимизма и чувства жизнестойкости.
Близкое по духу к гуманистической
психологии, такое психологическое
направление, как гештальттерапия (Перле),
исходит из обусловленности психических
расстройств тем, что личность человека
не составляет единого целого, т. е.
гештальта (неосознаваемые конфликты
мешают человеку входить в контакт
с некоторыми из своих собственных
чувств и мыслей). Цель заключается
в установлении связи между всеми
аспектами своей личности: физическими
ощущениями, собственными мыслями, персонажами
сновидений, своих фантазий, а в
результате достичь полного осознания
собственного «Я», формирования целостной
гармоничной личности, обладающей самостоятельностью.
Гештальттерапия направлена на разрешение
внутренних конфликтов человека и выработку
способности сознательно, противостоять
жизненным трудностям, помогает человеку
достичь полного самосознания. Можно
эту терапию применять в
1.3 Малоиспользуемые виды терапий
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки, побудить человека взять на себя ответственность за собственные проблемы с помощью своего рода «договора». Этот вид терапии, может быть применим в социальной работе с такой «группой риска», как люди, занимающие проституцией.
Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического воздействия и воспитания. Для оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами.
Вывод: Воспитатель, психотерапевт, социальный работник в рамках гуманистической психологии и педагогики должен побудить человека к более полному объективному восприятию ситуации и принятию взвешенных решений, к нравственному выбору. Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Психолого-педагогическое воздействие
реализуется преимущественно
2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
2.1 Механизмы воздействия на человека
Самый древний механизм воздействия
— это заражение, он представляет
собой передачу определенного эмоционально-
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.
Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое (в состоянии гипноза);
2) в состоянии релаксации —
мышечной и психической
3) при активном состоянии
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.[1]
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:
1) убеждающая речь должна
2) должна быть последовательной,
логичной, максимально доказательной,
содержать как обобщающие
3) необходимо анализировать
4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.
Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает
Информация о работе Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы