Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1 Общая характеристика общения………………………………..
5
Понятие и виды общения……………………………………………
5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………...
8
Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми………………
9
2.1. Общение подростка со взрослыми…………………………………..
9
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………….
16
Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками………………………………………………………………..
19
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками…………………………………………...........................
19
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………….
25
Заключение………………………………………………………………….
30
Список литературы…………………………………………………………
32

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Семья с попустительским  отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову»  родителям и хорошо освоил принципы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями.

Подростки, живущие в деградирующих  семьях, где родители дерутся, принимают  алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в  детстве. Для подростка еще не вкусившего запретного зелья, мотивационная  готовность к употреблению алкоголя или наркотиков также чрезвычайно  велика.

В неполной семье подросток  начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности  в отце или матери, ибо половая  идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола.

Подросток в приемной семье - сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его  отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и  он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как  к нему относятся его приемные родители.

Описанные выше стили родительского  общения и воспитания дают возможность  представить варианты условий, создаваемых  подросткам родительскими семьями. Именно разнообразие стилей, которое  получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучает его стратегиям общения в реальном взаимодействии людей. 

ГЛАВА III Особенности  общения подростка со сверстниками

 

3.1 Общая характеристика общения подростка со сверстниками

Особенно интенсивное  развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже  не детских интересов побуждает  его к инициативной перестройке  взаимоотношения с окружающими  людьми. Он сам начинает предъявлять  повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.

В подростковом возрасте у  детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и туже общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Отношения подростка с  товарищами, сверстниками, одноклассниками  сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Общение  со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.

Общение с товарищами приобретает  для подростка большую ценность, причем нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется  потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, призванным, уважаемым товарищами.

В содержании общения происходят изменения. Если младшего подростка  интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы  личностного общения, развития индивидуальности.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного  равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение  оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские  годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит  от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже  не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме  отстаивает право на дружбу со своим  сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников  в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в  них между детьми начинают подчиняться  более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые  волнуют подростков, возможность  открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

Успехи в среде сверстников  в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости  от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы  чести. Конечно, в целом нормы  и правила заимствуются из отношений  взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения  с точки зрения равенства и  свободы каждого. Здесь высоко ценятся  верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который  не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в малых формах. Если подросток предал, подвел, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения. Не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом  совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников  идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение  себя среди сверстников подростки  отличаются крайним конформизмом в  подростковой группе. Один зависит  от всех, стремиться к сверстникам  и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое  поддерживает подростка и укрепляет  его внутренние позиции. Очень часто  подростки для усиления этого  «Мы» прибегают к автономной групповой  речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

С переходом во вторую половину подросткового возраста общение  подростков превращается в самостоятельный  вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий  важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше чем все  остальные его дела. Старшему подростку  не сидится дома , он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении, аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр.argo) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте 5-7 сленговых слов. Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и т.д.).

Панки (от англ. pune - отбросы) внешне отличаются от других по «гребню» - торчащей вверх фиксированной полосе волос от лба до затылка. «Гребень» может быть выкрашен в яркий неприродный цвет - красный, зеленый. Общий вид такой головы архаичен - напоминает что-то среднее между гребнем игуанодона или стегозавра. Панки являются носителем особого подросткового сленга и мата. Это, прежде всего подростки в возрасте 12-15 лет. Панки демонстрируют пренебрежение к культуре, к общепринятым нормам. Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают, паразитируют за счет родителей. Болезнь роста - панкизм - обычно проходит вместе с отрочеством.

Другие группировки подростков также имеют свои внешние выразительные  атрибуты и свой специфический сленг. Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в  группы, необходимо выделить также  площадные жесты и позы - агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое невербальное общение может вызывать протест  смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью  проходят через эту возрастную инициацию  вольными жестами и позами.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии и  интенсивно используют их независимо от пола. Хотя все описанные выше жесты сформировались для оскорбления  достоинства другого человека, подростки  в своей группе могут «не обращать»  внимания на их значения и смысл.

Многое в вербальных и  невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет  подросток, и его внутренняя позиция  по отношению к сленгу и ненормативным  жестам. Вообще чувствительность к  пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят в их отношении конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. В этой сфере начинается разделение на «своих» и «чужих».

Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное  воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед  возможным одиночеством. Самое трудное  в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток  начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым [5, C.112].

Для отрочества, большое  значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки - подростки  выражают свои чувства объятиями  и стремлениями прикасаться друг к другу, это становится свойственно  и мальчикам - подросткам. Наряду с  дружескими потасовками и борьбой  мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу  через объятия и рукопожатия. Все - и мальчики и девочки - подростки - озаряют своего друга сиянием  восхищенных любящих глаз.

Сходство в интересах  и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить  с ним являются причинами возникновения  интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка  могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для  подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать  таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у  них проходит много времени. Они  обсуждают события в жизни  их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных  «тайн».

Информация о работе Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми