Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.
Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.
Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.
Задачи работы:
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1 Общая характеристика общения………………………………..
5
Понятие и виды общения……………………………………………
5
1.2. Роль общения в психическом развитии человека…………………...
8
Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми………………
9
2.1. Общение подростка со взрослыми…………………………………..
9
2.2. Стили родительского общения и воспитания……………………….
16
Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками………………………………………………………………..
19
3.1. Общая характеристика общения подростка
со сверстниками…………………………………………...........................
19
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола……………….
25
Заключение………………………………………………………………….
30
Список литературы…………………………………………………………
32
Позднее, к концу подросткового
возраста, появляется потребность в
близком друге, возникают особые
нравственные требования к дружеским
взаимоотношениям: взаимная откровенность,
взаимопонимание, отзывчивость и чуткость,
умение хранить тайну. «Родство душ»
становится с возрастом все более
значимым фактором, определяющим личные
взаимоотношения подростков. Овладение
нравственными нормами
Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.
3.2. Общение со сверстниками противоположного пола
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми.
Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения.
К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения, соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина, Я как женщина». Особое значение в этой связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Вначале интерес к человеку другого пола приобретает характерное для подростков необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной внешности» атрибутики в поведении: равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся в V - VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравиться, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит.
Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.
Возникающий интерес к
другому полу у младших подростков
проявляется вначале в
Позднее отношения усложняются.
Исчезает непосредственность в общении.
Часто это выражается либо в демонстрации
безразличного отношения к
Наступает этап, когда интерес
к другому полу еще более усиливается,
однако внешне во взаимоотношениях мальчиков
и девочек возникает большая
изолированность. На этом фоне проявляется
интерес к установившимся отношениям,
к тому, кто кому нравится. У девочек
этот интерес обычно возникает раньше,
чем у мальчиков: о собственных
симпатиях таинственно
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных реакций.
Интерес отрока к сверстникам другого пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Поставленное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
В VII - VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
Романтические отношения
могут возникать при совместном
проведении времени: на прогулках, при
посещении театров, музеев, кино и
т.д. Подростки нередко
Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь». Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой объект к предпочтению другим. Другой становиться предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!».
Особую цену приобретают
прикосновения. Руки становятся проводниками
внутренней напряженности, связанной
с физическим и психическим обретением
тела. Эти намагниченные
Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что все поставленные задачи раскрыты:
- исследовать общую
- раскрыть особенности общения подростков со взрослыми;
- изучить особенности
общения подростков со
Первая глава курсовой посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со взрослыми. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качество общения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.
Третья глава посвящена
раскрытию особенностей общения
подростка со сверстниками. В подростковом
возрасте общение со сверстниками активизируется
и углубляется, при этом для мальчиков
особенно важна групповая
На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2000
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1980
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М., 1995
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1979
6. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002
7. Выготский Л.С. Педология подростка. - М., 1994
8. Гальперин П.Я., Запорожец
А.В., Карпова С.Н. Актуальные
9. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987
10. Кон И.С. Психология дружбы. - М., 1973
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999
13. Немов Р.С. Психология Кн. 2. - М., 1998
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994
15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995
17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996
Информация о работе Различия в общении подростков со сверстниками и взрослыми