Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное ро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Рассмотрим некоторые тенденции в области реформирования российского школьного образования в контексте решения задачи интеллектуального развития и интеллектуального воспитания учащихся. Прежде всего, следует обратить внимание на те новые понятия, которые оказались включенными в основные документы, регулирующие работу школы.

Файлы: 1 файл

Холодная Современное образование сем 1.docx

— 35.64 Кб (Скачать файл)

Заключение

Итак, необходимо изменить приоритеты  в сфере  школьного образования: на первом плане  должна быть не ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной  грамотности», а задача интеллектуального  развития и интеллектуального воспитания школьников, прежде всего средствами содержания школьного образования  на основе психодидактического подхода. Ибо цена вопроса безмерно высока, поскольку выбор приоритетов школьного образования имеет непосредственное отношение к качеству российского общества: будет ли оно в ближайшей перспективе состоять из успешных исполнителей-потребителей либо из умных людей. 

Литература

1. Большой  словарь иностранных слов. М.: ЗАО  Центрполиграф, 2007.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003.

3.  Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.

4. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.

5. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. (ред.). Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: Варианты решения. М.: Просвещение, 2004.

6. Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 года.  М., 2001.

7. Крупник  С.А., Мацкевич В.В. Всемирная энциклопедия: Философия / Функциональная грамотность.  Минск, 2001.

8. Леднев В.С., Никандрова Н.Д., Рыжакова М.В. (ред.). Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика. М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

9. Леонтьев  А.А. От психологии чтения к  психологии обучению чтению // Материалы  5-ой Международной научно-практической  конференции (26-28 марта 2001 г.). В  2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2002. С. 5-8.

10. Мюллер  В.К. Англо-русский словарь. М., 1985.

11. Обогащающая  модель обучения в проекте  МПИ: Проблемы, раздумья, решения.   

Вып. 1 / Под ред. Э.Г. Гельфман и др. Томск: Изд-во ТГУ, 2002.

12. Образовательная  программа «Школа-2100». Педагогика  здравого смысла. Вып. 1 / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 2003.

13. Проект  Федерального компонента государственного  образовательного стандарта общего  образования. Ч. 1. Начальная школа.  Основная школа. / Под ред. Э.Д.  Днепрова, В.Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. М., 2002.

14. Равен  Дж. Компетентность в современном  обществе: выявление, развитие и  реализация. М.: Когито-Центр, 2002.

15. Сериков  В.В. Личностно-ориентированное образование.  Поиск новой парадигмы. М., 1998.

16. Сметанникова Н.Н. Грамотность. Единственное или множественное число? // Школьная библиотека, 2001.

17. Холодная  М.А. Психология интеллекта: Парадоксы  исследования. – 2–е изд., перераб. и доп.. СПб.: Питер, 2002.

18. Федеральный  компонент государственного стандарта  общего образования. Ч. 1: Начальное  общее образование. Основное общее  образование: Ч. 2: Среднее (полное) общее образование. М.: Изд-во «Министерство  образования РФ», 2004.

19. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной       школе. М.: Сентябрь, 1996.

 

 

Прочитайте статью (см. файл в папке "семинарские занятия"), подготовьте ответы на вопросы:

1. В чем автор видит  недостаток понятий "ключевые  компетенции" и "функциональная  грамотность" как оснований  для реформирования российского  образования?

2. Каковы приоритетные  задачи школьного образования?

3. В чем сущность противоречия  между  "просветительской" и "гуманистической" парадигмами образования?

4. В чем сущность психодидактического подхода в образовании?


Информация о работе Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России "Психология и современное ро