Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:31, контрольная работа
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики воспитания чувств у дошкольников, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного, эстетического и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение
Глава I. Эмоции и чувства дошкольника
§1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе
§2. Личностный аспект развития эмоций и чувств
§3. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников
Глава II. Особенности развития чувств удошкольников
§1. Основные направления в развитии чувств
§2. Формирование высших чувств у дошкольников
Заключение
Список литературы
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, полководцами, писателями формируем у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том, какое понятие шире - страна или город, является ли Москва столицей нашей страны или просто городом, но у них формируется бережное отношение ко всему нашему, которое всегда и самое лучшее, и самое благородное.
Самый сильный источник
чувства находится в
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у шести-, семилетнего ребенка новое чувство - чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Она возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники.
Сравнивая свои действия с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, пяти-, семилетние дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувства превосходства ("он не сумел, а я сделал"), неловкости, стыда.
Используя стремление детей старшего дошкольного, возраста сопоставлять себя со сверстниками, воспитатель создает условия для развития у детей чувства гордости от умения сдерживаться, владеть собой. Ребенок терпит боль от укола или преодолевает нелепый страх перед темной комнатой. Боязнь насмешки товарищей и чувство самолюбия, т.е. социальные чувства, оказываются наиболее действенными.
Появление чувства самостоятельности, первые шаги на пути осознания себя как личности приводят к возникновению у дошкольников и новых желаний, потребностей, чувств.
В связи с этим дети дошкольного возраста начинают жеманничать, рисуются, "воображают", у них появляется желание обратить на себя внимание посторонних, чем-то выделиться или, наоборот, замаскировать, скрыть, от других свой страх или неумение. Ребенок даже может притвориться равнодушным, безразличным к тому, что его другу удалось сделать, а у него не получается.
Чувства детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлены отношением взрослого близкого человека. За оценками, шести-, семилетнего ребенка стоят оценки и отношения воспитателя, родителей, на которые ребенок постоянно "оглядывается".
Оценочное
отношение взрослых сказывается
и на формировании эстетических чувств
детей. Общий эмоциональный тон ("некрасиво
поет", "нравится"), характерный
для младших дошкольников, сменяется
у старших более определенными
и дифференцированными
Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы и цвета, составлять красивые орнаменты, коврики, бордюры, и т.д. (Е.А.Флерина, Е.Г.Ковальская, И.Л.Гусарова, Н.П.Сакулина).
На протяжении
дошкольного периода детства
расширяется область тех
Такое искреннее и полное вживание в образ остается у детей иногда на долгие годы. Многие школьники даже 3-4 классов глубоко переживают успехи и неудачи в жизни литературного и особенно сценического героя, хотя постепенно внешние проявления этих переживаний становятся все более свернутыми.
Особенно повышена, восприимчивость ребенка к человеческим переживаниям и состояниям, вызванным понятными детям обстоятельствами. Об этом говорят не только наблюдения за поведением детей, но, и специальные исследования.
Работы А.А. Бодалева, Л.С. Золотняковой, Е.С. Решко, Т.А. Репиной показали, что человека, в общении с которым ребенок вступает с первых часов жизни, он не сразу воспринимает во всех его опознавательных признаках. Однако, выражение чувств, переживаний взрослого, т.е. его мимика, жест, поза, рано приобретают для дошкольника сигнальное значение. При этом каждый элемент "считывается" с разной полнотой и легкостью в зависимости от наличия (или отсутствия других элементов)-, составляющих понятную дошкольнику комплексную жизненную ситуацию. Например, выражение испуга, у девочки, изображенной на картинке, приобретает сигнальное значение тогда, когда оно подкреплено понятной ребенку ситуацией (например, бык гонится за девочкой). Но та же мимика, не вызывает ответного чувства у ребенка, если она дана вне жизненных, понятных ребенку обстоятельств. Однако, если подробно изображена вся обстановка, а у бегущей девочки не соответствующее обстоятельствам выражение лица (например, она улыбается), дети не могут правильно понять переживаемое девочкой чувство. Истолкование всей картинки осложняется.
Чувства ребенка-дошкольника становятся и более глубокими. Это прямо связано с нарастающим опытом ребенка, прежде всего социальным. Дети уже могут оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и дать какое-то обобщенное суждение о том, что они услышали или увидели, с точки зрения имеющихся у них знаний. Порой они сами отличают, что именно вызывает у них одобрение, огорчение или восторг: "Он молодец потому, что не выдал товарища".
Такие суждения свидетельствуют
лишь о том, что ребенок знает,
что хорошо, что одобряется, а
что не одобряется взрослыми. Так, четырех-,
пятилетние дети говорят, что драться
нельзя, однако, нередко мотивируют
это практическими
К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные критерии. Шести-, семилетний ребенок объясняет, что нельзя драться потому, что стыдно обижать товарища.
Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако, до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.
Как бы хороши, понятны и
красочны ни были рассказы, которые
взрослые читают детям, как бы горячо,
искренне воспитатель ни выражал
свое оценочное отношение к хорошим
и плохим поступкам отдельных
персонажей, самое существенное в
формировании нравственных чувств –
это непосредственное проявление их
в реальных практических поступках
и действиях детей. А таких
дел, доступных пяти-, семилетним детям,
полезных обществу и радостных для
самих ребят, воспитатель находит
немало. Это и помощь взрослым в
уборке территории детского сада, и
уход за цветами, клумбами, деревьями
и животными в живом уголке,
и украшение помещения к
В воспитании нравственных чувств необходима органическая связь знаний (правильных представлений и понятий), оценочных отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность поведения. В практике повседневной деятельности и разнообразного общения ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с людьми, опыт нравственного поведения.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив дипломную работу на тему: «Развитие чувств в дошкольном возрасте», было рассмотрено множество способов и приемов, с помощью которых можно установить взаимоотношение ребенка с окружающим миром, со взрослыми людьми и сверстниками.
Важнейшим приобретением дошкольного детства является – любовь, привязанность вначале к близким людям, а потом и к более широкому кругу взрослых и сверстников, умение сопереживать и сочувствовать – заражаться чувствами других, переживать их радости и огорчения как свои собственные. Развитие таких чувств происходит в постоянном общении со взрослыми и другими детьми, в совместной деятельности с ними и определяет чуткость, отзывчивость ребенка, в конечном счете – его общее отношение к людям.
Чувства сопровождают ребенка во всех видах деятельности, отличаются эмоциональной насыщенностью, дают простор для воображения и творчества, в них ребенок свободно выражает свое отношение к окружающему миру.
Опытно-практическая
работа показала, что эффективное
осуществление воспитания
а) чтение художественной литературы;
б) проведение экскурсий, бесед;
в) использование
различных впечатлений во
Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.
Главная задача – воспитание чувств дошкольника, необходимо способствовать обогащению их содержания, их большей устойчивости и глубине, учить ребенка овладевать внешним выражением своих чувств, преодолевать отрицательные чувства. Отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения педагога и группы, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии дошкольника. Познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т. е. Если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в детском саду.
Воспитание чувств –
это тонкий и сложный процесс,
в котором не допустим механический
подход, так как воздействия при
воспитании чувств касаются не какой-то
изолированной сферы
Чувства ребенка будут развиваться и крепнуть только в том случае, если они переживаются не пассивно, а превращаются в мотив соответствующих действий и поступков.
Список литературы
Москва. 1995 г.