Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа
Эффективное педагогическое общение всегда направленно на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само общение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Актуальным, в частности, в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. приходит становление человеческой личности и формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Введение………………………………………………………………………. 3-4
1 Методы изучения и формирования личности младших школьников…... 5-11
1.1 Формирование личности младшего школьника……………………. 5-7
1.2 Общая характеристика младшего школьника……………………… 7-9
1.3 Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………
9-11
2 Общение и обучение младшего школьника……………………………... 12-15
2.1 Модели педагогического общения………………………………….. 12-14
2.2 Общение и обучение………………………………………………….. 14-15
3 Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств…………………………………………………….
16-17
Заключение…………………………………………………………………… 18-19
Глоссарий……………………………………………………………………… 20-21
Список использованных источников……………………………………….
Учебная деятельность и учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива этим не ограничевается. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в школьном коллективе. Коллектив школьников начинает жить многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.
В школьном коллективе существует и разделение обязанностей, и их объединение в единое целое, иначе говоря, существует сложное объединение усилий отдельных детей. В коллективе школьников нет и не может быть, по выражению Макаренко, «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими особенностями и наклонностями занимает свое определенное место
Организуемая школой общественная жизнь детей с необходимостью приводить к формированию среди учащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе. Итак, вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется тот более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективными интересами.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремиться сам определить свое место в коллективе сверстников. Конечно, вхождение в коллектив и формирование социальной направленности личности школьника происходит не сразу. Это – длительный процесс, который протекает под руководством учителя.
Если в коллективе проводится
хорошая воспитательная работа, то
учащиеся по собственной инициативе
помогают друг другу в учебной
работе, следя за дисциплиной, интересуются
не только своими успехами, но и успехами
всего класса. В классе начинает
складываться определенное общественное
мнение, и дети приобретают умение
правильно считаться с этим мнением
коллектива. Очень показательным
для возникновения
Характер товарищеских
взаимоотношений также
На протяжении младшего школьного
возраста, под руководством учителя,
в процессе жизни и деятельности
ребенка в организованном школьном
коллективе, у ребенка развивается
и формируется новая
2 Общение и обучение младших школьников
Обучение в нашем обществе
рассматривается как
2.1 Модели педагогического общения
Общение – это процесс
развития и становления отношений
между субъектами, которые активно
участвуют в диалоге. Речь учителя
является основным средством, которое
позволяет ему приобщить
Если рассматривать общение, как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
- учебно-дисциплинарную
- личностно-ориентированную
1 Учебно-дисциплинарная
модель поведения. Она
- Способы общения: наставления,
разъяснения, запреты,
- Тактика общения: диктат или опека.
- Личностная позиция:
удовлетворить требования
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка.
Традиционно обучение и воспитание
рассматривались как
2 Личностно-ориентированная
модель общения. Цель этой
Данная модель общения
характеризуется тем, что взрослый
взаимодействует с ребенком в
процессе общения. Он не подгоняет
развитие детей, а предупреждает
возникновение возможных
- Способы общения: понимание,
признание и понимание
- Тактика общения:
- Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
В связи с этим, в современной науке и практике все большее значение приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения целей обучения и воспитания.
2.2 Общение и обучение
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего увеличивается время отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: учителями, родителями, другими детьми. Изменяется содержание общения. В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к ним больший интерес, чем к своим сверстникам.
Личность формируется в общении, поэтому каждому человеку приходится строить свою жизнь с учетом действий других людей. Это касается и игры, и труда, и обучения. Вот поэтому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общение, где роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел за тем, чтобы научиться, а другой – чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать.
Учиться общению важно для всех: для учеников, их родителей и для учителей. Знание пиков приоритетов в общении в том или ином возрасте дает возможность внимательным родителям, грамотным педагогам находить верную стратегию общения и во многом избежать конфликтных ситуаций.
Цель педагога в обучении общению детей, прежде всего, заключается в том, чтобы создать ребенку условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых у детей:
- снимался страх перед самостоятельным высказыванием
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации
- прививает навык анализировать
свои поступки и происходящие
события, осознавать свое
- формируется умение ценить свою и чужую работу
- закрепляет чувство радости
от совместного труда и
Занятия строятся таким образом, что каждый ученик «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству и т.д. так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Большинство занятий строятся в игровой форме. К такому виду оказываются готовы и сами дети, и руководитель может более свободно чувствовать себя в условно-импровизированной ситуации. Однако игровая ситуация вносит определенные коррективы в построении общения по предложенным блокам – информационный, интерактивный, перцептивный. Прежде всего, это касается условности, которая и составляет основу любой игры. Условность проявляется и в самом выделении основных блоков общения, а также и в (самом выделении особых блоков общения) подборе игр.
Блоковая структура в
работе педагога – информация –
взаимодействие – восприятие –
позволяет последовательно
3 Развитие эмоциональной сферы
младшего школьника и
В младшем школьном возрасте,
в связи с поступлением ребенка
в школу и вхождением его в
коллектив учащихся, изменяется и
углубляется система
В младшем школьном возрасте
эмоции становятся более длительными,
более устойчивыми и глубокими.
У школьников появляются постоянные
интересы, длительные товарищеские отношения,
основанные на этих общих, уже достаточно
прочных интересах. Но основное, что
характеризует особенности
В основе формирования моральных чувств лежит опыт общественного поведения. Для того чтобы жить и действовать в учебно-трудовом коллективе, надо овладеть более сложными правилами общественного поведения, более сложными нормами общественной морали.
В школе ребенок начинает
жить жизнью коллектива, учебные дела
его класса становятся его личными,
интересы коллектива – его личными
интересами. Жизнь коллектива не может
протекать организованно, если она
не управляется определенными
Моральные чувства и моральные
нормы поведения глубоко
Формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает, прежде всего, школа и правильно организованный школьный коллектив. Благодаря этому, младший школьный возраст и становится у нас периодом интенсивного формирования высоких моральных чувств и убеждений ребенка. Именно в школьном возрасте впервые у детей возникает подлинное чувство долга и ответственности, чувство чести и товарищеской солидарности. Вначале это еще не вполне осознанные чувства, не вполне осознанные убеждения, скорее это непосредственно обобщенный и усвоенный опыт школьной коллективной жизни.
Заключение
Проблема формирования личности ребенка – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
Особенно большое значение
для психического развития ребенка
имеет его общение со взрослыми
на ранних этапах развития. В это
время все свои человеческие, психические
и поведенческие качества он приобретает
исключительно через общение, так
как вплоть до начала обучения в
школе , до наступления подросткового
возраста он лишен способности к
самообразованию и
Эффективное педагогическое общение всегда направленно на развитие у ребенка уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и не эффективным.