Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:31, контрольная работа
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики воспитания чувств у дошкольников, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного, эстетического и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Введение
Глава I. Эмоции и чувства дошкольника
§1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе
§2. Личностный аспект развития эмоций и чувств
§3. Условия развития эмоций и чувств у дошкольников
Глава II. Особенности развития чувств удошкольников
§1. Основные направления в развитии чувств
§2. Формирование высших чувств у дошкольников
Заключение
Список литературы
В целом
дети относятся к жизненным
Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается не только умения сдерживать себя. Ж. Пиаже и А. Валлон отмечали использование детьми внешних проявлеий эмоций для воздействия на другого человека. Чаще всего ребенок может плакать, чтобы получить желаемое, - плачет в присутствии определенного человека, например матери или бабушки, но не отца.
Учет закономерностей эмоций и чувств в онтогенезе, а также условий и возрастных особенностей их проявлений позволяет сформировать у детей психологическую готовность ребенка к школе. Одним из компонентов ее является эмоциональная готовность, она предполагает не только радостное ожидание начала обучения в школе, но и достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).
II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Основные направления в развитии чувств.
На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств, так и в форме их протекания. Чувства дошкольника трех - четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Например, нездоровье матери вызвало удвоенную нежность со стороны дочери; она часто жалела больную: "бедная мама", спрашивала, не принести ли ей напиться, обнимала и целовала ее чаще, чем обыкновенно... А однажды вечером сказала явно довольным и радостным тоном: "Мама, если ты завтра еще будешь больна, то я буду делать тебе бутерброды". (К.Штерн)
Здесь нежность к заболевшей матери уступила место удовольствия по поводу возможности выполнять роль взрослой, опекать больную.
Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдения за дружескими проявлениями детей в детском саду показали, что в подавляющем большинстве случаев ребенок дружит попеременно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним вместе играет или вместе сидит за столом.
На протяжении
дошкольного детства чувства
ребенка приобретают
Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится постоянная дружба со сверстником, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия, друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знания и умения. Например, Вова знает много игр, поэтому с ним интересно, играть, весело.
Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве -увеличение их "разумности", связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Существует распространенное мнение о том, что маленькие дети часто бесчувственны, даже жестоки по отношению к животным. Действительно, нас болезненно поражает равнодушие, с которым ребенок обращается иногда с животными. Он давит муху, топчет жука, разрывает бабочку, хватает за горло котенка. Это производит впечатление полной противоположности проявляющемуся в других случаях сочувствию, состраданию к животным. Однако, во многих случаях безучастие, иногда кажущаяся жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания. Любопытство ребенка, желающего проникнуть внутрь всех вещей, сочетаясь с чисто детской беззаботностью насчет последствий, приводит к проявлениям, которые мы расцениваем как бездушие, жестокость.
Изменение чувств ребенка к зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у дошкольников чувства комического. Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствие во внешности, одежде человека (например, детскую кепку на голове взрослого). Они и сами шутят, давая предметам другие названия, переворачивая слова. Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т.п. В шутках детей появляются скрытый смысл, попытки "поймать" собеседника на ответе, не соответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму: "Мама, ложка потонет?" - "Конечно". "А деревянная?".
Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы. Для трех - четырехлетнего дошкольника красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик и т, п. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодий, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.
Развитие "разумности" чувств охватывает не только чувства относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку трехлетнего возраста приятна, похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что у ребенка возникает чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящее в дошкольном детстве усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться, ребенком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда, ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличии от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т.п. Во-вторых, он усваивает "язык" чувств принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.
Хотя наиболее резкие проявления
чувства (плач, смех, крик), связаны с
работой врожденных механизмов мозга,
они только в младенчестве имеют
непроизвольный характер. В дальнейшем
ребенок научается ими
§ 2. Формирование высших чувств у дошкольников.
Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – познавательная потребность. Чувства складываются постепенно. Первоначально дети улавливают только определенное значение событий, позднее – их обобщенный смысл. В эксперименте К. Н. Корнилова дети отвечали на вопрос, почему нельзя драться с товарищем. Младшие дошкольники отвечали: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз», «Могут отвести в милицию». Старшие дошкольники говорили: «С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их».
Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший – значит красивый), и этические (хороший – значит добрый), и интеллектуальные (хороший – значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» - спрашивает ребенок о героях сказки.
В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.
Высшие чувства начинают формироваться с двух - трехлетнего возраста. К высшим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные.
Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора.
Объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы. Если малышей привлекали звери как подвижные и необычные предметы наблюдения, то дошкольника интересуют их повадки. Он с интересом рассматривает мордочку, лапки, спинку ежика, слушает его пыхтение, любовно ухаживает за зверьком. Забота о птицах и зверьках является выражением его чувства симпатии к животным, в особенности к их слабым, маленьким, беззащитным детенышам. Разнообразные познавательные чувства дошкольников выражаются в их многочисленных вопросах, в той радости, которую приносит трудовое усилие, достигнутый успех, самостоятельно сделанное открытие.
Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
«Чьи следы на дороге в снегу?» - интересуется Даша (5 лет 5 месяцев) и на протяжении 30 минут рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки выглянула мышь, очень удивилась, воскликнула: «Ой мышка!» Присев на корточки, 20 минут сидела рядом с норкой, заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисовала мышиную норку, строила для мышки домик.
Рис.1. Зависимость успешности деятельности человека
от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О.Хеббу)
Интеллектуальные чувства играют важную роль в развитии умственной деятельности дошкольников. Для ребенка характерна глубокая любовь к истине, страстное стремление к познанию действительности. Само решение вопроса, нахождение истины может сопровождаться чувствами уверенности, удовлетворения.
У дошкольников
появляются переживания, связанные
с удовлетворением или
У дошкольников возникают
и такие этические переживания,
как чувство гордости и стыда.
Внутренним условием зарождения чувства
гордости, направленного на конкретные
достоинства, является формирование в
сознании ребенка связи между
представлением об этих достоинствах
и положительной оценкой со стороны
окружающих. Так, дети 4-5 лет гордятся
качественными показателями во многих
видах деятельности: умением хорошо
танцевать, быстро бегать, считать; проявлением
моральных качеств (выдержки, послушания),
гордятся родителями. Как показано
в исследовании Р. Х. Шакурова, развитие
гордости происходит не только под
влиянием положительной, но и отрицательной
оценки, вызывающей чувство стыда. Стыд
возникает при таких
В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива, возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту характера.