Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
Возникновение психологии труда связано с началом научной организации труда. К сожалению, традиционная психология труда часто игнорирует сложнейшие мировоззренческие проблемы самореализации (и самотрансценденции - по В. Франклу) человека в труде, делая основные акценты на повышении производительности труда персонала, на построении "успешной" карьеры и т.п. Необходимо связать имеющийся опыт исследования человека в труде (в традиционных подходах) с некоторыми новыми для психологии труда проблемными вопросами, касающимися поиска смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие человека как субъекта труда и его профессиональный путь………4
Основные этапы развития субъекта труда……………………………………………. 4
1.2. Основы профессионального развития…………………………………………………….7
1.3. Особенности профессионального самосознания медицинских работников………….10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального
самосознания студентов медицинского колледжа………………………………………. 13
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………………………13
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………………………… 29
Список литературы ………………………………………………………………………….30
На первое место первокурсники, по средне групповому показателю, ставят эмоциональный канал, хотя он немного развит больше, чем остальные. У первокурсников на 1 место выходит способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера, она выполняет роль связующего звена, проводника от студента к больному. У третьекурсников эмоциональный канал выходит на 2-ое место, хотя более развит, чем у первокурсников. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию, которая, как видим выше у третьекурсников.
У студентов III курса важнейшая роль отводится интуитивному каналу, они больше опираются на опыт, хранящейся в подсознании, способны видеть поведение партнера и действовать в условиях дефицита исходной информации о нем. У студентов I курса данный канал занимает последнюю позицию.
Рациональный канал эмпатии занимают 3-е место у студентов и I и III курсов. Эти установки облегчают действие всех эмпатических каналов, и они наиболее развиты у третьекурсников.
Проникающая способность в эмпатии, которая расценивается, как важное коммуникативное свойство человека наиболее развита у третьекурсников. Студенты III курса более способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, по сравнению с первокурсниками.
Идентификация в эмпатии преобладает у студентов III курса, хотя и занимает 6-ю позицию. У третьекурсников более выражено умение понять другого, поставить себя на место партнера. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.
Таким образом, по результатам исследования заметно явное превосходство третьекурсников по всем каналам эмпатии.
Рассмотри таблицу суммарной оценки каналов эмпатии, которая выражает показатель общей эмпатии:
Баллы |
Степень выраженности показателя |
Суммарный показатель в % соотношении | |
I курс |
III курс | ||
30 и более |
Очень высокий |
20% | |
29-22 |
Средний |
23,3% |
80% |
21-15 |
Заниженный |
53,3% |
|
Менее 14 |
Очень низкий |
23,3% |
По данным таблицы можно сказать, что у третьекурсников наблюдаются очень высокие и средние показатели общего уровня эмпатии, можно сказать, что по мере обучения и освоения профессии эмпатия у студентов повышается.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп.= 4,7; по второму показателю tэмп.= 5; по третьему показателю tэмп.=8; по четвертому показателю tэмп.=5,3; по пятому показателю tэмп.= 7; по шестому показателю tэмп.= 4,7; по показателю общей эмпатииtэмп.= 12,1.
Полученные данные по всем шести каналам эмпатии и общему уровню эмпатии выше критического значения tкр.= 1,67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы.
Результаты исследования коммуникативной установки (негативной).
Компоненты установки:
Таблица 7
Количественные показатели компонентов коммуникативной установки.
Компоненты установки | ||||||||||
I курс |
III курс | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Среднее |
13,3 |
23,5 |
3,9 |
6,1 |
13,4 |
10,3 |
18,3 |
2,9 |
4,5 |
11,1 |
Построим диаграмму:
- I курс
- III курс
Анализируя результаты исследования можно сказать, что все компоненты коммуникативной установки на I курсе выше, чем на III курсе. Это свидетельствует о том, что у студентов первокурсников более выражена негативная коммуникативная установка.
У третьекурсников менее выражены эти компоненты из-за большей эмпатии. Студенты III курса более способны к чувствованию в состояния других лиц, способны переживать эмоционально эти состояния как свои, так как они на практике увидели и прочувствовали страдания и человеческую боль. У них складываются несколько иные отношения с окружающими, ведь они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам. Приведем для сравнения данные обследуемых групп Д.Я.Райгородского. Коммуникативная установка – 5 к максимуму баллов компонента. N – число опрошенных.
Max. баллов |
Компоненты установки |
Медсестры n – 107 |
Врачи N – 58 |
Воспитатели N – 37 |
I курс № 30 |
III курс № 30 |
20 |
Завуалированная жестокость |
52,9 |
35,0 |
38,9 |
66,5 |
51,5 |
45 |
Открытая жестокость |
33,6 |
19,0 |
23,1 |
55,3 |
40,4 |
5 |
Обоснованный негативизм |
59,0 |
44,4 |
56,2 |
78,0 |
58,0 |
10 |
Брюзжание |
32,2 |
15,6 |
20,5 |
61,0 |
45,0 |
20 |
Негативный опыт общения |
34,8 |
24,0 |
19,5 |
67,0 |
55,5 |
По данным таблицы менее всего выражена негативная коммуникативная установка у врачей, воспитателей, медсестер. У студентов III курса менее выражена негативная коммуникативная установка, по сравнению с первокурсниками, так как у них более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, и они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп. = 3,3; по второму показателю tэмп. = 3,5; по третьему показателю tэмп. = 5; по четвертому показателю tэмп. = 2,3.
Полученные данные по всем пяти компонентам установки выше критического значения tкр. = 1,67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы.
Результаты сочинения «Я в профессии через 10 лет»
Таблица 8
Показатели выборов профессии в % соотношении от группы.
Профессии | |
I курс |
III курс |
Средн. Мед. Работник 46,6% |
Психолог 26,6% |
Врач 13,3% |
Врач-онколог 23,3% |
Фельдшер ОСМП 13,3% |
Фельдшер ОСМП 20% |
Фельдшер ФАП 10% |
Фельдшер ФАП 10% |
Не знаю 16,6% |
Фельдшер СЭС 10% |
Лаборант 6,6% | |
Не знаю 3,3% |
По результатам сочинения можно сказать, что студенты III курса более конкретно представляют себе бедующую сферу деятельности. Они отсортировали и оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок, способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у них профессионального самосознания.
По результатам исследования можно сделать выводы: