Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1 Общая характеристика общения………………………………..
5
Понятие и виды общения……………………………………………
5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………...
8
Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми………………
9
2.1. Общение подростка со взрослыми…………………………………..
9
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………….
16
Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками………………………………………………………………..
19
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками…………………………………………...........................
19
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………….
25
Заключение………………………………………………………………….
30
Список литературы…………………………………………………………
32

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 55.58 Кб (Скачать файл)

Позднее, к концу подросткового  возраста, появляется потребность в  близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским  взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более  значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение  нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Подростковая дружба, начавшись  в 11, 12, 13 лет постепенно переходит  в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.

 

3.2. Общение со  сверстниками противоположного  пола

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка  к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому  способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.

 

Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения.

К концу подросткового  возраста возникает интерес к  другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого  появляется повышенное внимание к своей  внешности, одежде, манере поведения, соответствуют  половой идентификации: «Я как мужчина, Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное  для подростков необычайное внешнее  выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и  другим доставляет, по-видимому, явное  удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V - VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.

Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками  могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки  опережают мальчиков, они могут  быть крупнее и выше. Девочка, опережающая  других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные  чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Возникающий интерес к  другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому  полу, либо в стеснительности при  общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства  влюбленности к представителям противоположного пола.

Наступает этап, когда интерес  к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков  и девочек возникает большая  изолированность. На этом фоне проявляется  интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек  этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных  симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и  группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения  проявляются редко, так как для  этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять  насмешкам и поддразниванию со стороны  сверстников.

У старших подростков общение  между мальчиками и девочками  становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень  большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных  негативных реакций.

Интерес отрока к сверстникам  другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать  переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности  к идентификации. Первоначальный интерес  к другому, стремление к пониманию  сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

В VII - VIII классах между  мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Романтические отношения  могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при  посещении театров, музеев, кино и  т.д. Подростки нередко отождествляют  себя с популярными персонажами  и стремятся соответствовать  внешним формам их поведения.

Стремление нравиться  становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже  ко многому обязывают. Это как  бы немой объект к предпочтению другим. Другой становиться предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!».

Особую цену приобретают  прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной  с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения  запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Романтическое  отношение к представителю противоположного пола побуждают к мечте, фантазии, где осуществляются самые невероятные  замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию  и смелость в решении вымышленных  или реальных иллюзий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Первые чувства оказывают  на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и  предмет сердечной склонности, давно  растворившийся в реальной жизни  в течение лет.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного  материала можно сделать вывод, что все поставленные задачи раскрыты:

- исследовать общую характеристику  общения;

- раскрыть особенности  общения подростков со взрослыми;

- изучить особенности  общения подростков со сверстниками.

Первая глава курсовой посвящена раскрытию общения  как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Следующая глава посвящена  изучению особенностей общения подростков со взрослыми. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качество общения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.

Третья глава посвящена  раскрытию особенностей общения  подростка со сверстниками. В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков  особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность  делится своими тайнами. Позднее  появляется потребность в близком  друге противоположного пола, желание  нравится друг другу. Взаимная привязанность  может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.

На мой взгляд, более  углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные  способы разрешения конфликтных  ситуаций. Родителям необходимо анализировать  и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная  атмосфера. Трудности подросткового  возраста - это преимущественно трудности  полового созревания и расставания  с детством, которые прорываются  в серии внешних конфликтов, в  частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый  стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология. - М., 2000

2. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. - М., 1980

3. Асеев В.Г. Возрастная  психология. - Иркутск, 1989

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995

5. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1979

6. Волков Б.С. Психология  подростка. - М., 2002

7. Выготский Л.С. Педология подростка. - М., 1994

8. Гальперин П.Я., Запорожец  А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы  возрастной психологии. - М., 1978

9. Дубровина И.В. Формирование  личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987

10. Кон И.С. Психология  дружбы. - М., 1973

11. Кулагина И.Ю. Возрастная  психология. - М., 1997

12. Мухина В.С. Возрастная  психология. - М., 1999

13. Немов Р.С. Психология Кн. 2. - М., 1998

14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994

15. Хрестоматия по возрастной  и педагогической психологии. - М., 1981

16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995

17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996

 


Информация о работе Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми