Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:31, контрольная работа
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики воспитания чувств у дошкольников, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного, эстетического и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение
Глава I. Эмоции и чувства дошкольника
§1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе
§2. Личностный аспект развития эмоций и чувств
§3. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников
Глава II. Особенности развития чувств удошкольников
§1. Основные направления в развитии чувств
§2. Формирование высших чувств у дошкольников
Заключение
Список литературы
Человек,
не обладающий постоянством убеждений,
внутренне противоречивый, характеризуется
эмоциональной «
Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными.
Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т.е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может ни жить, ни существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов.
Увлечение
может быть достаточно сильным чувством,
но никогда не бывает глубоким. Когда
хотят подчеркнуть
Устойчивость чувств находится в тесном единстве с глубиной переживания. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя может быть и сильные, временны и преходящи.
Неустойчивость
чувств может проявляться в разных
формах. У одних людей она проявляется
в форме капризного и изменчивого
настроения. Человек каприза –
это человек минутного
У других
людей неустойчивость чувств обусловлена
быстрой эмоциональной
Те чувства, которые глубоко затрагивают личность, связаны с разнообразными интересами, с основной линией жизни, не только не ослабевают при повторении, а усиливаются, углубляются.
Сильная эмоциональная притупляемость, равнодушие наблюдаются лишь у людей, которые смотрят на жизнь с точки зрения одних развлечений. Эти люди не способны ни к серьезному труду, ни к устойчивым интересам, ни к постоянным чувствам.
Развитие
эмоций ребенка связано с
Нарушением привычной ситуации может быть изменение режима, уклада жизни ребенка, что иногда является причиной стрессового состояния. По данным А. И. Мышкис и Л. Г. Голубевой, необходимо два месяца адаптации ребенка к новым условиям.
Нарушение
привычной ситуации может приводить
к появлению аффективных
Причиной,
вызывающей эмоциональное неблагополучие,
являются индивидуальные особенности
ребенка, специфика его внутреннего
мира (впечатлительность, восприимчивость,
ведущие к возникновению
Причины
детских страхов очень
Максим Д. (5 лет 9 месяцев) согласился остаться один в квартире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я тебе этого никогда не прощу!»
В 6-7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.
В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи.
Неоправданно
строгая позиция взрослого и
неадекватные средства воспитания приводят
к перенапряжению нервной системы
и создают благоприятную почву
для появления страхов. К таким
средствам воспитания относят угрозы,
суровые или телесные наказания
(шлепки, удары по рукам, голове, лицу),
искусственное ограничение
Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.
Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.
С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату.
Аффект
(бурно протекающая
При аффекте резко снижается способность к осмысливанию окружающего и к контролю над своими поступками. Однако было бы заблуждением считать аффект чем-то роковым, непреодолимым. При любом, самом сильном аффекте человек дисциплинированный, со стойкими нравственными убеждениями находит возможность сдерживать себя, не допустить до совершения антиобщественных, бессмысленных поступков. Аффекты страха, гнева, отдельных вспышек безудержной радости могут возникать при определенных обстоятельствах и у дошкольников, которые в меньшей степени способны ими управлять, чем взрослые. При неправильном воспитании некоторые дети начинают на любые незначительные неприятности или трудности реагировать аффективными вспышками, разражаться слезами, стучать ногами и т.д. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на такого эмоционально возбудимого ребенка и в случае необходимости успокоить его, отвлечь от волнующего события, а вместе с тем постепенно приучать сдерживать себя, управлять своими чувствами.
Возбуждение
у ребенка может преобладать
над торможением. Поэтому перед
сном с детьми не рекомендуется проводить
шумные игры, читать книги, вызывающие
сильный эмоциональный отклик. Неумение
ребенка затормозить бурное проявление
положительных эмоций может привести
к возникновению
Развитие эмоций и чувств связано с возрастными этапами и кризисами в развитии личности. Каждое центральное для данного возраста новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает и эмоциональный компонент. Если новые потребности, которые возникают в конце каждого этапа вместе с личностными новообразованиями, не удовлетворяются или подавляются, у дошкольника может возникнуть состояние фрустрации. Фрустрацию понимают как переживание, которое вызывается трудностями, стоящими на пути к достижению цели. Фрустрация проявляется как агрессия или депрессия. В состоянии агрессии ребенок испытывает гнев, ярость, стремление напасть на противника. Депрессия – это пассивное состояние, противоположное агрессии. Наиболее остро переживают кризис 3 лет и испытывают состояние фрустрации те дети, которые слишком опекаются взрослыми, либо те, которые живут в условиях авторитарного воспитания, сопровождающегося строгими мерами наказания.
Наличие
стремлений делать все самостоятельно,
по собственному желанию, но и одновременно
соответствовать требованиям
Более сильный
мотив достижения, ориентированный
на успех, складывается, по-видимому, тогда,
когда успех ребенка
Для младших детей преобладание положительных или отрицательных эмоций имеет большее значение, чем для детей старшего возраста. Для последних важнее уровень родительских стандартов, о которых они могут прямо или косвенно судить по тому, за что их поощряют или наказывают родители. Высокие стандарты достижений, устанавливаемые родителями для детей, сказываются на их мотивации достижения успехов. Такие родители более эмоционально реагируют на успехи детей: положительно при удачах и отрицательно при неудачах.
Установлено, что если матери поощряют старание детей, то, оказавшись в детском дошкольном учреждении, такие дети сами начинают проявлять повышенную инициативу в играх и учении.
В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое вместе с уже рассмотренными полезными личностными свойствами играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие. С данным качеством также связано становление ответственности и чувства долга у человека.
Описанный
комплекс личностных свойств был
бы незавершенным и не стал бы обладать
достаточной стимулирующей
Следует
стимулировать каждую попытку ребенка
к совершению самостоятельных действий:
самостоятельность мышления, самостоятельность
в принятии решений, самообслуживание,
самостоятельность в
Существенное значение для дальнейшего развития личности имеет не только раннее воспитание самостоятельности, но также соответствие требований предъявляемых ребенку, его возможностям и уже достигнутому уровню интеллектуально-личностной зрелости. Заметим, что раннее воспитание самостоятельности у детей, опережающее естественный ход их развития, придает особый вес внешней оценке достижений ребенка при формировании у него мотива достижения успеха.
Объектом самооценки и обусловленных ею переживаний может быть внешность ребенка. По данным В. С. Мухиной, положительное отношение к к своей личности отражается в автопортретах: изображаемый одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте. Мысль о собственной ценности подтверждается высказыванием «я хороший» (красиво одетый, при положительных привилегиях).
Когда ребенок
начинает рисовать себя в трудных
ситуациях или постоянно рисует
страшные сны – это сигнал о
неблагополучном эмоциональном
состоянии. Несоответствие стремлений
к высокой самооценке и успехов
в деятельности может быть источником
отрицательных эмоциональных