Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить педагогические и психологические методы социальной работы, используемые при решении проблем клиентов социальных служб.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные научные подходы к проблемам изучения социальной педагогики и психологии;
- Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельности;

Файлы: 1 файл

Департамент образования и науки Кемеровской области.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

2) создается общее представление  об авторитетности убеждающего,  но, если оратор допускает логические  ошибки, никакой официальный статус  и авторитет ему не помогут;

3) сравниваются установки оратора  и слушателя: если расстояние  между ними очень велико, то  убеждение может быть неэффективным.

В подобном случае наилучшей стратегией убеждения может стать такая: вначале убеждающий сообщает об элементах  сходства с взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка  для убеждения. Применима и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о  наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение  — метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым  примешиваются социально-психологические  давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое  влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах  доказательств, с помощью которых  истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других.

Всякое доказательство состоит  из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис — это мысль, истинность которой  требуется доказать, он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен  и обоснован фактами.

Довод — это мысль, истинность которой  уже доказана, и поэтому она  может быть приведена для обоснования  истинности или ложности тезиса.

Демонстрация — логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения  доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные. [1]

Распространенные ошибки доказательств:

1) подмена тезиса в ходе доказательства;

2) использование для доказательства  тезиса доводов, которые отнюдь  его не доказывают или верны  частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов;

3) опровержение чужих доводов  рассматривают как доказательство  ложности чужого тезиса и правоты  своего утверждения — антитезиса, хотя логически это неверно:  ошибочность довода не означает  ошибочности тезиса.

Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие  «псевдодоказательства» и «псевдоубеждения»  могут срабатывать. В ряде случаев  возможен эффект бумеранга — убеждение  приводит к результатам, противоположным  намерениям убеждающего.

Это происходит:

1) когда исходные установки убеждающего  и убеждаемого разделены большой  дистанцией, и с самого начала  оратор это показывает, но не  обладает должной авторитетностью,  вескими аргументами и аудитория  заграждает себя «фильтрами»,  не слушает, отторгает информацию  и еще более укрепляется на  своей позиции;

2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств  по ничтожному поводу создается  эмоциональный барьер, который отторгает  все убеждающие доводы, хотя внешне  человек может сделать вид,  что соглашается; 

3) если воздействие осуществляется  на фокальную установку.

Степень эффективности воздействия  информации на установки человека зависит  и от параметра первичности - вторичности  информации (первая поступившая информация о каком-либо новом событии, факте  воспринимается легче, доверчивее, без  влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо давно  известном событии, человеке, которая  поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к  нему).

Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное накапливание пропагандистского влияния при  систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.

В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения, такие  как информация, дискуссия и взаимное просвещение. Назначение активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной службы мог осмыслить  свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через  выработку собственных взглядов.

Информация — исходный метод  убеждения — применяется при  начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими  основное содержание просвещения в  той или иной области. Информация очень важна при проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота, общественная значимость, ценность для  удовлетворения практических потребностей — непременные условия, которые  обеспечивают успешность метода. Как  правило, используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный  показ. Среди приемов, стимулирующих  интерес к информации, следует  назвать, прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда  каждое новое положение связано  с предыдущим, простоту и доступность  информации, выразительность и четкое оформление наглядных средств.

Дискуссия — коррекционный метод  убеждения, который обеспечивает обмен  мнениями, способствует поддержке и  развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и  готовность к диалогу, преодолению  ошибочных взглядов.[2]

Наиболее типичной формой дискуссионного метода является диспут — коллективное обсуждение заранее предложенной проблемы. Подготовка и проведение диспута  требуют от организатора решения  ряда специфических задач: выбора актуальной темы; формирования вопросов для обсуждения; подбора опытного ведущего; установления четкого регламента и умелого  оформления помещения. Применение дискуссионного метода предполагает развитие доверительных отношений, взаимного уважения и доброжелательности, такта, умения принять чужую точку зрения.

Взаимное просвещение — метод  самоорганизации убеждения, который  обеспечивает формирование потребности  и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется  в повседневной деятельности. В социальной практике этот метод часто используется при работе различных групп самопомощи и взаимопомощи.[3]

Подобные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости и  имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы, потребности и сообща решают их, помогая друг другу, опираясь на следующие  принципы: коллективизм; «давать и  получать»; опора на собственный  опыт; отсутствие иерархии в группе; отсутствие ограничений во времени  общения. Ответственность за все  действия лежит на членах группы. Взаимопомощь, взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного индивида, так и коллектива.

Важным социально-психологическим  феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Условия подражания:

1) наличие положительного эмоционального  отношения, восхищения или уважения  к этому человеку — объекту  подражания;

2) меньшая опытность человека  по сравнению с объектом подражания  в каком-то отношении; 

3) ясность, выразительность, привлекательность  образца; 

4) доступность образца, хотя  бы в некоторых качествах;

5) сознательная направленность  желаний и воли человека на  объект подражания (хочется быть  таким же).

Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще  в определенной степени и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально незначимым или даже социально негативным по своей сути.[4]

 

 

 

2.2 Психологическое воздействие

 

 

 

Психологическое воздействие, которое  оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека.

В качестве средств воздействия  используются:

1) вербальная информация, слово,  но следует учитывать, что значение  и смысл слова могут измениться  для разных людей и оказывать  иное воздействие (тут влияют  уровень самооценки, широта опыта,  интеллектуальные способности, особенности  характера и типа личности);

2) невербальная информация (интонация  речи, мимика, жесты, позы приобретают  знаковый характер и влияют  на настроение, поведение, степень  доверия собеседника);

3) вовлечение человека в специально  организованную деятельность, ибо  в рамках любой деятельности  человек занимает определенный  статус и, тем самым, закрепляет  определенный тип поведения (так,  изменение статуса во взаимодействии  приводит к изменению поведения,  а также реальные переживания,  связанные с реализацией определенной  деятельности могут изменить  человека, его состояние и поведение);

4) регуляция степени и уровня  удовлетворения потребности (если  человек признает право за  другим человеком или группой  регулировать свой уровень удовлетворения собственной потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового). Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) имеет несколько разные средства воздействия. Так, заражение = невербальное эмоциональное воздействие + частично вербальный компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в деятельность.

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию.

Методы воздействия — это  совокупность приемов, реализующих  воздействие:

1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы,  самооценки людей, т. е. на  те факторы, которые регулируют  активность;

3) на состояния, в которых  человек находится (тревога, возбужденность  или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение.  Посмотрим это несколько подробнее.[5]

Для того чтобы изменить поведение  человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе  иерархии мотивов. Один из приемов, который  позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной  сферы, актуализация мотивов более  низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных потребностей человека

Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки; создать новые  установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Одним из условий, которое  этому способствует, — наличие  фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, когда неясно, какой из них можно доверять), неопределенность моральных и социальных норм — все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься:

  1) пытаясь переосмыслить ситуацию;

2) осуществляя поиск новых целей;

  3) уходя в регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Франкл писал: «Самый тяжелый вид  неопределенности — неопределенность окончания неопределенности».[3]

Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение  целевых, смысловых установок и  последующее коренное изменение  его поведения и целей. Метод  ориентирующих ситуаций, когда практически  каждый человек какое-то время побывал  в одной и той же роли, в одной  и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей  деятельности, как и все остальные  люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в ней  в необходимом направлении.

Требуемая социальная установка формируется  у человека:

1) если он периодически включается  в соответствующую деятельность;

2) многократно получает соответствующую  информацию;

3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в  которой эта позиция, установка  поддерживается.

Для того, чтобы сформировать установку  на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для изменения эмоционального отношения  и состояния человека к текущим  событиям эффективен прием «воспоминания  горького прошлого», т. к. если человек  усиленно будет вспоминать прошлые  неприятности, «как было плохо до того, как...», происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются  «розовые иллюзии» на будущее.

Информация о работе Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы