Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Эффективное педагогическое общение всегда направленно на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само общение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Актуальным, в частности, в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. приходит становление человеческой личности и формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3-4
1 Методы изучения и формирования личности младших школьников…... 5-11
1.1 Формирование личности младшего школьника……………………. 5-7
1.2 Общая характеристика младшего школьника……………………… 7-9
1.3 Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………
9-11
2 Общение и обучение младшего школьника……………………………... 12-15
2.1 Модели педагогического общения………………………………….. 12-14
2.2 Общение и обучение………………………………………………….. 14-15
3 Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств…………………………………………………….
16-17
Заключение…………………………………………………………………… 18-19
Глоссарий……………………………………………………………………… 20-21
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3-4

1 Методы изучения и  формирования личности младших  школьников…... 5-11

     1.1 Формирование  личности младшего школьника……………………. 5-7

     1.2 Общая характеристика  младшего школьника……………………… 7-9

    1.3 Школьный коллектив  и его роль в формировании  личности младшего школьника………………………………………………………… 

9-11

2 Общение и обучение  младшего школьника……………………………... 12-15

     2.1 Модели педагогического  общения………………………………….. 12-14

    2.2 Общение и  обучение………………………………………………….. 14-15

3 Развитие эмоциональной  сферы младшего школьника и  формирование у него моральных  чувств……………………………………………………. 

16-17

Заключение…………………………………………………………………… 18-19

Глоссарий……………………………………………………………………… 20-21

Список использованных источников………………………………………. 

Приложения……………………………………………………………………. 

 

 

Введение

Воспитание подрастающего  ребенка было важной проблемой на протяжении всего процесса развития человеческого общества. Первоначально  оно сводилось к передаче накопленного опыта, знаний, необходимых для биологического существования, и выработке соответствующих  навыков. В процессе эволюции человеческого  общества его цели, задачи, средства претерпели коренные изменения, пренесли ряд преобразований. В настоящее  время все больше ученых, педагогов, психологов признают: все, что есть в ребенке, - плохое, и хорошее  – он берет из детства. Нельзя недооценивать  влияние среды, окружающих людей  на маленького человека, и особенно велико воздействие самых близких, составляющих непосредственный круг общения.

Семья – это особая социальная среда. В ней действуют правила  и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребенок  находит свои первые примеры для  подражания, видит первую реакция  людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребенок не может  оценить ни свое поведение, ни проявление личностных качеств других людей. Он незнает, что такое хорошо, а что  такое плохо, где белое, а где  черное. Ребенок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно-нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться  взрослый человек, проходя свой жизненный  путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад  – ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который  складывался на протяжении многих лет. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись  в области подсознания, могут  напомнить о себе. Проблемы семьи  и семейного воспитания волновали  людей уже с древних времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо – мы находим их отношение  к семье как к фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и  дальнейшей жизни каждого человека.

Эффективное педагогическое общение всегда направленно на формирование  позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности  в себе, в своих силах, в своем  потенциале. Позитивное отношение к  личности учащегося и система  приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само общение может быть как  эффективным, так и неэффективным.

Актуальным, в частности, в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является ракурс рассмотрения проблемы общения  – формирования личности в нем. Как  показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении  с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. приходит становление человеческой личности и формирование важнейших  ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

 

Основная часть

1Методы изучения и  формирования личности младших       школьников

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и  строятся отношения между семьей и школой. Школа становится открытой системой для координации воспитывающих  усилий. Скоординировать усилия школы  и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Для ребенка очень важны взаимоотношения  матери и отца, а также других членов семьи. И особенно важно для  ребенка, как взрослые относятся  к нему. Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку  имеет существенное значение для  формирования его личности.

 

1.1 Формирование личности  младшего школьника

Личность – это психическое  образование особого типа, порождаемое  жизнью человека в обществе.

Все развитие ребенка с  момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как  личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущей данной личности и  значимых для нее. Движущей силой  развития личности являются внутренние противоречия

 Между растущими потребностями  ребенка и реальными возможностями  их удовлетворения. Деятельность  ребенка всегда опосредована  взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности.

Важная задача педагогов  школ в том, чтобы обеспечить семьи  практическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно  в определенным образом организованной теоретической и практической деятельности. Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей  в воспитании ребенка станет активнее. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. 

Не вызывает сомнений, что  при нынешней занятости родителей, без помощи педагога семейное воспитание осуществить очень трудно. Учитель  должен оказывать всестороннюю помощь родителям в воспитании личности ребенка.  Главная задача педагога – убедить родителей в необходимости  совместной работы семьи и школы. Совместная, скоординированная и  хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихся уже в течение  учебного года может дать положительные  результаты по улучшению психологического климата в семье, по формированию личности ребенка. А если данная работа будет запланирована и проведена  в течение всего периода начального обучения, то можно будет смело  говорить о том, что процесс формирования личности идет на достаточно высоком  уровне.

Личность человека формируется  с первых лет его жизни. Каждая черта его психики играет определенную роль в сложной структуре личности. Наблюдая поведение и реакции  учащихся одного класса, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность, личность.

Особое значение в формировании личности имеет, несомненно, семья, в  которой происходит развитие и воспитание ребенка. Семейная жизнь для ребенка  то же, что для нас общественное. Душа его питается впечатлениями, получаемыми  в семье. Здесь ребенок научается  одно любить, другое – ненавидеть, здесь  привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь  первоначально сосредотачиваются  его интересы, привязанности и  авторитеты.

Конечно, родителям одним, без поддержки со стороны общества, не справиться со столь серьезной  задачей – воспитать из ребенка  личность. И именно школа должна осуществлять помощь родителям в  организации семейного и общественного  воспитания.

В наше время отношения  школы и семьи складываются по определенным шаблонам. Вот некоторые  из них. Родители сдали детей в  школу – и с рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя какие-то деспоты, творящие произвол.

Но нельзя сводить всю  сложность отношений семьи и  школы к шаблонам. Сегодня в  семье идет переориентация на новые  ценности, дети включаются в жестокие рыночные отношения. А наша школа  призвана защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило, и будет жить человечество.

 

1.2 Общая характеристика  младшего школьника и его учебной  деятельности

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок  сохраняет много детских качеств  – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже  начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Известный детский педиатр  Бенджамин Спок пишет: «После 6 лет  ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого  не показывать. Ему не нравится, когда  его целуют, по крайней мере, при  других людях. Ребенок холодно относится  к другим людям, кроме тех, кого он считает «замечательными людьми». Он не хочет, чтобы его любили как  собственность или как «очаровательное  дитя». Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его  уважали. Стремясь, избавится от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи которым он доверяет. То чему учили его родители не забыто, более того, их принципы добра  и зла засели так глубоко в  его душе, что он считает их своими идеями. Но не сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным».

Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Ко времени поступления в школу  ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к  обучению, новому важному периоду  своей жизни, к выполнению многообразных  требований, которые предъявляет  ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с субъективной стороны. Ребенок  психологически готов к школьному  обучению, прежде всего, объективно, т.е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управлением своим вниманием, самостоятельной его организации. Память ребенка также достаточна, развита – легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связанно с его интересами.

Речь ребенка ко времени  поступления в школу уже довольна развита. Она в известной степени  грамматически правильна, выразительна. Ребенок может в достаточно широких  пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы.

Возможности детей ко времени  поступления детей в школу  достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются  и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в  школу уже обладают известной  настойчивостью, могут ставить перед  собой более отдельные цели и  достигать их (хотя чаще всего не доводят дело до конца), делают первые попытки оценить поступки с позиции  их общественной значимости, им свойственны  первые проявления чувства долга  и ответственности.

Младший школьный возраст  является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный  мир ребенка несет с собой  и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и формируются как раз в  младшем школьном возрасте. Ребенок  в эти годы с интересом и  увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные  идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что нужно делать, испытывая наслаждение в приспособлении.

Учителю важно помнить  о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда  они эмоционально задевают его, когда  он непосредственно чувствует необходимость  поступать так, анне иначе. 

Возрастные особенности  психики детей зависят, прежде всего, от того, в каких конкретно  условиях протекает развитие детей, какое  воспитание они получают. На разных ступенях развития человеческого общества, а в условиях классового общества и у детей, принадлежащих разным классам, в одном и том же возрасте наблюдаются различные психологические черты.

 

1.3 Школьный коллектив  и его роль в формировании  личности младшего школьника

В жизни детей семилетнего  возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход  к школьному обучению означает для  детей, прежде всего переход к  систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов  – восприятия, памяти, внимания, делая  их более сознательными, и главное  – формирует у ребенка основы мировоззрения. Поступление ребенка  в школу означает для детей  переход к новому образу жизни, новой  ведущей деятельности, это решительно сказывается на формировании личности ребенка. Целенаправленное, активное формирование личности ребенка осуществляется лишь при условии педагогически правильной организации всей жизни и деятельности детей, так как именно в реальной жизни и деятельности ребенка  формируется его личность.

Решающее значение для  развития личности младшего школьного  возраста имеет вступление его в  школьный коллектив. Классный коллектив  – это не просто группа сверстников. Коллектив предполагает умение жить его интересами, подчинять свои личные желания общим устремлениям, предполагает взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий  уровень организованности и дисциплины. Чтобы усвоить знания в начальной  школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умением  анализировать, обобщать, рассуждать. Требования эти нарастают и усложняются  ежедневно. С первых дней обучения в  школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой  развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно  растущими требованиями, которые  предъявляют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребенка, к  его вниманию, памяти, мышлению, и  наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств