Развитие человека как субъекта труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В. Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении "успешной" карьеры и т.п. Необходимо связать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие человека как субъекта труда и его профессиональный путь………4
Основные этапы развития субъекта труда……………………………………………. 4
1.2. Основы профессионального развития…………………………………………………….7
1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального
самосознания студентов медицинского колледжа………………………………………. 13
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………………………13
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………………… 29
Список литературы ………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа итог.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании  является формирование личности будущего профессионала. Примечательно, но и в "Законе Российской Федерации об образовании" от 1992 г., который является нормативной основой и для профессионального образования, в статье 14, "общие требования к содержанию образования" определяются следующим образом: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

  • на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • на развитие гражданского общества;
  • на укрепление и совершенствование правового государства".

В отечественной  традиции психологии труда, проблема профессионального  развития рассматривается в русле  неизбежных кризисов, связанных с  профессиональным становлением.

Понятию профессионального  развития в некоторой степени соответствует термин профессионализация. Е.В. Чарина (2000), предлагает следующее понимание этого термина: это многогранный процесс, включающий несколько линий: приобретение технических навыков, знаний и умений, освоение средств труда (операциональная сторона профессионального становления); процесс выбора профессиональной позиции, путь самореализации, выбор и реализация ценностей (личностное становление в период профессионализации); включение в профессиональное сообщество, усвоение норм и ценностей данной социальной группы, общение в рамках профессиональных задач (социализация в процессе профессионализации). Изменения, произошедшие в одном направлении профессионализации, например, операциональном (человек освоил новое оборудование), влекут за собой изменения в других направлениях (изменился ранг сотрудника, отношение к нему, изменилась его собственная самооценка, появились другие профессиональные цели). Совпадение изменений по всем направлениям необязательно, точнее, совпадение трех линий профессионализации - это идеальный вариант профессионального развития, которое встречается редко.

Интересны концепции, приравнивающие профессионализацию и  личностное развитие. А.Р. Фонарев (1997) считает, что успешная профессионализация зависит от личности специалиста, а именно от следующих личностных образований:

  • смысл профессии для специалиста;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к себе.

Он описывает  три формы профессионального  становления: индивидную (стремление к  сохранению усвоенных форм действий), личностную (способность человека к преобразованию старых способов и средств деятельности, стремление к новым смыслам) и индивидно-личностную (кризис, относительно короткий этап, в результатекоторого человек либо возвращается к индивидной форме, либо переходит к личностной форме регуляции, но всегда возникает ценностная система).

По мнению А.Р. Фонарева индивидно-личностная форма  профессионального становления  является переходной между индивидной и личностной, она характеризуется  чувством неуверенности в своих  силах, неясностью жизненных целей, несогласием с собой и выражается в утрате смысла. На различных этапах жизни человека возможен возврат к этой форме профессионализации.

Л.М. Митина считает, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как основа этих процессов общая - принцип саморазвития. Она выделяет два способа существования человека:

1. Жизнь не  выходящую за рамки непосредственных  связей и отношений (отношение  человека к явлениям, а не к  жизни в целом);

2. Выход за  пределы непосредственно данной ситуации, ценностно-смысловое определение жизни.

С описанными двумя  способами существования связываются  две модели профессионального труда:

адаптивное  поведение (подчинение профессиональной деятельности обстоятельствам в  виде выполнения предписанных требований, правил и норм);

профессиональное  развитие (выход за пределы непрерывного потока повседневной практики, способность  увидеть свой труд в целом и  превратить его в предмет практических преобразований.

Каждой из моделей  труда соответствуют различные модели профессионального развития:

  1. Адаптивное поведение включает стадии адаптации, становления, стагнации (стадия стагнации представляет собой существование за счет прошлого, снижение профессиональной активности и роста, одновременно со снижением социальной адаптации);
  2. Профессиональное развитие включает в стадии самоопределения, самовыражения, самореализации (стадия самореализации - это соотнесение знаний о себе, сравнение "Я" и "творческого Я", формирование жизненной философии, осознание смысла жизни, общественной ценности, т.е., достижения профессионального мастерства и гармоничное развитие личности).

Л.И. Анциферова отмечает, что профессиональная жизнь  по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место. Для построения профессиональной периодизации она использует периодизацию развития личности Э. Эриксона (восемь периодов жизни, баланс позитивно-негативных адаптивных отношений человека к миру).

Концепции, объединяющие личностное и профессиональное, предлагают способ становления профессионала, связанный не только с характеристиками деятельности, не с возрастными или временными переходами, но и личностными изменениями. В концепциях этого типа отсутствуют четкие границы, отделяющие один этап профессионализации от другого. Еще одно существенное отличие заключается в том, что в концепциях, объединяющих профессиональное и личностное становление, подробно описывается профессионализация взрослого человека, так как подразумевается необходимость осознания и выбора направления профессионализации.

 

1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников

 

В профессиях, связанных  с взаимодействием  человек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого, как равноправного  участника взаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев.

Актуальность  ценностного подхода  в медицине сейчас, в условиях НТР, особенно возросла. В данный момент сложилась  очень непростая  социальная ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеет  достаточно четкие характеристики:

  • социальные ожидания от эффективности профессии превышают возможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом врач обязательно поможет»);
  • врач начинает осуществлять гуманистическую деятельность на фоне общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек это высшая ценность, и в то же время цена человеческой жизни равна практически нулю);
  • создается профессиональный фантом социальной ответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет границы его социального влияния).

Труд  медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а так же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.

Средний мед.персонал (СМП) должен обладать такими социальными  характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическое здоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы и ответственности, нравственность, инновационный потенциал.

Профессиональные  качества СМП, которые  наиболее значимы  в медицине (по результатам социологического исследования Нижегородского мед.училища)

    • профессионализм;
    • милосердие, сострадание;
    • доброта;
    • умение общаться с людьми;
    • чувство долга;
    • аккуратность;
    • умение владеть собой.

Помимо  безупречного владения профессиональными  навыками медицинский работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Даже если мед.сестра от природы коммуникабельна, важно, что бы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи.

Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений  служат: участие, открытость, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие  взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека.

Успех понимающего общения  зависит от способности  медсестры и эмпатии.

Эмпатия (от английского –  чувствование) – это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника.

Быть  в состоянии эмпатии, значит на какое-то время  войти в мир  другого. При этом сохраняется способность  в любой момент вернуться в свой собственный мир.

По  данным социологического опроса 350 мед.сестер ЛПУ Курска приоритетными специальностями для мед. сестер являются:

- хирургия (операционная) – 17,1%

- косметология –  8,6%

- фельдшер – 7,4%

- отделение реанимации  – 6,7%

- анестезистки –  5,7%

- процедурные – 5,7%

- рентгенлаборанты  – 5,2%

- функциональная диагностика  – 4,8%

- участковые –  4,3%

- старшие – 3,3%

- лаборанты клинической  лаборатории –  3,3%

- гинекологические, терапевтические,  медсестры физиотерапии, медсестры яслей/садов  – по 2,4%.

В остальные специальности вошли составившие меньше 1,0% генная инженерия, психиатрия, нетрадиционная медицина и т.д.

В результате опроса выяснилось, что по призванию  выбрали специальность 72,6% медсестер, случайно – 14,5%, по настоянию  родителей 9,5%, по совету знакомых – 3,4%. Отвечая на вопрос: «Что Вас не устраивает в работе?» - в среднем 20,2% специалистов указали на высокие психоэмоциональные нагрузки. На физические перегрузки обратили внимание в среднем 11,6% опрошенных. Заработная плата не удовлетворяет в среднем 57,1% опрошенных. Только 41,3% специалистов считают свою работу престижной. Остальные придерживаются противоположного мнения, мотивируя свой ответ низкой заработной платой (30,7%) и со стороны общества (28%). Не случайно 35,5% опрошенных на вопрос: «Хотели бы вы уйти из медицины?» - ответили утвердительно.

Исследование  Белгородского училища  повышения квалификации СМП выявило катастрофические показатели. Самооценка медсестер в 99% случаев  была низкой. Высокой  самооценки не было вообще.

Как показал анализ полученных данных, половина слушателей, прошедших тестирование, имеют минимум коммуникативных умений и навыков, хотя установление психологического контакта с пациентом и его родственниками – неотъемлемая часть работы медсестры.

Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентами медсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабо выявили эмпативность и рефлексию у опрошенных.

Информация о работе Развитие человека как субъекта труда