Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В. Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении "успешной" карьеры и т.п. Необходимо связать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие человека как субъекта труда и его профессиональный путь………4
Основные этапы развития субъекта труда……………………………………………. 4
1.2. Основы профессионального развития…………………………………………………….7
1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального
самосознания студентов медицинского колледжа………………………………………. 13
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………………………13
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………………… 29
Список литературы ………………………………………………………………………….30
Рассмотрим показатели уровня самоотношения графически:
_______ - I курс
- - - - - - - III курс
Результаты исследования показали более высокий уровень развития самоотношения у третьекурсников, по сравнению с первокурсниками.
У третьекурсников выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. То есть, третьекурсники считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках. Об этом свидетельствует фактор саморуководство в общей системе самоотношения.
У третьекурсников, по сравнению с первокурсниками, выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия.
Таким образом,
у третьекурсников более
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп. = 3; по второму показателю tэмп. = 4,4; по третьему показателю tэмп. = 2,8; по четвертому показателю tэмп. = 4.5; по пятому показателю tэмп. = 4,2; по шестому показателю tэмп. = 4,7; по седьмому показателю tэмп. = 0,8; по восьмому показателю tэмп. = 0,8; по девятому показателю tэмп. = 0,5. Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6 шкалам самоотношения выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свобода, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть и они значимы. По шкалам: самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение различия между средними недостоверны. То есть по данным шкалам нет выраженного различия между I и III курсом. Результаты исследования степени выраженности социально-психологических установок.
Таблица 3
Количественные показатели социально-психологической установки
Социально-психологические установки | ||||||||||||||||
Процесс |
Результат |
Альтруизм |
Эгоизм |
Труд |
Свобода |
Власть |
Деньги | |||||||||
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк |
Iк |
IIIк | |
среднее |
7,3 |
6,1 |
5,6 |
7,5 |
4,9 |
7,0 |
4,6 |
4,2 |
5,1 |
6,5 |
7,0 |
6,0 |
3,8 |
3,0 |
3,4 |
5,8 |
.
Построим диаграмму:
- I курс
- III курс
Рассмотрим каждую из установок в отдельности.
1. Ориентация
на процесс преобладает у
Если рассматривать в процентном соотношении, то ориентация на процесс у I курса составляет 73%, у IIIкурса составляет 61%.
2. Ориентация на результат преобладает у студентов III курса. Для третьекурсников наиболее важен результат, итог их деятельности. В процентном соотношении: I курс – 56%, III курс – 75%.
3. Ориентация на альтруизм преобладает у III курса, третьекурсники на практике столкнулись с человеческой болью, страданием, они более глубоко познакомились с профессией мед. Работника, поэтому у них выражена альтруистическая ценность. В процентном соотношении: I курс – 49%, III курс – 70%.
4. Ориентация
на эгоизм приблизительно
5. ориентация на труд преобладает у третьекурсников. У них больше теоретических знаний, чем у первокурсников, поэтому свободное время они используют для того, чтобы что-то сделать самостоятельно, закрепить свои знания на практике. В процентном соотношении: I курс – 51%, III курс – 65%.
6. ориентация на свободу более выражена у I курса. У первокурсников еще проявляется подростковое чувство «взрослости», выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности. В процентном соотношении: I курс – 70%, III – 60%.
7. Ориентация на власть более выражена у первокурсников. Они стремятся добиться уважения, влияния в данной социальной группе. В процентном соотношении: I курс – 38%, III курс – 30%.
8. Ориентация на деньги преобладает у III курса. Третьекурсники больше первокурсников осознают ценность социально-экономической ситуации в стране, знают цену деньгам, подошли к тому, что их труд должен быть оплачен. В процентном соотношении: I курс – 34%, III курс – 58%.
Рассмотрим данные ориентации по иерархии:
Таблица 4
Показатели ориентации по иерархии
№ п/п |
I курс |
III курс |
1. |
На процесс |
На результат |
2. |
На свободу |
На альтруизм |
3. |
На результат |
На труд |
4. |
На труд |
На процесс |
5. |
На альтруизм |
На свободу |
6. |
На эгоизм |
на деньги |
7. |
На власть |
На эгоизм |
8. |
На деньги |
На власть |
Из таблицы видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения их будущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.
Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы – назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должны облегчить страдания пациентов.
Применяя метод Стьюденса, получаем по первому показателю tэмп. = 2,4; по второму показателю tэмп. = 4,7; по третьему показателю tэмп. = 5,2; по четвертому показателю tэмп. = 0,8; по пятому показателю tэмп. = 2,8; по шестому показателю tэмп. = 2,5; по седьмому показателю tэмп. = 2; по восьмому показателю tэмп. = 4,8.
Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть, и они значимы.
По 4 установке – «ориентация на эгоизм» различий между среднимиI и III курсов нет, разница между средними не достоверна.
Результаты исследования компонентов эмпатии:
Э – эмпатическая тенденция;
П – тенденция к присоединению;
СО сензитивность к отвержению.
Таблица 5.
Количественные показатели компонентов эмпатии.
Компоненты эмпатии | ||||||
Э |
П |
СО | ||||
Среднее |
19,0 |
30,0 |
15,0 |
27,0 |
7,0 |
12,5 |
В контрольном исследовании, проведенном на студентах медицинского колледжа были получены следующие нормативы:
Мужчины |
Женщины | |||||
Э |
П |
СО |
Э |
П |
СО | |
Среднее |
10,5 |
31,9 |
-3,8 |
44,4 |
45,6 |
5,7 |
Станд. отклон. |
17,1 |
18,3 |
11,7 |
23,6 |
16,8 |
18,7 |
Построим диаграмму:
- I курс
- III курс
Построим таблицу компонентов эмпатии на базе данных нормативов студентов медицинского колледжа.
Компоненты эмпатии | ||||||
Э |
П |
СО | ||||
I |
III |
I |
III |
I |
III | |
+1 выше среднего |
13,3% |
6,6% |
63,3% |
100% | ||
М среднее |
||||||
-1 ниже среднего |
36,6% |
60% |
33,3% |
36,6% |
||
-2 ниже среднего |
63,3 |
26,6 |
100% |
60% |
По результатам исследования можно сказать, что все компоненты эмпатии у третьекурсников развиты выше. Эмпатическая тенденция, то есть способность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников более развита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоили профессию медицинского работника и огромное количество часов практических занятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного, поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира.
Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту.
Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше.
Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4,6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5,5.
Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между среднимиI и III курсов есть и они значимы.
Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей.
Каналы импатии:
III курс
Таблица 6
Количественные показатели каналов эмпатии:
I курс |
Суммарная оценка |
III курс |
Суммарная оценка | |||||||||||
Каналы |
Каналы | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
среднее |
3,1 |
3,2 |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
18,0 |
4,5 |
4,7 |
5,2 |
4,6 |
4,4 |
4,3 |
27,7 |
Построим диаграмму:
- I курс
- III курс
Расположим по иерархии каналы эмпатии для каждого из курсов.
I курс:
III курс