Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:17, реферат
Рассмотрим некоторые тенденции в области реформирования российского школьного образования в контексте решения задачи интеллектуального развития и интеллектуального воспитания учащихся. Прежде всего, следует обратить внимание на те новые понятия, которые оказались включенными в основные документы, регулирующие работу школы.
Были выделены разные виды функциональной грамотности: компьютерная, информационная, правовая, коммуникативная, языковая, бытовая и т.д. В Учебных стандартах школ России (1998) вводится понятие математической грамотности, под которой понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления и решать арифметические задачи, но и усвоение основ математического языка, овладение элементами логического мышления. Дело дошло до «этической функциональной грамотности» (понимаемой как способность различать Добро и принимать его сторону)!
Наконец, функциональная грамотность стала трактоваться как мера сформированности общих интеллектуальных умений учащихся в рамках определенных предметных областей (чтение, математика и т.д.). Например, грамотность чтения подразделяется на пять уровней: самый низкий уровень – нахождение в тексте нужной информации, выделение его основной идеи; самый высокий уровень – понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
В связи с обсуждаемыми
Анализ самооценок функциональной грамотности, которые варьировались от –1 (100%-ое неумение во всех перечисленных аспектах) до +1 (100%-ое умение) позволил сделать два важных вывода: во-первых, чем меньше интеллектуальных усилий требует то или иное умение, тем выше молодые люди оценивают свою способность справиться с заданием, то есть высокая функциональная грамотность сопряжена с минимальным «вкладом» интеллекта и, во-вторых, именно социальная дифференциация во многом объясняет различия в уровнях функциональной грамотности выпускников школ разных типов (например, общеобразовательных школ и гимназий) .
Таким образом,
с одной стороны, исходное значение
термина «функциональная
Ориентация на «функциональную грамотность» может привести к тому, что образовательный процесс окажется перенаправленным на формирование у учащихся умений выполнять простейшие действия в типичных практических ситуациях (вычислить проценты при выплате кредита, написать свою биографию, провести переговоры в группе на английском языке, организовать для себя и свой семьи здоровый образ жизни, правильно оценить те или иные политические события и т.п.), то есть может принципиально примитивизировать цели школьного образования и воспрепятствовать становлению интеллектуально развитой личности. В целом попытка изменить концептуальные основы школьного образования, превратив его в практико-ориентированную образовательную систему, может иметь крайне негативные последствия.
Косвенным аргументом в пользу данного утверждения являются факты, которые свидетельствуют о том, что практико-ориентированные системы школьного образования западных стран отнюдь не дают ожидаемого положительного эффекта. Так, согласно докладу («The National Adult Literacy Survey», 1993), посвященному обследованию уровня грамотности взрослого населения, 47% взрослого населения США имеют настолько низкую функциональную грамотность, что не могут прочитать расписание движения автобусов, написать письмо в банк, использовать калькулятор для простейших бытовых вычислений и т.д. Аналогично обследование, проведенное группой К. Мозера в Великобритании в 1999 году, выявило 7 млн (1 из 5 взрослых) функционально неграмотных британцев . С психологической точки зрения этот драматический результат легко объясним: если образовательный процесс ориентирован на формирование у учащихся навыков практического поведения при игнорировании роли концептуальных знаний и способов теоретического мышления, то рост индивидуальных интеллектуальных ресурсов затормаживается, как следствие – снижается эффективность конкретных действий в конкретных ситуациях.
Возникает риторический
вопрос: если функциональная грамотность
– это умения читать, писать, считать
и вести документацию, то есть использовать
языковые знания в разных видах речевой
деятельности применительно к бытовым,
социальным и профессиональным ситуациям
(любое другая расширительная трактовка
данного термина является, на мой
взгляд, непозволительным субъективным
произволом), то почему и для чего
эти умения были заявлены как основной
образовательный результат в
государственных
Единство разных аспектов
На наш
взгляд, использование понятий «
Возникает серьезнейший вопрос: каким будет интеллектуальный уровень выпускника, если в течение всех десяти лет обучения все содержание образование будет «заточено» под формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»? Ответ, на наш взгляд, очевиден – весьма и весьма низким.
Процесс образования включает в себя несколько органично взаимосвязанных аспектов:
1) процесс
овладения грамотностью –
2) процесс
обучения – освоение знаний,
умений, навыков в различных
3) процесс
воспитания – формирование
4) процесс
предпрофессиональной
Таким образом, можно утверждать, что приоритетом в сфере школьного образования должны быть не задачи формирования «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности», а задачи интеллектуального развития и интеллектуального воспитания учащихся, связанные с такими базовыми аспектами образовательного процесса, как обучение и воспитание.
Психодидактический подход в школьном образовании
Снять противоречия
между «просветительским» и «гуманистическим»
векторами школьного
На наш
взгляд, предметное содержание школьного
образования (включая и научно-
Более того, иногда приходится сталкиваться с точкой зрения, что гуманистическое образование, ориентируя учебный процесс на становление «Я» ученика и возможность его самоактуализации, позволяет радикально пересмотреть роль содержания образования. В частности, утверждается, что учебный процесс можно осуществлять на любом содержании, поскольку главное – это личное соучастие и личное отношение ученика к учебному материалу. В конечном счете возникает неправомерное, на наш взгляд, противопоставление «знаниевой парадигмы» (или «знаниево-ориентированного образования») «личностной парадигме» (или «личностно-ориентированному образованию») . Более того, согласно точке зрения В.А. Болотова и В.В. Серикова, «…сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы»… .
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: становление интеллекта ребенка осуществляется только в предметной среде, поэтому усвоение предметных знаний и предметных действий – это основа интеллектуального роста личности. Попытки отказаться от «лишних» знаний («сведений»), избежать «перегрузки» учащихся за счет отказа от «абстрактных» теоретических знаний в пользу практико-ориентированных знаний и т.п. – это не просто крайне рискованный, но в конечном счете деструктивный вариант изменения содержания школьного образования. Ибо дело не в самих знаниях как таковых, а в тех психических механизмах, которые «останутся» у ученика даже после того, как усвоенные, проанализированные и критически осмысленные предметные знания забудутся. Главное – не в том, сколько знаний и какие знания включены в учебный процесс, а в том, как организованы учебные знания и в какой мере они являются средством психического (интеллектуального и личностного) развития и воспитания школьников.
Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой разрабатываются принципы конструирования содержания, форм и методов обучения, которые основываются на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных (соответственно определенному учебному предмету) знаний с учетом психических закономерностей учебной деятельности. Последние выступают в качестве основы организации учебного процесса и образовательной среды в целом. Результатом психодидактической работы должен быть некоторый качественно новый образовательный продукт – в виде инновационной образовательной технологии, развивающего метода обучения, школьного учебника нового поколения и т.д.
Психодидактический подход – это своего рода педагогическая инженерия, то есть процесс проектирования, конструирования и эксплуатации того или иного педагогического объекта (учебника, образовательной технологии, образовательной среды), по своему исходному замыслу ориентированного на решение задачи развития психических ресурсов каждого школьника. Основное назначение психодидактики – создание условий для интеллектуального роста учащихся на основе повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету. Обсуждение вопроса о значении психодидактического подхода в современном школьном образовании выходит за рамки данной статьи, однако заинтересованный читатель может познакомиться с разработанной нами «обогащающей моделью» обучения математике, которая ориентирована на решение задач интеллектуального развития и интеллектуального воспитания учащихся средствами школьных учебников нового поколения, тексты которых построены с учетом психодидактических требований .