Развитие дискотек в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Что стояло за этим феноменом?
Повышенный интерес людей к какому-либо явлению, как правило, имеет под собой почву в виде тех или иных социальных запросов, которые отражает мода.
Таким образом, феномен дискотеки можно понять только проведя анализ общественных потребностей, вызвавших к жизни эту форму организации досуга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 2
Дискотека как социально-культурный феномен……………………………. 3
Зарождение и становление дискотек ……………………………………….... 4
Дискотека как центр социализации ...…………………………………………6
Дискотека как синтез различных искусств …………………………………..10
Расцвет дискотек в России …………………………………………………….13
Новая молодежная танцевальная культура. ……………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………….22
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    ДИСКОТЕКА КАК СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСКУССТВ

 

В середине и в особенности во второй половине 1960-х годов в искусство приходят достижения науки и техники, и прежде всего резко повышается качество звукозаписи. Первые пластинки воспроизводили всего лишь жалкую копию живого звука, и не больше. Для записи ставился микрофон (сначала один, потом много) и играл оркестр. При этом обязательно что-то терялось, и от пластинки невозможно было получить такой же эстетический эффект, как от реального исполнения музыки. Возьмите, например, записи Федора Шаляпина, послушайте — вы будете иметь некоторое представление о том, как пел великий певец, вошедший в историю мирового искусства. Но вы никогда не почувствуете того эстетического потрясения, которое испытывали слушатели, непосредственно внимающие Шаляпину.

Однако с начала 1960-х годов техника звукозаписи начала бурно развиваться. И оказалось, что звук на фонограмме можно сделать лучше, чем живой акустический звук. Сейчас, как известно, можно записать фонограмму так, что совершенно безголосый и даже лишенный слуха человек будет казаться замечательным певцом (во всяком случае его голос будет хорошо звучать). В компьютер вводятся самые лучшие звуки, которые существовали когда-либо.

Итак, приглашают лучшего музыканта-барабанщика, вводят произведенный им звук в компьютер, и теперь уже любой человек нажатием клавиши может этот звук вызвать к жизни и сделать элементом своего музыкального произведения. Вдобавок можно легко, чуть ли не рисуя на экране, менять параметры звука. Более того, стало возможно синтезировать звуки, которые в природе никогда не существовали.

Таким образом, в 1960-е годы повсеместно начинают появляться студии звукозаписи со все более совершенным оборудованием, на котором можно сотворить самые разные звуки. На пластинке появлялось уже столько звуков, созданных в студии, что произведение искусства становилось совершенно другим. Запись концерта перестала быть его плохой копией. Пластинка порой звучала намного лучше. Это была принципиальная перемена.

Появились фонограммы, которые воспроизвести на концерте было невозможно, поскольку они содержали массу звуков, созданных в студии в ходе кропотливой работы не только музыкантов, но и инженеров (их работа тоже стала творческой). Звукоинженер с хорошим музыкальным вкусом и слухом, а зачастую и с хорошим образованием становился в один ряд с музыкантами, а иногда и выше.

Итак, на определенном этапе развития общества появился новый вид искусства —музыка, сотворенная в студии с помощью специального оборудования. Как следствие, возникли новые формы восприятия музыкальных произведений, и одной из таких форм стала дискотека. Особенно это коснулось танцевальной музыки: именно на момент взрыва популярности дискотек (конец 1970-х — начало 1980-х) приходится расцвет музыки диско.

Диско — монотонная музыка с однообразной метрической пульсацией, которая практически вся делается в студии. Композиции звучат не три минуты, как раньше, а в несколько раз дольше, и человек двигается в ее ритме, сливается с ним. А поскольку дискотека — это развлечение на всю ночь, то, двигаясь по полчаса в одном ритме, люди впадают в своеобразный транс, получая огромное удовольствие от равномерной метрической пульсации звука, произведенного с помощью компьютера.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов стиль диско становится настолько популярным, что, кроме появившихся новых звезд эстрады (таких как Донна Саммер или группы «Эрапшн», «Бони М»), в этом стиле стали выпускать диски многие знаменитости других музыкальных направлений, например Элтон Джон или Адриано Челентано. И народ под эту музыку замечательно отплясывал. Дискотека стала способом восприятия нового продукта — синтезированной музыки.

Мы знаем об опытах Александра Скрябина со светомузыкой, представляем себе, что такое инсталляции, и, конечно, понимаем, как появляются специальные архитектурные комплексы для постановки праздников. Все это делается с целью соединить всевозможные достижения различных искусств, то есть синтезировать искусства. Иногда эти замыслы имеют прикладной характер, например, человеческое жилище может представлять собой синтез архитектуры и дизайна с элементами живописи, скульптуры и т. п. То есть люди украшают свои дома по законам красоты с помощью произведений искусства. В этом смысле человечество далеко ушло от норы и даже от пещеры. Любая квартира или дом при наличии определенного вкуса владельца и достаточных средств может стать примером синтеза различных искусств. Сюда добавляются музыка и разнообразные технические приспособления, например телевизионный экран, где мерцает изображение горящего камина или плавающих рыб, как у нас в «Желтой подводной лодке», и др.

Театр, кино, действа на площадях — все это можно рассматривать как синтез искусств. Бывают неудачные, бесперспективные сочетания, но в отдельных, наиболее гармоничных случаях рождается новый вид искусства, и один из ярчайших примеров такой гармонии — дискотека. Причем в нашей стране это явление было гораздо значительнее, чем на Западе.

    Музыка, звук, запахи, различные визуальные и пространственные эффекты. Все это служило единственной задаче: произвести сильное психофизиологическое воздействие, погрузить человека в иллюзорный мир, отключить его от окружающей жизни. Человек ставился в такие условия, когда он практически изолировался от внешнего мира и сливался с музыкой, двигался в навязанном ему ритме — жил в светомузыкальном потоке.

Звуковое воздействие, а также слайды, дым, подсветки и тому подобное — все то, что создает совершенно ирреальную картину, и есть синтез различных искусств, сочетание и взаимодействие музыки, пиротехники, светового дизайна, интерьера и не в последнюю очередь пространственной среды. Но на Западе вся эта феерия служила только одной цели — управлять сознанием и самочувствием человека, точнее, усыплять его. А в России развитие дискотеки пошло в иную сторону — по весьма специфической причине. Советские заведения такого рода были совсем не похожи на западные, потому что служили противоположной цели — расширению знания: зачастую люди туда приходили не потанцевать и даже не познакомиться, а получить информацию.

                РАСЦВЕТ ДИСКОТЕК В РОССИИ

 

     Популярности в нашей стране отчасти способствовала давняя любовь русского общества к танцам. Во времена Пушкина и Лермонтова в аристократической семье считалось неприлично не уметь танцевать вальс и мазурку, не меньшей любовью пользовались танцы и среди простых людей.

      Возникновение в нашей стране дискотек имело и социальные корни.

Это был протест против закоснелых форм молодежного досуга - против многочисленных кружков, обязательных секций, отчетов-концертов. Молодежи хотелось общения неформального. Дискотеки давали возможность молодежи отдохнуть после тяжелой трудовой недели, познакомиться с музыкальными новинками, а самое главное, предоставляли возможность общения со своими сверстниками.

 

1970-е годы — время увлечения советской молодежи рок-музыкой, большей частью западной. С появлением очень популярной «Машины времени» и других отечественных рок-групп, поющих на русском языке, рок-музыка «обрусела». Однако в нашей стране практически невозможно было получить информацию о рок-исполнителях — такие были времена.

В те годы только по «вражеским радиоголосам» звучала эта запретная музыка. Пластинки с Запада, конечно, привозили, но официальных источников информации не было. Вы не могли прочесть что-либо о своей любимой группе — негде было. Сейчас молодежные газеты и журналы заполнены нужной и ненужной информацией, вы все знаете о своих кумирах, даже то, чего знать не хотите или чего с ними никогда не было. Кроме того, на телевидении постоянно работают два музыкальных канала. А тогда была полная блокада. Музыку слышали, хотя и в строго дозированном количестве, а о ней самой и об исполнителе не знали ничего — что это за человек, какое музыкальное течение он представляет и т. п. Но у народа была необыкновенная тяга к подобной информации, и получить ее можно было только на дискотеке .

В конце 1970-х годов была открыта  первая в Ленинграде официальную и самая массовая дискотека (до этого они тоже существовали, но полуподпольно, в студенческих общежитиях, куда молодежь приносила записи и танцевала под магнитофон). Там был танцевальный павильон на полторы тысячи человек, где играла популярная тогда рок-группа «Земляне». Но в этом павильоне собиралось 300-800 человек, не более. И тогда начали проводить первые в городе официальные дискотеки.

Оказалось, что если человек не умеет петь, не играет на гитаре и весьма неважно танцует, но при этом обладает иными творческими способностями, то он может взять музыку, написанную другим, сделать световую партитуру, подобрать слайды или какие-нибудь видеофрагменты (видео появилось позже, сначала было просто кино), вывести на эстраду танцевальный ансамбль или группу пантомимы и т. д. Имея определенный объем знаний и достаточную фантазию, можно из всего этого сделать свою программу и, кроме того, включить в нее интересную для людей информацию, то есть создать самостоятельное произведение искусства.

И все же лицо дискотеки определяли тематические диско-программы. Тематическая программа представляет собой музыкально-литературную композицию, обогащенную слайдами - световым рядом. Это сочетание слайдов с цветомузыкой оказалось поистине эвристическим, кроме того на экране демонстрировались мультфильмы, фрагменты художественных и документальных фильмов, эффекты теневого театра. В тематических диско-программах использовались и элементы театрального искусства - предметы реквизита, костюмы, актерское мастерство.

 

Разнообразие форм, творческая фантазия, демократичность привели к тому, что дискотеки в 80 годы пользовались фантастической популярностью. В дискотеке же зародилось движение металлистов. Благодаря дискотекам в молодежный быт проникли брейк-дэнс, ламбада, рэп, макарена и др. танцы. В середине 80 годов в стране было зарегистрировано свыше 2000 дискотек

В нашей стране дискотеки развивались и лет десять существовали не просто как танцы, а как часть культурно-просветительной работы — в виде своеобразного лектория.

По всей стране, как грибы, стали возникать дискотеки; в первую очередь они появились на танцплощадках. Дискотека такого рода была первой из официальных в Ленинграде, а может быть, и в стране. В первый раз пришло около трехсот человек, через полтора месяца — полторы тысячи, а еще через пару месяцев на мероприятие пришлось вызывать два отделения милиции (местное и соседнее, потому что одно отделение не могло справиться с наплывом такого количества желающих попасть в зал).

Дискотека проводилась в одноэтажном крытом танцевальном павильоне круглой формы и гигантской площади (его еще называли «шайбой»), внутри которого имелся гардероб и деревянная танцплощадка. Но и это грандиозное пространство не могло вместить всех желающих.

Один случай: дискотека начинается, а в зале никого нет — в чем дело? Оказалось, у кассы собралась огромная толпа (на дискотеку уже стали приезжать не только из ближайших пригородов, но и из Соснового Бора, Выборга и т. д.), и те, кто уже взял билеты, не могли выбраться из напирающей на них сзади массы в несколько тысяч человек. Но настоящие беспорядки начались, когда самые шустрые приставили лестницу к «шайбе» с другой стороны и по крыше добрались до кассы, спрыгнув прямо на головы тем, кто был внизу, а получив вожделенный кусочек бумаги — билет, уже не могли оттуда вылезти. Абсурдная ситуация: снаружи ревет толпа желающих войти, а внутри помещения никого нет, потому что взявшие билеты не могут выбраться из громадного скопища людей. Два отделения милиции в полном составе, примерно по 50 человек каждое, вынуждены были приехать, чтобы решить проблему, выстроив народ в очередь. Такой оглушительный успех был у дискотеки.

Программа вечера начиналась с рассказа о «Битлз», «Пинк Флойд», «Лед Зепеллин» и других знаменитых группах или музыкантах. При этом можно было сидеть, слушать музыку и повествование о ней, смотреть слайды или танцевать — как кому хотелось. Атмосфера была совершенно свободной.

Обычно делали тематические программы минут на сорок, а потом объявляли танцы. В самом начале вечера люди тоже танцевали. Войти в зал можно было в семь часов, когда начинались танцы для пришедших первыми, а в восемь, когда собиралось большинство постоянных посетителей, начиналась главная, тематическая, часть вечера. Потом был небольшой перерыв и снова танцы, уже до самого закрытия дискотеки в одиннадцать часов вечера. (Тогда ни одно учреждение, кроме милиции, метро и медицинских пунктов, не работало позже этого времени. Никаких ночных клубов не было, в одиннадцать прекращалась вся развлекательная деятельность.)

На дискотеке бывали любопытные случаи. Программа объявлялась на целый месяц вперед — например, сегодняшний вечер посвящен группе «Чикаго», следующий — Карлосу Сантане, потом еще кому-то. Люди могли выбрать то, что было им интересно. И вот в один из дней приходит около полутора тысяч человек. После тематической части почти треть из них встают и уходят, таким образом демонстрируя, что пришли сюда не танцевать, а послушать рассказ о своей любимой группе.

Иногда делался ретроспективный обзор деятельности какой-либо группы — от первого до последнего диска; выбирались композиции, комментировались, показывали эволюцию музыкального творчества и т. д. Все это чрезвычайно интересовало людей. И тогда во всей стране стали возникать и развиваться подобные программы, которые, по сути, были лекциями, то есть дискотека фактически становилась культурным центром.

В любом, даже самом небольшом городе в то время обязательно имелся дискотеатр. Как правило, это был большой коллектив художественной самодеятельности, где могло работать на общественных началах до 150 человек. Естественно, на дискотеках работали специальные танцевальные коллективы, как при команде КВН обязательно существует танцевальная группа. Могла быть и сценарная или режиссерская группа, которая ставила представление, и многие другие.

Во многих дискотеках встречались замечательные «изюминки». Например, были театральные коллективы, которые разыгрывали целые музыкально-драматические композиции. Внутри подобных групп было до 7-8 направлений: кто-то снимал кино, подбирал слайды, комбинировал записи, или это была группа ведущих и т. д. Собирались колоссальные творческие молодежные коллективы, и их программы были самостоятельными произведениями искусства. Другой вопрос, на каком уровне все это делалось, — чаще всего, конечно, на любительском.

Информация о работе Развитие дискотек в России