Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:17, реферат
Рассмотрим некоторые тенденции в области реформирования российского школьного образования в контексте решения задачи интеллектуального развития и интеллектуального воспитания учащихся. Прежде всего, следует обратить внимание на те новые понятия, которые оказались включенными в основные документы, регулирующие работу школы.
Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное российское образование"
Школьное образование, предназначенное для эффективной социализации подрастающего поколения, обеспечивает передачу молодым людям опыта старших поколений (знаний, способов деятельности, культурных ценностей), а также формирование психических (интеллектуальных, личностных, коммуникативных, нравственных и т.д.) ресурсов каждого ученика. Школа, будучи достаточно консервативным социальным институтом в силу универсальности своего целеназначения, тем не менее периодически сталкивается с необходимостью концептуальных и организационных изменений. Однако в определенной исторической ситуации вектор реформирования школьного образования может развернуться в нежелательном направлении, что может привести к искажению его ценностных оснований и как следствие к снижению качества «человеческого фактора», который лежит в основе цивилизационного развития любого общества.
Рассмотрим
некоторые тенденции в области
реформирования российского школьного
образования в контексте
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» подчеркивается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» . В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, среди прочих направлений модернизации общего образования, также выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач» . Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям» .
Итак, вводятся
два базовых понятия, которые
выступают в качестве своего рода
ценностного основания
Проанализируем подробнее содержание этих понятий с учетом их отношения к проблеме интеллектуального развития и интеллектуального воспитания учащихся.
Ключевые компетенции
Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно и то же слово competence имеет два разных, но равноправных перевода на русский язык – «компетенция» и «компетентность».
Обратимся к англо-русскому словарю, в котором к слову competencе приводится несколько значений, в том числе: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) юр. компетенция, правомочность . Посмотрим словарное значение слов «компетенция» и «компетентность». «Компетенция (…”добиваюсь, подхожу, соответствую”) – 1. Совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; … 4. Знания, осведомленность в какой-л. области» . «Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-л. вопросу» .
Таким образом,
перевод английского слова
В 1996 г. в Берне в рамках программы Совета Европы был поставлен вопрос о роли «ключевых компетенций» (key competence), которыми должен обладать обучающийся с тем, чтобы успешно жить и продолжать свое образование. В частности, успех в жизни, профессиональной работе, семейных делах и других социальных сферах требует от выпускника школы наличия таких «ключевых компетентностей», как «автономное действие» (самостоятельность и индивидуальная инициатива), «использование инструментов» (физических и социокультурных средств, включая компьютер, естественный язык и т.д.), «функционирование в социально неоднородных группах» (толерантность, готовность взаимодействовать с людьми, отличными от тебя самого). Кроме того, выделяются политическая и социальная компетентности (разрешение конфликтов ненасильственным путем и участие в поддержании демократических институтов), критическое отношение к информации в средствах массовой коммуникации и рекламе, способность учиться на протяжении всей жизни и т.д.
В современной отечественной педагогике термин «ключевые компетенции» стал активно использоваться с тем, чтобы подчеркнуть тот факт, что, помимо предметных знаний и умений, важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «над(вне)предметные» умения, применимые в разных видах деятельности, в том числе умение планировать собственную деятельность, проявлять самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность . Хотя ключевые компетенции явно не противопоставляются традиционным ЗУН, тем не менее отмечается, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования.
Например, среди ключевых компетенций выделяются: информационная (умения интерпретировать и критически оценивать информацию, представлять информацию в разных формах и на разных носителях), решение проблем (умения формулировать и анализировать проблемную ситуацию, определять стратегию решения, планировать и контролировать свою деятельность), социально-коммуникативная (умения соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно работать в группе, грамотно оформлять документы, отстаивать свою точку зрения и т.д.), предпринимательская (умение открыть свое дело и т.д.).
Соответственно предлагается
Какие противоречия возникают
в связи с использованием
Смещение
акцента на прикладные аспекты
образовательного процесса игнорирует
очевидное обстоятельство: чтобы
успешно применять знания, нужно
их иметь. При этом следует
напомнить, что не любые
Следовательно, компетенции (и
ключевые компетенции) не
Иными словами, компетенции и
компетентность – это не
Функциональная грамотность
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).
Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Отличительные черты функциональной грамотности: 1) направленность на решение бытовых проблем; 2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения; 6) имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности. В частности, по мнению С.А. Крупник, В.В. Мацкевича, проблематика грамотности (функциональной грамотности) становится актуальной только тогда, когда страна должна наверстывать упущенное, догонять другие страны. Именно поэтому понятие функциональной грамотности используется как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при сопоставлении социально-экономической эффективности разных стран .
Таким образом,
в строгом значении слова функциональная
грамотность – это
А.А. Леонтьев в одной из своих работ дал очень корректное и в то же время глубокое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» . По его словам, проблема функциональной неграмотности, с которой сегодня сталкиваются многие страны, – это проблема не педагогическая, а проблема социальная.
Однако со временем с термином «функциональная грамотность» стали происходить удивительные метаморфозы.
Значение
этого термина стало пониматься
чрезмерно широко: как совокупность
знаний и навыков, позволяющих человеку
уверенно действовать в окружающей
материальной и социокультурной
среде; способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь