Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:25, реферат
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.
Педагоги учреждения образования проводят обязательную консультационную работу с родителями ребенка.
В группе интегрированного обучения работа дефектолога и воспитателя строится на постоянном межличностном взаимодействии.
Интеграция
и коррекционная работа позволяют
более успешно решать задачи социальной
адаптации детей с
В структуре
проводимой работы по социальной адаптации
важной составляющей является развитие
эмоциональной сферы ребенка. Главное
направление развития эмоциональной
сферы у дошкольника – это
появление способности
Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:
● обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;
● обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
● обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
Для успешности социальной адаптации детей с аутизмом требуется проведение работы и по развитию предметно-манипулятивной деятельности. При этом обеспечивается тесная взаимосвязь таких функциональных сфер, как восприятие, имитация (подражание), общая и тонкая моторика, координация глаз и рук.
У детей
из-за неверной переработки сенсорной
информации наблюдаются нарушения
в сфере восприятия. Эти проблемы
могут касаться как одного из анализаторов,
так и их совокупности: слуха, зрения,
осязания или обоняния. Поэтому необходимо
проводить работу по развитию восприятия
и формированию сенсомоторной деятельности,
адекватному использованию
Нуждается в развитии у детей с аутизмом и способность к подражанию, которая является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка.
Неотъемлемой частью работы по развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка являются обучение владению телом, развитию общей моторики.
Развитие двигательной активности детей включает работу над (тонкой) мелкой моторикой. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода.
Для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой, важным является осознание управления движениями рук и пальцев, что предполагает дополнительную работу по координации глаз и рук.
Затрудняет процесс социализации детей с аутизмом специфическое развитие речи, которое характеризуется уходом от общения, малым словарным запасом слов, эхолалиями и другими особенностями.
Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. важным также является нормальное развитие сосательных, глотательных рефлексов. Требуется работа по тренировке мускулатуры артикуляционного аппарата ребенка. Речевое развитие включает и формирование диалогической речи.
Следует
помнить и о стимулирующей
окружающей среде, поскольку только
при наличии стимулирующей
Добиться успехов в социальной адаптации поможет формирование у детей разнообразных форм самообслуживания труда.
Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и упорядочивании поведения окажет формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы.
Использование карточек (символов, жестов) как средства общения также имеет большое значение для социализации ребенка с аутизмом.
Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Существует целый ряд учреждений, куда могут быть помещены дети с аутизмом:
● дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время
● центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)
● медицинские дневные центры
●
психиатрические дневные
● специальные дошкольные учреждения
Для оказания помощи детям дошкольного возраста в дневное время, когда родители работают, можно отправить их в любое из перечисленных учреждений. Положительное влияние на состояние развития ребенка будет оказывать его общение со сверстниками. Выбор дошкольного учреждения зависит от интеллектуального уровня развития ребенка, от особенностей его поведения и от возможностей учреждения данного региона обеспечить ему необходимое содержание и помощь. Ни одно из перечисленных учреждений не является специально организованным для детей с аутизмом, тем не менее в ряде из них имеются специалисты по коррекции аутизма. Аутичные дети должны помещаться в маленькие по численности группы с постоянной поддержкой и контролем специалиста. В этих группах не должно быть шумных, беспокойных детей, а сам ребенок должен работать в жестком структурированном режиме. В некоторых дошкольных учреждениях сформированы отдельные группы для аутичных детей. [5, с.225]
Для
обучения, дети с менее выраженными
интеллектуальными отклонениями направляются
в школы для детей с
Можно
сделать вывод, что адекватно
организованная среда и правильно
подобранные условия для
Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом»
Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с событиями прошедшего, реальное – с фантастическим. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться своей речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
О.С.Никольская классифицировала аутичных детей на четыре группы. Наличие вариантов с разными клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического. Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.
Индивидуализация помощи отражается в целях, которые охватывают следующие направления работы: формирование поведения; коррекцию эмоциональной сферы; формирование игровых действий, умений; социально-бытовую адаптацию.
В предлагаемом программно-методическом содержании индивидуального обучения аутичных детей (составленном на основании программы индивидуального обучения И.В.Ковалец) даны методические рекомендации по реализации указанных выше целей в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми разного уровня развития (1-4-я группы по классификации О.С.Никольской).
Задания
сгруппированы с учетом их основной
направленности, хотя при их выполнении
корригируются и другие стороны
личности. При работе требуется творческое
применение всего материала, возможно
его видоизменение в
В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
● необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
●
по возможности разъяснять задание
не с помощью словесной
● учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
●
помнить о том, что неадекватная
реакция ребенка может означать
переутомление либо недопонимание
задания. В таком случае достаточно
сократить или упростить
Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.
Далее
рассмотрим подробнее каждое из направлений
программно-методического
Таблица 2
Программно-методическое содержание индивидуального сопровождения аутичных детей
Формирование поведения |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
- поведение, приносящее вред - агрессивное поведение (оплевывание) - прекращение деятельности (крик0 - взятие в рот несъедобных предметов - эхолалическое задавание вопросов - дефицит поведения
(нежелание физического |
- преодоление нежелательных - предупреждение нарастания негативизма - преодоление коммуникативного барьера - формирование - организация положительного
взаимодействия ребенка и - развитие коммуникативного поведения - использование недирективной гибкой тактики управления - исключение настойчивых просьб, уговоров |
- предупреждение психической - предварение негативных действий ребенка - пассивное выполнение задания - ослабление фиксации
внимания ребенка на моменте
общения, как средство - использование
противоречивых, взаимоисключающих
инструкций для ослабления - организация приемов,
в котором ребенок становится
в положении регулятора - снятие возбуждения |
- смена видов деятельности - необходимо учитывать интересы и влечения детей - предлагать ребенку отдохнуть - использование
игрушек, как отвлекающий - взрослый отвлекает ученика от игры в мяч чтением стихов в слух - применение игры «Пинай!Не пинай» (приложение 8) - рекомендуется
применять игру «Лошадка» ( - для снятия возбуждения используется игра типа «Узнай предмет» |
Подводя итог таблицы 2, следует, что коррекционная работа с детьми I-II-й групп РДА по формированию поведения направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка.
Формирование поведения детей III-IV-й групп РДА происходит через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.
Переходя
к следующему направлению работы
– коррекции эмоциональной
Таблица 3
Эмоциональное воспитание |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
- гнев, протекающий в форме аффекта - отвращение (протекающее совместно с гневом) - страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности |
- установление положительного - преодоление негативных реакций на окружающую среду - коррекция аффективных
проявлений, использование их и
стереотипных действий ребенка
для коммуникативного - обучение ребенка
«языку чувств» (т.е. - развитие творческих способностей - проведение индивидуальной |
- применение игр, помогающих - преобразование
механических стереотипных - создание спокойной обстановки - игровые упражнения,
рекомендованные для детей III- - развитие инициативы ребенка - обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции |
- игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», - используются картинки с эмоциональным фоном - игры: «Покажи мне»,
«Дорисую, чтобы получилось веселое
лицо», «Разговор с игрушкой»,
«Почувствуй чувство»( - прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д. |
работы с родителями - применение метода холдинг-терапии (удерживание) для установления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка |
- обучение приемам направленным на распознавание интонаций - обучение речевой и поведенческой этике - обучение приемам
и способам анализа - обучение пантомимике;
распознавание. |
- сопереживание персонажам из сказок, игр - рассматривание
собственной мимики перед - игры: «Угадай,
кто так делает», «Танец», « |
Информация о работе Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми