Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить педагогические и психологические методы социальной работы, используемые при решении проблем клиентов социальных служб.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные научные подходы к проблемам изучения социальной педагогики и психологии;
- Проанализировать структуру и особенности социально – педагогической деятельности;

Файлы: 1 файл

Департамент образования и науки Кемеровской области.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом  направлении и с требуемым  эффектом с древности используется прием «канализации настроения», когда  на фоне повышенной тревожности и  фрустрации потребностей людей, при  росте возмущения и недовольства провоцируется излияние гнева толпы  на людей, которые лишь косвенно или  почти не причастны к возникновению  трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом.[6]

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие  станет наиболее действенным как  на уровне отдельного человека, так  и группы лиц. В каждой группе существуют свои нормы, которые определяют, регулируют поведение ее членов и группы в  целом. Чтобы изменить поведение  группы, необходимо оказать воздействие  и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы  может осуществить лидер, либо этого  можно достичь через включение  группы в иную деятельность.

Сопротивление зависит:

1) от уровня групповой сплоченности;

2) фиксирования на содержании  прежних групповых норм и новых  требований;

3) степени расхождения групповых  норм от содержания внедряемых  установок и норм.

Чем ярче все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Включив  группу в циклическую деятельность требуемого направления и характера, создают объективные условия  необходимости изменения групповых  установок, норм, причем, когда все  внимание сконцентрировано на выполнении деятельности, «затушевывается», «зашумляется»  факт выработки новых установок  и норм, а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а постепенно стираются.

Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение  и наказание. Социальному работнику  приходится активно влиять на поведение  клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность.

Требование — метод прямого  воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации  его поведения и деятельности. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так  как вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит иные действия. Это особенно важно при  стимулировании новых действий, которых  нет в опыте. Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффективность  последующих.

Поощрение — метод внешнего активного  стимулирования, побуждения к положительной  инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма  общественного признания. Поощрение  возбуждает положительные эмоции, развивает  внутренние творческие силы, активную жизненную позицию. Система поощрения  по мере нравственного созревания общества развивается от преимущественно  материальных стимулов к преимущественно  моральным. Интересен опыт поощрения  добровольных помощников различных  социальных служб в США. Поощрение  может выражаться в виде небольшого денежного вознаграждения, подарка, но чаще всего — это вечера отдыха, пикники, туристические поездки, которые способствуют созданию особого микроклимата в группах добровольных помощников. Реакция поощрения всегда дает информацию о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.[7]

Наказание как коррекционный метод  педагогического стимулирования, представляет собой способ торможения, приостановления  нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения провинившемуся физического  или нравственного страдания, а  сосредоточивает сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию самоторможения, внутреннего самоконтроля, способности  нравственного переживания общественного  осуждения. Реакция на наказание  проявляет особенности поведения  человека в критических ситуациях, что сможет помочь в выборе средств  взаимодействия с ним.

Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной работы. Как утверждает А.С.Макаренко: «Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость». Перспектива может быть близкой, средней и далекой. Близкая перспектива  составляет ту завтрашнюю радость, без  которой не может быть оптимистического настроя личности. Нужно, чтобы человек  жил в ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые  в силу обстоятельств оказались  в изоляции (инвалиды, престарелые  и др.). Средняя перспектива —  ожидаемое событие, несколько отодвинутое  во времени. Далекая перспектива  — это намечаемые планы, которые  выстраивают судьбу личности.

Отдельную группу составляют методы организации деятельности и поведения  индивидов. К ним можно отнести  поручения, задания, упражнения, приучения, создание специальных воспитывающих  ситуаций.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение человека в  систематическую, специально организованную деятельность, которая способствует выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной деятельности. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положительные качества характера и волю. Упражнения организуются, как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или, как системы отрепетированного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное нравственное сознание, действия и поступки.[8]

 

 

Вывод: Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Методы воздействия на источники  активности направлены на формирование новых потребностей или изменение  побудительной силы имеющихся мотивов  поведения. Чтобы сформировать новые  потребности у человека, например, вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать  с каким-то определенным лицом («Все равно куда, лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту  новую деятельность и используя  мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание  человека к повышению престижа. При  этом, вовлекая человека в новую  для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию  усилий человека по ее выполнению. Если же эта новая деятельность для  человека слишком обременительна, то он теряет желание и интерес к  ней.

 

 

 

 

 

 

2.3 Моделирование ситуационных задач для решения проблем с применением педагогических и психологических методов в деятельности социальной работы

 

 

 

Ситуация 1: Петрову Ярославу семь лет, у него погибла мама полгода назад. С этого момента он ни с кем не разговаривает. Врач говорит, что у него серьёзная психологическая травма.

 

Решение: В данной ситуации надо использовать психолого-педагогическое воздействие. Оно реализуется преимущественно как речевое, с целью изменить или сформировать установки (определенный взгляд на вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

 Если Ярославу изменить или  сформулировать установки на  дальнейшую его жизнь, то он легче будет переносить дальнейшие трудности.

Ситуация 2: Степанову Алексею 15 лет. В последнее время у него начали замечать отклонение от нормы в поведении: курение, алкоголь, уход из дома, агрессия по отношению к близким.

 

Решение: для решения данной проблемы больше всего подходит метод коррекционно-развивающей деятельности.

Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков

особенностей личности, так  как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей  деятельности педагога-психолога. В  его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более  эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая  деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или  консультации.

 

Ситуация 3: Кирилова Алина Анатольевна очень замкнутый в себе человек и из-за этого ей тяжело в жизни: не ладит с коллегами, никакой личной жизни, отсутствуют друзья.

 

Решение: Гуманистическая терапия больше подходит в данной ситуации. Этот метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Выбор того или иного метода педагогического или психологического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

Как правило, клиентами социальных служб являются люди, которые находятся  в ситуации неопределенности, в состоянии  «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет  готов воспринять эту установку  и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут  произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного  мнения в сочетании с вовлечением  в организуемую деятельность. Методы формирования сознания способствуют выработке  гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении

В основном методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы  воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1. Социальная работа. Под об. ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2006.

2. С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М.: Академический Проект, 2006.

3. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2007.

4. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей

[Текст]: учебное пособие  /Л.В. Карцева.– М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2007. –  224с. (Рекомендовано УМО по образованию  в области социальной работы).

5. Мананикова, Е. Н. Психология личности. Учебное пособие для ВУЗов / Е. Н. Мананикова - М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2008. - 21 с

6. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. учеб. образования / Н.М. Нестерова, Н.М. Платонова – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352с. (Рекомендован ФИРО как учебник).

7. Басов, Н.Ф Основы социальной работы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н. Бессонова и др.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с. (Допущено Минобрнауки России).

8. Альперович, В.Д. Справочник социального работника [Текст]: учебное пособие для студентов высш. и сред.учеб. заведений / В.Д. Альперович, Е.П. Агапов, Л.А. Кайгородова, Л.П. Карельская, Н.В. Мацинина и др.; под общ. ред. В.Д. Альперовича. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.

 


Информация о работе Псохологические и педагогические методы в деятельности социальной работы