Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:25, реферат
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к занятиям ребенка, не предлагая ничего нового, преобразовывает постепенно стереотипные действия в эмоциональную игру. А создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Далее рассмотрим следующее направление коррекционной работы – формирование игровых действий, умений (табл. 4). Это важное направление, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.
Таблица 4
Формирование игровых действий |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
-игра одиночная -игра рядом -игра с кратковременным или долговременным взаимодействием -выясняется наличие игровых действий -обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением -умение выполнять цепочку действий -определяется насколько тяжело сосредоточиться -обращается внимание
на избирательные интересы -спонтанный интерес ребенка к окружающему миру -преобладают манипуляции с неигровыми предметами -стереотипные действия -игра некоммуникативная |
-установление эмоционального -преодоление негативизма -обучение коммуникативному взаимодействию -включение стереотипий в игровой процесс -обучение выполнению
целенаправленных игровых -расширение уровня игровых возможностей -обучение выполнению цепочки игровых действий -развитие координации глаз, рук -расширение знаний об окружающем мире -эмоциональное
вовлечение ребенка с помощью
игры в освоение бытовых |
-для ребенка I-II групп РДА подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект -используются задания,
в которых для достижения -в случае затруднения,
упражнение незаметно -новые способы
действия вводятся постепенно, незаметно
для ребенка, чтобы у него
сохранилось ощущение |
-игры для установления -игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Дождь». -игры с вовлечением
в бытовую жизнь: покормим -игры для совершенствования
взаимодействия:«Ку-ку»,« -игры для развития координации: «Сложи башню» -игры с игрушками
на выполнение цепочки игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование |
Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим.
Последнее
направление коррекционной
Таблица 5
Формирование игровых действий |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
-почти у каждого ребенка -перенос сформированного
навыка в другую ситуацию -овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией |
-формирование навыков -воспитание культурно- -формирование элементарных бытовых навыков -развитие стойкого
интереса к выполняемой -воспитание уверенности в своих силах |
-сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности -прививаем умение пользоваться ложкой, вилкой -обучение навыкам одевания -организация жизни ребенка по четкому распорядку дня -в процессе обучения
у ребенка вырабатывается |
- использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу -игры: «Кукла Маша завтракает» -игра: «Оденем куклу на прогулку» -расписание (режим дня) в виде фотографий, где он ест, занимается и т.д. -сначала почти все делает взрослый, постепенно подключая ребенка |
Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с ранним детским аутизмом навыкам бытового поведения.
В коррекционной работе можно использовать много полезных, интересных и развивающих занятий и игр. В данном программно-методическом содержании индивидуального обучения аутичных детей предоставлены только некоторые их образцы.
Индивидуальная карта развития ребенка с ранним детским аутизмом приведена в таблице 6.
Таблица 6
Индивидуальная карта развития ребенка с РДА
МЫШЛЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ | |
Характерные признаки |
Рекомендации |
Тяжело дается различение важного и неважного Тяжело связывать идеи в единое целое Трудности при обучении с помощью имитации Сложности при организации и с распорядком дня (начало, конец) Сложность с принятием решения Другие мотивации |
Выделение важной информации Подобрать индивидуальный стиль обучения Необходимо приучать к новым ситуациям, людям, материалам Создание возможности предвидения Обучать стратегиям, которые помогут найти решение Базироваться на сильных сторонах и интересах |
ВОСПРИЯТИЕ И ОБРАБОТКА | |
Характерные признаки |
Рекомендации |
Колебания и трудности при обработке восприятия органами чувств Высокая отвлекаемость Гипер- и гипочувствительность по отношению к раздражителям |
Учитывать индивидуальный распорядок дня Снижать степень отвлекаемости выделяя важные аспекты окружающей среды и окружения Выявлять индивидуальную чувствительность |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | |
Характерные признаки |
Рекомендации |
Проблемы с сообщением собственных потребностей и отказом от нежелательного Проблемы с обработкой вербальной информации |
Необходимо научить пониманию того, насколько важна коммуникация Использовать язык осознанно и сокращенно: выдавать вербальную информацию в ситуационных связях |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | |
Характерные признаки |
Рекомендации |
Понимание часто базируется на ситуационной связи Эхолалии Собственный язык Частые вопросы Ограниченный выбор тем |
Учитывать индивидуальный распорядок дня Избегать образной речи |
ПСИХО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Характерные признаки |
Рекомендации |
Быстро наступает возбуждение при изменениях в окружении Упорство на однообразии Ритуальное поведение Навязчивое поведение Ограничение области интересов Нехватка собственной инициативы |
Создание возможности Постепенно вводить изменения Создание рациональной рутины Расширение интересов посредством интеграции нового Предоставление вспомогательных средств Предлагать различные виды занятий |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | |
Характерные признаки |
Рекомендации |
Необычность относительно зрительного контакта Обучение посредством имитации затруднено Сложность с распределением внимания Ограниченное чувство социальной взаимности |
Наблюдение и оценка социальных способностей в различных ситуациях Индивидуальный подбор социальных требований |
Заключение
Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации
Несмотря на то, что причины детского аутизма еще не достаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностике ребенка, может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. С прогрессом медицины возможно проведение дифференциальной диагностики, что немаловажно в проблеме раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. При этом следует учитывать клинико-психологическую классификацию РДА
Для
педагогического персонала и
родителей важно понимание
Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.
И наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.
Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения.
Приобретение
самостоятельных специальных
В коррекционной работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих занятий, игр, упражнений, а также применение леб-системы, жестов.
Необходимо обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РДА. Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.
Не
каждого дошкольника с
● организовать его поведение;
●
развить способности к
●
обучить навыкам
● сгладить негативные проявления аутизма;
● усилить психическую активность ребенка;
● научить проводить свободное время;
● подготовить к обучению.
Все
это поможет ребенку
Список использованной литературы
Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67
Аутичный ребенок- проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. М. 1998. 92с.
Веденина
М.Ю. Использование поведенческой терапии
аутичных детей для формирования навыков
бытовой ориентации.//Дефектология.
Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н.Исаева. СПб.1998. 124с.
Детский аутизм. Хрестоматия/Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997. 254 с.
Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. Мн. НИО. 2003. 232 с.
Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.
Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с.63-73.;№9. с.45.;№1. с. 76
Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57
Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.
Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.
Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками// Дефектология. 1997. №3. с. 57-62
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.
Образовательная
интеграция и социальная адаптация
лиц с ограниченными
Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В.Ковалец. Мн. 1998. 32 с.
Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.
Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. 230 с.
Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком//Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №1. с.70.
Информация о работе Ранний детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми