Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1 Общая характеристика общения………………………………..
5
Понятие и виды общения……………………………………………
5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………...
8
Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми………………
9
2.1. Общение подростка со взрослыми…………………………………..
9
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………….
16
Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками………………………………………………………………..
19
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками…………………………………………...........................
19
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………….
25
Заключение………………………………………………………………….
30
Список литературы…………………………………………………………
32
В случаях, когда взрослые
относятся к подросткам как к
маленьким детям, они выражают протесты
в различных формах, проявляют
неподчинение с целью изменить сложившиеся
ранее отношения. И взрослые постепенно
под воздействием притязаний подростков
вынуждены переходить к новым
формам взаимодействия с ними. Этот
процесс далеко не всегда проходит
безболезненно, так как на восприятие
взрослыми подростков как подчиненных
и зависимых от них влияет множество
факторов. Среди них необходимо выделить
экономический фактор (подросток
материально зависит от родителей)
и социальный (подросток сохраняет
социальное положение ученика). В
результате между подростками и
взрослыми могут возникать
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для
Слабость и неудачливость
в какой-либо одной области подросток
стремится компенсировать успехами
в другой. Причем сравнительно часто
встречаются формы
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.
Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет. [13, С.364].
Из данного примера
можно сделать вывод, что тяготы
авторитарного стиля - это не только
проблема отношений детей и родителей.
За этим стоит формирующийся стиль
отношений подростка к другим
людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем,
подросток из авторитарной семьи
обычно жестко общается со сверстниками,
выражает неуважение к взрослым, явно
демонстрирует свою свободу, нарушая
нормы поведения в общественных
местах. С посторонними людьми такой
подросток или беспомощно застенчив
(говорит тихим голосом, опускает
глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен.
В то же время в семье с благополучными
отношениями подросток уже
Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство,
стремление освободить подростка от
трудностей и неприятных обязанностей
приводят к дезориентации, неспособности
к объективной рефлексии. Ребенок,
привыкший к всеобщему
Вместе с тем многие
подростки стремятся избегать конфликтов,
пытаясь скрыть недозволенные поступки.
Стремление к явным конфликтам с
родителями проявляется сравнительно
редко. Скорее используются внешние
формы отстаивания своей
В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, которые в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э.Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.
Признаки «мамочки» по Э.Эриксону:
1)«Мамочка» - бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и в своей общине;
2) В любой ситуации, где
это расхождение приходит в
столкновение с почтением,
3) Она демонстрирует
4) Она стоит стеной
за высшие ценности традиции,
хотя сама не хочет
Этих признаков достаточно, чтобы показать: «мамочка» - это образ женщины, в жизненном цикле которой остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим чувствам [13, С.368].
Немецкая ментальность выделяет образ «немецкого отца», который выступает в роли главы и тирана, преданного государству человека. Отчужденность и строгость «немецкого отца» традиционно возрождаются из истории культуры.
Российская ментальность
состоит в неоднозначности
Психическое развитие ребенка
начинается с общения. Это первый
вид социальной активности, который
возникает в онтогенезе и благодаря
которому младенец получает необходимую
для его индивидуального
В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.
Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Разнообразное по содержанию,
целям и средствам общение
также выполняет специфическую
функцию в психическом развитии
индивида. Например, материальное общение
позволяет человеку получать необходимые
для нормальной жизни предметы материальной
и духовной культуры, которые выступают
в качестве условия индивидуального
развития. Когнитивное общение
Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальному
общению человек получает возможность
психологически развиваться еще
до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2 - 3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным
2.2 Стили родительского общения и воспитания
Общение подростка во многом
зависит от стиля родительского
общения и воспитания, то есть, в
какой семье воспитывается
В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким. При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60 % родителей используют физические наказании; среди них 85 % - порка, 9 % - стояние в углу, 5 % - удары по голове и лицу.
Подросток живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как к ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Характер подростка из такой семьи развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
Семья отчужденная. В этой
семье к подростку относятся
также как ив детстве, - им мало интересуются,
избегают общения с ним и держаться
от него на расстоянии. Отчужденные
родители уже сделали свой вклад
в развитие характера своего ребенка.
Он или тоже стал носителем отчужденных
форм поведения и обладателем
отчужденной души, или у него сложился
горький комплекс собственной неполноценности.
Подросток в такой семье
Семья авторитарная по сложившимся
стереотипам продолжает предъявлять
подростку те же жесткие требования,
что и в детстве. В авторитарной
семье подросток также одинок,
несчастен и неуверен в себе, как
и в детстве. Однако тенденции
развития его характера уже отчетливо
вырисовываются: он становится носителем
авторитарного способа
Информация о работе Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми