Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Что стояло за этим феноменом?
Повышенный интерес людей к какому-либо явлению, как правило, имеет под собой почву в виде тех или иных социальных запросов, которые отражает мода.
Таким образом, феномен дискотеки можно понять только проведя анализ общественных потребностей, вызвавших к жизни эту форму организации досуга.
Введение…………………………………………………………………………… 2
Дискотека как социально-культурный феномен……………………………. 3
Зарождение и становление дискотек ……………………………………….... 4
Дискотека как центр социализации ...…………………………………………6
Дискотека как синтез различных искусств …………………………………..10
Расцвет дискотек в России …………………………………………………….13
Новая молодежная танцевальная культура. ……………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………….22
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Дискотека как социально-культурный феномен……………………………. 3
Зарождение и становление дискотек ……………………………………….... 4
Дискотека как центр социализации ...…………………………………………6
Дискотека как синтез различных искусств …………………………………..10
Расцвет дискотек в России …………………………………………………….13
Новая молодежная танцевальная культура. ……………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………….22
Список литературы
Время от времени в жизни общества происходят явления, привлекающие к себе особенный, повышенный интерес. Впоследствии может показаться, что подобное внимание не соответствовало масштабу происходившего, но для своего времени эти явления были необыкновенно важными.
Сегодня, например, трудно представить, какое внимание уделялось дискотеке в 1970-1980-х годах у нас в стране. Пожалуй, это было самое модное словечко в культурном обиходе. Если человек хотел показать свою современность и особую «продвинутость», как сейчас говорят, близость к молодежи, то разговор обязательно заходил о дискотеке.
В России это явление молодежной культуры всегда вызывало острый интерес. Человеку достаточно было стать ведущим дискотеки, чтобы обрести необычайную популярность и оказаться объектом подражания со стороны множества знакомых и незнакомых людей.
Что стояло за этим феноменом?
Повышенный интерес людей к какому-либо явлению, как правило, имеет под собой почву в виде тех или иных социальных запросов, которые отражает мода.
Таким образом, феномен дискотеки можно понять только проведя анализ общественных потребностей, вызвавших к жизни эту форму организации досуга.
ДИСКОТЕКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Начнем с главного — с определения понятия «дискотека», поскольку оно достаточно сложное и тут есть о чем подумать. Дискотека — это массовая форма организации досуга молодежи. За этим словосочетанием стоит целый ряд серьезных социологических терминов.
В социологии четко различают такие категории, как группа и масса людей. Группа — это примерно 20-25 человек, то есть такое количество, когда все видят друг друга (а зачастую и знакомы между собой) и между людьми существуют прямые межличностные связи. Масса — это сотни, а в случае дискотеки, может быть, и тысячи человек. Поведение группы и массы как типов общности сильно различается. Люди ведь ведут себя по-разному: в одиночестве — одним образом, в небольшой группе — другим, в толпе — третьим. (Подобные явления изучают социология и социальная психология.)
Дискотека — именно массовая форма организации досуга молодежи, основным содержанием которой является включение посетителей в специфические виды деятельности. Во-первых, это восприятие программы, состоящей из танцевальной музыки в виде фонограммы (без дисков, на которых записана музыка, это уже была бы не дискотека, а что-то другое; вокруг музыкальных записей группируются другие виды искусства); во-вторых, это участие человека в функционировании молодежной общности в зале, где проводится дискотека. Таким образом, с дискотеками связаны два вида человеческой деятельности: восприятие музыки и общение некой массы людей.
У дискотеки, как у всякого социально-культурного явления, есть определенные стадии развития. На первом этапе, когда дискотеки в России только зарождались (конец 1970-х гг.), они еще не получили официального статуса в обществе — это было нечто совершенно новое. Примерно с 1978 по 1980 год дискотеки были своеобразным неформальным способом общения молодежи и восприятия музыки. На втором этапе (примерно с 1980 г.) дискотека в России становится официальной формой организации досуга и получает широкое распространение в учреждениях культуры. И третий этап — это годы перестройки и далее, вплоть до сегодняшних дней, когда дискотека приобрела совершенно иные, современные черты.
ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДИСКОТЕК
Самой известной и простой формой организации свободного времени, предшествовавшей дискотеке, были танцы, которые, как известно, существовали еще у первобытных племен и до сих пор затеваются у любой сельской завалинки.
Танцы стали праздничным видом отдыха и практически до середины 1950-х годов проходили под духовой оркестр . Для широких масс вечера проводили на больших танцплощадках.
И вдруг в конце 1970-х годов все переменилось — на дискотеки стали приходить люди из высших слоев общества. Можно четко проследить, как дискотека из непрестижной формы проведения свободного времени превратилась в наимоднейший способ общения элиты.
Если в жизни ты никто, можешь работать только рабочим или мелким служащим, если у тебя неважные отношения с родителями и плохо с деньгами, то отдушина лишь в этом иллюзорном, искусственно созданном мире — дискотеке. Ты приходишь сюда раз в неделю — пообщаться с такими же, как ты; в этом зале совершенно другая жизнь, здесь ты король, чувствуешь себя на коне и можешь дать выход накопившимся эмоциям. Тут только твои сверстники, потому что взрослые не выдержали бы такой громкой музыки. Ты можешь сделать любую прическу, которая нравится тебе (когда родители видят тебя таким, им хочется вымыть тебе голову или заставить постричься). Идя на дискотеку, девушка может сделать макияж, не оглядываясь на предписания мамы и общепринятые требования вкуса. Тут не одежда, а «прикид». Все по-другому. Молодежь создает собственное общество, совершенно не похожее на взрослое.
На дискотеке подростка никто не угнетает, не обижает, не показывает, что он существо низшего сорта, — тут все «в кайф», как говорят эти мальчики и девочки. А за пределами танцевального зала — все мерзко, плохо, там ты внизу, растоптанный и подавленный. В мире дискотеки совершенно другие ценности — важно, как ты танцуешь, как себя ведешь с девушками, насколько у тебя «клевый прикид» и т. п.
Известный российский писатель Владимир Солоухин в «Литературной газете», а потом и в своей книге рассказал о посещении одной из нью- йоркских дискотек, которую вроде бы осудил как «порождение буржуазного Запада». Однако каждому, кто читал, как Солоухин «заклеймил» дискотеку, очень хотелось туда попасть, потому что там разыгрывалось непонятное и запретное, но в высшей степени притягательное действо, к которому отчаянно влекло.
Словом, шум на дискотеках и вокруг них возник немыслимый; кроме того, эта «лихорадка» здорово подогревалась.
Так создавалась новая мода. Все быстро полюбили дискотеки. Однако если бы не существовало социальной потребности именно в такой форме времяпрепровождения, то никакой, даже самый лучший, фильм и изощренные рекламные трюки не смогли бы сформировать моду на дискотеки. Какая же потребность смогла сделать дискотеку таким популярным занятием, собирающим огромное количество людей? Ведь это явление, с которого с помощью рекламы всего лишь сняли один ярлык — «только для бедных» и навесили новый — «суперпрестижно».
Разумеется, речь идет не о тех маленьких дискотеках в тесных подвальчиках, больше походивших на забегаловки, где прыгали несколько подростков. В моде были дискотеки, которые проводились в новых шикарных танцевальных залах. Эти залы оснащались супераппаратурой, дающей необыкновенный свет и чистейший звук. Там оборудовался специальный «умный» пол, который мог опускаться, подниматься, качаться (как уже упоминалось), и плюс ко всему — дым, пиротехника, искусственные запахи и прочие спецэффекты. Приглашались знаменитые артисты. Это были дискотеки совершенно иного уровня. Тем не менее общественному мнению очень тяжело дается смена ярлыков. И все же удалось!
Можно назвать несколько причин, вызвавших перемены. Однако главной из них стало то, что начиная с 1960-х годов в обществе резко меняется положение молодежи, которая выделяется в сравнительно обособленную социальную группу. То есть имела место социально-культурная потребность общества в некоторой изоляции молодого поколения, и дискотека помогала ее удовлетворять. С позиций этой тенденции дискотека выполняла полезную функцию — стала формой обособления и социализации молодежи.
ДИСКОТЕКА КАК ЦЕНТР СОЦИАЛИЗАЦИИ
Во второй половине ХХ века особую роль в жизни молодых людей приобретает компания сверстников. Говоря о проблеме становления личности, нельзя не вспомнить о термине из социологии «центр социализации». Суть его в следующем. Человек рождается, ему предстоит стать взрослым и сформировать свою личность, но это не происходит автоматически. Если оставить ребенка на необитаемом острове, он станет дикарем, а не полноценно развитым человеком. Такие примеры известны. В обществе существуют определенные институты, которые способствуют взрослению, становлению личности. Процесс вхождения в общество, социум называется социализацией. Существуют некоторые исторически сложившиеся центры социализации. Первый из них — семья, где ребенок приобретает много знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Второй центр социализации — учебное заведение и, наконец, третий — молодежная группа. Есть некоторые вещи, которым семья и школа научить не могут, и прежде всего это специфический опыт взросления.
Молодому человеку очень важно обмениваться опытом именно в своей среде, узнавать, как подруга, друг, знакомый решают аналогичные проблемы — здесь и сейчас, в современных условиях. Для этого необходимо расширить круг общения со сверстниками и отчасти изолироваться от взрослых.
Таким образом, дискотека стала ответом на вполне конкретный социальный запрос значительной части общества — молодежи, нуждающейся в свободном общении.
В начале 1980-х годов в Петербурге (тогда еще Ленинграде) было проведено научное исследование дискотек как социально-культурного феномена. Изучая потребности молодежи того времени, ученые обнаружили некоторые удивительные вещи. О чем идет речь?
К концу 1970-х годов отечественная наука уже довольно хорошо изучила проблемы молодежи. Было выделено восемь групп основных потребностей, которые должны быть удовлетворены в юности. Это формирование мировоззрения, которое происходит в возрасте примерно от 15 до 23 лет, а также выбор профессии, спутника жизни, круга друзей и т. п.
Попытались прояснить социальное значение дискотеки. Зачем молодежь ходит на дискотеку? Анкетирование показало: в 1980-е годы 72,2 % посетителей в наши дискотеки привлекала возможность потанцевать; 59,7 % — возможность получить информацию; 55,8 % — желание обрести новых знакомых, то есть стремление к общению; 44 % шли за свежими впечатлениями; 21 % привело отсутствие лучших возможностей провести свободное время; 15 % следовали моде.
Однако опрос выявляет лишь то, что человек осознает. Если заглянуть глубже, то мы увидим, что дискотека удовлетворяла практически все потребности молодежи. Хорошо или не очень — это другой вопрос. Оказалось, например, что дискотека в какой-то мере решала проблему профориентации, хотя это утверждение на первый взгляд выглядело странным.
Когда дискотеки вошли в моду, некоторые люди начали туда ходить систематически, почти как на работу. Анализ бюджета времени показал, что постоянные посетители дискотек тратят на них времени больше, чем студенческая молодежь — на учебу. Во всяком случае так было в 1980-е годы. Это для них был своего рода альтернативный университет — там тоже что-то происходило, чему-то учили. Интересно, не правда ли?
Итак, собирается компания сверстников, они танцуют, знакомятся друг с другом, общаются, обсуждают события, которые произошли с ними за прошедшую неделю. Один говорит: «Я устроился на работу; там начальник — гад, работа пыльная и пообедать негде — словом, все плохо». Другой отвечает: «А я работаю там-то, у нас классно и есть вакансии, жми ко мне...» Чем не профориентация? Кто-то учится в институте, кто-то — в техникуме, еще один бездельничает и т. д. Эти молодые, еще неопытные люди обмениваются полезной информацией, и получается, что дискотека сильно влияет на их взгляды и убеждения.
В свое время были проведены подряд 169 дискотечных программ в одном из любопытнейших мест нашего города. Есть такое правило ведения дискотек: между музыкальными композициями нельзя говорить больше 15 секунд. Диск-жокею удалось, соблюдая это правило, добиться того, что слушатели стали говорить его языком! А было это в районе заводских общежитий, где жили иногородние рабочие, приехавшие в Ленинград на заработки. Они вдруг начали говорить как Запесоцкий — аспирант, пишущий кандидатскую диссертацию о дискотеках, и чуть ли не с его интонацией.
Тогда удалось доказать, что на дискотеке может быть оказано сильное влияние на аудиторию, и при определенных обстоятельствах там могут удовлетворяться практически все потребности молодежи. А значит, в такой форме общения существует социальная необходимость. Молодежь обрела возможность столь нужного ей общения именно на дискотеках.
Таким образом, главной предпосылкой появления дискотек стала социально-культурная потребность молодых людей в таком месте, где можно было встречаться со сверстниками. При этом даже музыка могла отойти на второй план (хотя для части посетителей она все-таки имела большое значение). Им нужна была сама возможность пообщаться в неформальной, свободной обстановке, где человек не привязан к месту, не сидит за партой, а может весь вечер перемещаться, где можно кого- то пригласить потанцевать, с кем-то поболтать или просто перекинуться парой слов.
Вместе с тем особую роль в развитии дискотек, безусловно, сыграли и качественные изменения, которые произошли в звукозаписи во второй половине 1960-х годов, — своего рода техническая революция, а также проявившаяся в то время тенденция к синтезу искусств (несколько моих научных работ посвящены именно теме синтеза различных искусств на примере дискотеки). Синтез искусств — это идея, которая уже в XIX веке основательно заявила о себе; в ее развитии есть «приливы» и «отливы», но в целом это очень мощное направление человеческой мысли и художественного творчества.