Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить педагогические и психологические методы социальной работы, используемые при решении проблем клиентов социальных служб.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные научные подходы к проблемам изучения социальной педагогики и психологии;
- Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельности;

Файлы: 1 файл

Департамент образования и науки Кемеровской области.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире без педагогических и психологических методик невозможно решить большинство проблем клиентов социальных служб.

Одна из основных задач социальной работы в настоящее время -дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся  форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Социальную работу вполне можно  назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они  связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность  и т. п.). Методы психолого-педагогической коррекции и воспитания в своем  многообразии могут охватывать всю  жизнь человека, они представляют собой научно обоснованные способы  психологически и педагогически  целесообразного взаимодействия с  воспитуемым, организации и самоорганизации  его жизни, психолого-педагогического  воздействия на его сознание и  поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.

Существуют разные подходы к  воспитанию и формированию сознания личности. Авторитарная педагогика и  психологические идеи бихевиоризма являются основой для существования  методов активного воздействия, изменения сознания и поведения  человека. В этом случае задачей  воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в  данной общественной системе, подготовленного  к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.

Цель: Изучить педагогические и психологические методы социальной работы, используемые при решении проблем клиентов социальных служб.

Объект: В качестве объекта исследования в курсовой работе необходимо выделить психологические и педагогические методы в деятельности социальной работы

Предмет: Предметом данной курсовой работы, является клиент социальных служб при  решении, которых используются психологические и педагогические методы.

Задачи исследования:

- Проанализировать основные научные подходы к проблемам изучения социальной педагогики и психологии;

- Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельности;

- Изучить литературу по данной проблеме.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта).

 

 

 

 

 

 

 

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 

 

 1.1 Модификационная методика

 

 

 

Модификационная методика-выработка желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или неодобрения в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер.

Крайним выражением авторитарного  технократического подхода является теория и практика социального воспитания на основе психотропного воздействия  на психику и сознание детей и  взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой  подход к социальной работе и социальному  воспитанию, перевоспитанию является антигуманным и недопустимым. Воспитание с помощью фармакологических  препаратов или психотропных излучений  противоречит всем нравственным и юридическим  нормам.

Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направление  гуманистической психологии (яркие  представители этого направления  А.Маслоу, К.Роджерс, Франкл и др.) базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В  воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а  не решать за него, не программировать  и не дрессировать его на «нужное» поведение. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов.

 

 

 

1.2 Гуманистическая терапия

 

 

 

 Гуманистическая теория центрированная на клиенте (Роджерс), (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях, в социальной работе) исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

Необходимые условия гуманистической  терапии:

• терапевт (или педагог, родитель, социальный работник) сохраняет безусловно положительное отношение к пациенту (ребенку, либо к человеку, нуждающемуся в психологической или социальной помощи), к его чувствам, даже если это противоречит установкам терапевта (нет осуждения);

• терапевт старается видеть мир  глазами клиента и переживать события так же, как их переживает сам клиент (проявляя эмпатию);

• терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщения клиента  или от подсказки решения его  проблем. Он должен только выслушивать  и выполнять роль зеркала, отражающего  мысли и чувства клиента и  формулировать их по-новому, в результате у клиента появляется реалистическое представление о самом себе, и  человек приобретает способность  разрешать свои проблемы.

Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли  и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности  в себе и способности решать успешно  свои проблемы. Он направлен на то, чтобы  развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые  для восстановления соответствия реального  «Я» индивидуальному опыту и  глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального  поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них  сильно занижена самооценка. Они, в  особенности подростки, придают  больше значение возникнувшим конфликтам, считая их никогда не решающими, кроме  как их смертью. С такой категорией клиентов очень важна профилактическая работа, особенно с детьми и молодежью, включая в себя воспитание характера, жизненного оптимизма и чувства  жизнестойкости.

Близкое по духу к гуманистической  психологии, такое психологическое  направление, как гештальттерапия (Перле), исходит из обусловленности психических  расстройств тем, что личность человека не составляет единого целого, т. е. гештальта (неосознаваемые конфликты  мешают человеку входить в контакт  с некоторыми из своих собственных  чувств и мыслей). Цель заключается  в установлении связи между всеми  аспектами своей личности: физическими  ощущениями, собственными мыслями, персонажами  сновидений, своих фантазий, а в  результате достичь полного осознания  собственного «Я», формирования целостной  гармоничной личности, обладающей самостоятельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних конфликтов человека и выработку  способности сознательно, противостоять  жизненным трудностям, помогает человеку достичь полного самосознания. Можно  эту терапию применять в социальной работе с сексуальными меньшинствами.

 

 

1.3 Малоиспользуемые виды терапий

 

 

 

Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия  реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность  оценивать свои действия в зависимости  от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым  могут привести его поступки, побудить человека взять на себя ответственность  за собственные проблемы с помощью  своего рода «договора». Этот вид терапии, может быть применим в социальной работе с такой «группой риска», как люди, занимающие проституцией.

Чем выше уровень культурного, интеллектуального  и личностного развития клиента  социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической  психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности  клиента по осознанию своих проблем  и поведения ограничены, будет  оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического  воздействия и воспитания. Для  оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения  физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами.

 

 

 

Вывод: Воспитатель, психотерапевт, социальный работник в рамках гуманистической психологии и педагогики должен побудить человека к более полному объективному восприятию ситуации и принятию взвешенных решений, к нравственному выбору. Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Психолого-педагогическое воздействие  реализуется преимущественно как  речевое, с целью изменить или  сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в  системе ценностей слушателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

 

2.1 Механизмы воздействия на человека

 

 

 

Самый древний механизм воздействия  — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной  сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в  успехе и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект.

Внушение также основано на апелляции  к бессознательному, к эмоциям  человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный  и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий  не авторитетен, то внушение обречено на провал.

Выделяют три основные формы  внушения:

1) гипнотическое (в состоянии  гипноза);

2) в состоянии релаксации —  мышечной и психической расслабленности;

3) при активном состоянии бодрствования  человека.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый  факт связывают с хорошо знакомыми  фактами, явлениями, людьми, к которым  человек эмоционально положительно относится, для того, чтобы произошел  перенос этого эмоционального состояния  на новую информацию (возможен перенос  и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.[1]

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий  уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой  невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения  должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего  воздействия:

1) убеждающая речь должна строиться  с учетом индивидуальных особенностей  слушателей;

2) должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной,  содержать как обобщающие положения,  так и конкретные примеры; 

3) необходимо анализировать факты,  известные слушателям;

4) убеждающий и сам должен  быть глубоко убежден в том,  что доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с  восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую  информацию с имеющейся у него, и в результате создается представление  о том, как оратор преподносит  информацию, откуда он ее черпает,  — если человеку кажется, что  оратор не правдив, скрывает  факты, допускает ошибки, то доверие  к нему резко падает;

Информация о работе Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы