Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1 Общая характеристика общения………………………………..
5
Понятие и виды общения……………………………………………
5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………...
8
Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми………………
9
2.1. Общение подростка со взрослыми…………………………………..
9
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………….
16
Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками………………………………………………………………..
19
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками…………………………………………...........................
19
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………….
25
Заключение………………………………………………………………….
30
Список литературы…………………………………………………………
32

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к  маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют  неподчинение с целью изменить сложившиеся  ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым  формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных  и зависимых от них влияет множество  факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток  материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет  социальное положение ученика). В  результате между подростками и  взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью  его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может  меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление  давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение  подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Характерными для подросткового  возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение  значимого взрослого, достигшего определенного  успеха, причем в первую очередь  обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности  и несамостоятельности в суждениях  такой образец для подражания может оказать негативное влияние  на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много  горя и обид подростку.

Слабость и неудачливость  в какой-либо одной области подросток  стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто  встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

В ряде случаев позиции  взрослых по отношению к подростку  неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может  стать условием, искажающим его психическое  и социальное развитие.

Руслан (13 лет) воспитывается  авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В  отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и  может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм  и потенциальную готовность к  жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет. [13, С.364].

Из данного примера  можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля - это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль  отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи  обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая  нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой  подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям  в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток  в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и  контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается  лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В  этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности  к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную  ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с  родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние  формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол  дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, которые в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который  Э.Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.

Признаки «мамочки» по Э.Эриксону:

1)«Мамочка» - бесспорный  авторитет в вопросах нравов  и нравственности в своем доме  и в своей общине;

2) В любой ситуации, где  это расхождение приходит в  столкновение с почтением, которого  она требует от своих детей,  она винит детей, но никогда  не винит себя;

3) Она демонстрирует непреклонную  враждебность к любому свободному  выражению самых наивных форм  чувственного и сексуального  удовольствия со стороны своих  детей и достаточно ясно дает  понять, что их отец, с его сексуальными  притязаниями, смертельно ей наскучил;

4) Она стоит стеной  за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться  «старушкой».

Этих признаков достаточно, чтобы показать: «мамочка» - это образ  женщины, в жизненном цикле которой  остатки инфантильности соединяются  с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим чувствам [13, С.368].

Немецкая ментальность выделяет образ «немецкого отца», который  выступает в роли главы и тирана, преданного государству человека. Отчужденность  и строгость «немецкого отца»  традиционно возрождаются из истории  культуры.

Российская ментальность состоит в неоднозначности образов  родителей - ведь Россия безгранично  распростерта в разных параллелях и  меридианах Востока и Запада северных и южных широт, в разных этнических и религиозных воплощениях. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка  начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря  которому младенец получает необходимую  для его индивидуального развития информацию.

В общении сначала через  прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Выделенные выше виды общения  служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое  общение формирует и развивает  его способности, служит средством  приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение  также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают  в качестве условия индивидуального  развития. Когнитивное общение непосредственно  выступает как фактор интеллектуального  развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются  знаниями.

Кондиционное общение  создает состояние готовности к  научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей  и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение  необходимо человеку для того, чтобы  обучаться и воспитываться в  результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 - 3 лет). Кроме  того, само по себе невербальное общение  способствует развитию и совершенствованию  коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более  способным к межличностным контактам  и открывает для себя более  широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с  усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека.

 

2.2 Стили родительского общения и воспитания

Общение подростка во многом зависит от стиля родительского  общения и воспитания, то есть, в  какой семье воспитывается подросток.

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как  от национальных традиций, так и  от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким. При анонимном анкетировании  детей разного возраста из 15 городов  страны выяснилось, что 60 % родителей  используют физические наказании; среди  них 85 % - порка, 9 % - стояние в углу, 5 % - удары по голове и лицу.

Подросток живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как к ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что  ребенок взрослеет, и что с  этим надо считаться, изменяя стиль  взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Характер подростка из такой семьи развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся  также как ив детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держаться  от него на расстоянии. Отчужденные  родители уже сделали свой вклад  в развитие характера своего ребенка. Он или тоже стал носителем отчужденных  форм поведения и обладателем  отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует  себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим  сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.

Семья авторитарная по сложившимся  стереотипам продолжает предъявлять  подростку те же жесткие требования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток также одинок, несчастен и неуверен в себе, как  и в детстве. Однако тенденции  развития его характера уже отчетливо  вырисовываются: он становится носителем  авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует  униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая  невротизация неуверенного в себе подростка.

Информация о работе Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми