Развитие человека как субъекта труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В. Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении "успешной" карьеры и т.п. Необходимо связать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие человека как субъекта труда и его профессиональный путь………4
Основные этапы развития субъекта труда……………………………………………. 4
1.2. Основы профессионального развития…………………………………………………….7
1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального
самосознания студентов медицинского колледжа………………………………………. 13
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………………………13
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………………… 29
Список литературы ………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа итог.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  показатели уровня самоотношения графически:

 

 

_______ - I курс

- - - - - - - III курс

 

    Результаты исследования показали более высокий уровень развития самоотношения у третьекурсников, по сравнению с первокурсниками.

     У третьекурсников выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. То есть, третьекурсники считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках. Об этом свидетельствует фактор саморуководство в общей системе самоотношения.

У третьекурсников, по сравнению с первокурсниками, выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия.

Таким образом, у третьекурсников более выраженное отношение к себе как целостной  личности, отличной от других людей, а  ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. [9].

Применяя метод  Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп. = 3; по второму показателю tэмп. = 4,4; по третьему показателю tэмп. = 2,8; по четвертому показателю tэмп. = 4.5; по пятому показателю tэмп. = 4,2; по шестому показателю tэмп. = 4,7; по седьмому показателю tэмп. = 0,8; по восьмому показателю tэмп. = 0,8; по девятому показателю tэмп. = 0,5. Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6 шкалам самоотношения выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свобода, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть и они значимы. По шкалам: самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение различия между средними недостоверны. То есть по данным шкалам нет выраженного различия между I и III курсом. Результаты исследования степени выраженности социально-психологических установок.

Таблица 3

Количественные  показатели социально-психологической установки

Социально-психологические установки

 

Процесс

Результат

Альтруизм

Эгоизм

Труд

Свобода

 Власть

Деньги

IIIк

IIIк

IIIк

IIIк

IIIк

IIIк

IIIк

IIIк

среднее

7,3

6,1

5,6

7,5

4,9

7,0

4,6

4,2

5,1

6,5

7,0

6,0

3,8

3,0

3,4

5,8




.

 

 

 

 

 

 

Построим диаграмму:

 

 

 - I курс


 - III курс


 

 

Рассмотрим  каждую из установок в отдельности.

1. Ориентация  на процесс преобладает у студентов I курса, так как у них происходит знакомство с будущей специальностью, или больше движет интерес к процессу деятельность.

Если рассматривать  в процентном соотношении, то ориентация на процесс у I курса составляет 73%, у IIIкурса составляет 61%.

2. Ориентация  на результат преобладает у  студентов III курса. Для третьекурсников наиболее важен результат, итог их деятельности. В процентном соотношении: I курс – 56%, III курс – 75%.

3. Ориентация  на альтруизм преобладает у III курса, третьекурсники на практике столкнулись с человеческой болью, страданием, они более глубоко познакомились с профессией мед. Работника, поэтому у них выражена альтруистическая ценность. В процентном соотношении: I курс – 49%, III курс – 70%.

4. Ориентация  на эгоизм приблизительно одинакова  на I и на III курсах. В процентном соотношении: I курс – 46%, III – 42%.

5. ориентация  на труд преобладает у третьекурсников. У них больше теоретических знаний, чем у первокурсников, поэтому свободное время они используют для того, чтобы что-то сделать самостоятельно, закрепить свои знания на практике. В процентном соотношении:  I курс – 51%, III курс – 65%.

6. ориентация  на свободу более выражена  у I курса. У первокурсников еще проявляется подростковое чувство «взрослости», выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности. В процентном соотношении: I курс – 70%, III – 60%.

7. Ориентация  на власть более выражена у первокурсников. Они стремятся добиться уважения, влияния в данной социальной группе. В процентном соотношении: I курс – 38%, III курс – 30%.

8. Ориентация  на деньги преобладает у III курса. Третьекурсники больше первокурсников осознают ценность социально-экономической ситуации в стране, знают цену деньгам, подошли к тому, что их труд должен быть оплачен. В процентном соотношении: I курс – 34%, III курс – 58%.

Рассмотрим  данные ориентации по иерархии:

Таблица 4

Показатели ориентации по иерархии

№ п/п

I курс

III курс

1.

На процесс

На результат

2.

На свободу

На альтруизм

3.

На результат

 На труд

4.

На труд

На процесс

5.

На альтруизм

На свободу

6.

На эгоизм

 на деньги

7.

На власть

На эгоизм

8.

На деньги

На власть


 

Из таблицы  видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения их будущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем.

Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять  самостоятельно, поэтому им важен итог их работы – назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должны облегчить страдания пациентов.

Применяя метод  Стьюденса, получаем по первому показателю tэмп. = 2,4; по второму показателю  tэмп. = 4,7; по третьему показателю tэмп. = 5,2; по четвертому показателю tэмп. = 0,8; по пятому показателю tэмп. = 2,8; по шестому показателю tэмп. = 2,5; по седьмому показателю tэмп. = 2; по восьмому показателю tэмп. = 4,8.

Полученные  данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть, и они значимы.

По 4 установке  – «ориентация на эгоизм» различий между среднимиI и III курсов нет, разница между средними не достоверна.

 

Результаты  исследования компонентов эмпатии:

Э – эмпатическая тенденция;

П – тенденция  к присоединению;

СО сензитивность  к отвержению.

Таблица 5.

Количественные  показатели компонентов эмпатии.

 

Компоненты эмпатии

Э

П

СО

Среднее

19,0

30,0

15,0

27,0

7,0

12,5


 

В контрольном  исследовании, проведенном на студентах медицинского колледжа были получены следующие нормативы:

 

Мужчины

Женщины

 

Э

П

СО

Э

П

СО

Среднее

10,5

31,9

-3,8

44,4

45,6

5,7

Станд. отклон.

17,1

18,3

11,7

23,6

16,8

18,7


Построим диаграмму:

 

  - I курс 


- III курс


 

Построим таблицу  компонентов эмпатии на базе данных нормативов студентов медицинского колледжа.

 

 

Компоненты  эмпатии

Э

П

СО

I

III

I

III

I

III

+1 выше среднего

 

13,3%

 

6,6%

63,3%

100%

М среднее

           

-1 ниже среднего

36,6%

60%

 

33,3%

36,6%

 

-2  ниже среднего

63,3

 

26,6

100%

60%

 

 

По результатам  исследования можно сказать, что  все компоненты эмпатии у третьекурсников  развиты выше. Эмпатическая тенденция, то есть способность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников более развита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоили профессию медицинского работника и огромное количество часов практических занятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного, поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира.

     Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту.

     Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше.

    Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе.

     Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4,6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5,5.

     Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между среднимиI и III курсов есть и они значимы.

Результаты  исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей.

Каналы импатии:

    1. Рациональный
    2. Эмоциональный
    3. Интуитивный
    4. Установки, способствующие эмпатии
    5. Проникающая способность в эмпатии
    6. Идентификация в эмпатии

III курс

    1. интуитивный
    2. эмоциональный
    3. установки, способствующие эмпатии
    4. рациональный
    5. проникающая способность в эмпатии
    6. идентификация в эмпатии

Таблица 6

 Количественные  показатели каналов эмпатии:

 

 

I курс

Суммарная оценка

III курс

Суммарная оценка

Каналы

Каналы

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

среднее

3,1

3,2

2,8

3,0

3,0

2,9

18,0

4,5

4,7

5,2

4,6

4,4

4,3

27,7


 

Построим диаграмму:

 

 

 - I курс


 - III курс


 

Расположим  по иерархии каналы эмпатии для каждого  из курсов.

I курс:

    1. Эмоциональный
    2. Рациональный
    3. Установки, способствующие эмпатии
    4. Проникающая способность в эмпатии
    5. Идентификация в эмпатии
    6. Интуитивный.

III курс

      1. Интуитивный
      2. Эмоциональный
      3. Установки, способствующие эмпатии
      4. Рациональный
      5. Проникающая способность в эмпатии
      6. идентификация в эмпатии.

Информация о работе Развитие человека как субъекта труда