Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В. Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении "успешной" карьеры и т.п. Необходимо связать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие человека как субъекта труда и его профессиональный путь………4
Основные этапы развития субъекта труда……………………………………………. 4
1.2. Основы профессионального развития…………………………………………………….7
1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального
самосознания студентов медицинского колледжа………………………………………. 13
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………………………13
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………………… 29
Список литературы ………………………………………………………………………….30
Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала. Примечательно, но и в "Законе Российской Федерации об образовании" от 1992 г., который является нормативной основой и для профессионального образования, в статье 14, "общие требования к содержанию образования" определяются следующим образом: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
В отечественной традиции психологии труда, проблема профессионального развития рассматривается в русле неизбежных кризисов, связанных с профессиональным становлением.
Понятию профессионального развития в некоторой степени соответствует термин профессионализация. Е.В. Чарина (2000), предлагает следующее понимание этого термина: это многогранный процесс, включающий несколько линий: приобретение технических навыков, знаний и умений, освоение средств труда (операциональная сторона профессионального становления); процесс выбора профессиональной позиции, путь самореализации, выбор и реализация ценностей (личностное становление в период профессионализации); включение в профессиональное сообщество, усвоение норм и ценностей данной социальной группы, общение в рамках профессиональных задач (социализация в процессе профессионализации). Изменения, произошедшие в одном направлении профессионализации, например, операциональном (человек освоил новое оборудование), влекут за собой изменения в других направлениях (изменился ранг сотрудника, отношение к нему, изменилась его собственная самооценка, появились другие профессиональные цели). Совпадение изменений по всем направлениям необязательно, точнее, совпадение трех линий профессионализации - это идеальный вариант профессионального развития, которое встречается редко.
Интересны концепции, приравнивающие профессионализацию и личностное развитие. А.Р. Фонарев (1997) считает, что успешная профессионализация зависит от личности специалиста, а именно от следующих личностных образований:
Он описывает три формы профессионального становления: индивидную (стремление к сохранению усвоенных форм действий), личностную (способность человека к преобразованию старых способов и средств деятельности, стремление к новым смыслам) и индивидно-личностную (кризис, относительно короткий этап, в результатекоторого человек либо возвращается к индивидной форме, либо переходит к личностной форме регуляции, но всегда возникает ценностная система).
По мнению А.Р. Фонарева индивидно-личностная форма профессионального становления является переходной между индивидной и личностной, она характеризуется чувством неуверенности в своих силах, неясностью жизненных целей, несогласием с собой и выражается в утрате смысла. На различных этапах жизни человека возможен возврат к этой форме профессионализации.
Л.М. Митина считает, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как основа этих процессов общая - принцип саморазвития. Она выделяет два способа существования человека:
1. Жизнь не
выходящую за рамки
2. Выход за пределы непосредственно данной ситуации, ценностно-смысловое определение жизни.
С описанными двумя
способами существования
адаптивное поведение (подчинение профессиональной деятельности обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил и норм);
профессиональное развитие (выход за пределы непрерывного потока повседневной практики, способность увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практических преобразований.
Каждой из моделей труда соответствуют различные модели профессионального развития:
Л.И. Анциферова отмечает, что профессиональная жизнь по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место. Для построения профессиональной периодизации она использует периодизацию развития личности Э. Эриксона (восемь периодов жизни, баланс позитивно-негативных адаптивных отношений человека к миру).
Концепции, объединяющие личностное и профессиональное, предлагают способ становления профессионала, связанный не только с характеристиками деятельности, не с возрастными или временными переходами, но и личностными изменениями. В концепциях этого типа отсутствуют четкие границы, отделяющие один этап профессионализации от другого. Еще одно существенное отличие заключается в том, что в концепциях, объединяющих профессиональное и личностное становление, подробно описывается профессионализация взрослого человека, так как подразумевается необходимость осознания и выбора направления профессионализации.
1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников
В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого, как равноправного участника взаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев.
Актуальность ценностного подхода в медицине сейчас, в условиях НТР, особенно возросла. В данный момент сложилась очень непростая социальная ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеет достаточно четкие характеристики:
Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а так же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.
Средний мед.персонал (СМП) должен обладать такими социальными характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическое здоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы и ответственности, нравственность, инновационный потенциал.
Профессиональные качества СМП, которые наиболее значимы в медицине (по результатам социологического исследования Нижегородского мед.училища)
Помимо безупречного владения профессиональными навыками медицинский работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Даже если мед.сестра от природы коммуникабельна, важно, что бы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи.
Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека.
Успех понимающего общения зависит от способности медсестры и эмпатии.
Эмпатия (от английского – чувствование) – это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника.
Быть в состоянии эмпатии, значит на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир.
По данным социологического опроса 350 мед.сестер ЛПУ Курска приоритетными специальностями для мед. сестер являются:
- хирургия (операционная) – 17,1%
- косметология – 8,6%
- фельдшер – 7,4%
- отделение реанимации – 6,7%
- анестезистки – 5,7%
- процедурные – 5,7%
- рентгенлаборанты – 5,2%
- функциональная диагностика – 4,8%
- участковые – 4,3%
- старшие – 3,3%
- лаборанты клинической лаборатории – 3,3%
- гинекологические, терапевтические, медсестры физиотерапии, медсестры яслей/садов – по 2,4%.
В остальные специальности вошли составившие меньше 1,0% генная инженерия, психиатрия, нетрадиционная медицина и т.д.
В результате опроса выяснилось, что по призванию выбрали специальность 72,6% медсестер, случайно – 14,5%, по настоянию родителей 9,5%, по совету знакомых – 3,4%. Отвечая на вопрос: «Что Вас не устраивает в работе?» - в среднем 20,2% специалистов указали на высокие психоэмоциональные нагрузки. На физические перегрузки обратили внимание в среднем 11,6% опрошенных. Заработная плата не удовлетворяет в среднем 57,1% опрошенных. Только 41,3% специалистов считают свою работу престижной. Остальные придерживаются противоположного мнения, мотивируя свой ответ низкой заработной платой (30,7%) и со стороны общества (28%). Не случайно 35,5% опрошенных на вопрос: «Хотели бы вы уйти из медицины?» - ответили утвердительно.
Исследование Белгородского училища повышения квалификации СМП выявило катастрофические показатели. Самооценка медсестер в 99% случаев была низкой. Высокой самооценки не было вообще.
Как показал анализ полученных данных, половина слушателей, прошедших тестирование, имеют минимум коммуникативных умений и навыков, хотя установление психологического контакта с пациентом и его родственниками – неотъемлемая часть работы медсестры.
Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентами медсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабо выявили эмпативность и рефлексию у опрошенных.