Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Эффективное педагогическое общение всегда направленно на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само общение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Актуальным, в частности, в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является ракурс рассмотрения проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. приходит становление человеческой личности и формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3-4
1 Методы изучения и формирования личности младших школьников…... 5-11
1.1 Формирование личности младшего школьника……………………. 5-7
1.2 Общая характеристика младшего школьника……………………… 7-9
1.3 Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………
9-11
2 Общение и обучение младшего школьника……………………………... 12-15
2.1 Модели педагогического общения………………………………….. 12-14
2.2 Общение и обучение………………………………………………….. 14-15
3 Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств…………………………………………………….
16-17
Заключение…………………………………………………………………… 18-19
Глоссарий……………………………………………………………………… 20-21
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

Учебная деятельность и учебные  дела являются тем основным, что  сплачивает школьный коллектив, но жизнь  школьного коллектива этим не ограничевается. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в школьном коллективе. Коллектив школьников начинает жить многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.

В школьном коллективе существует и разделение обязанностей, и их объединение в единое целое, иначе  говоря, существует сложное объединение  усилий отдельных детей. В коллективе школьников нет и не может быть, по выражению Макаренко, «равностояния», здесь складывается целая система  взаимоотношений, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в  соответствии со своими особенностями  и наклонностями занимает свое определенное место

Организуемая школой общественная жизнь детей с необходимостью приводить к формированию среди  учащихся общественного мнения, к  возникновению традиций, обычаев  и правил, которые создаются под  руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе. Итак, вступление ребенка в школьный коллектив  имеет огромное значение для формирования его личности. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного  возраста постепенно формируется тот  более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными  коллективными интересами.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно  стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными  делами своего класса, стремиться сам  определить свое место в коллективе сверстников. Конечно, вхождение в  коллектив и формирование социальной направленности личности школьника  происходит не сразу. Это – длительный процесс, который протекает под  руководством учителя.

Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной  работе, следя за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и успехами всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением  коллектива. Очень показательным  для возникновения общественного  мнения коллектива является изменение  отношения младших школьников к  замечаниям, которые делает учитель.

 Характер товарищеских  взаимоотношений также меняется  на протяжении младшего школьного  возраста. Иногда более близкие  отношения завязываются во время  совместных учебных занятий или  в процессе коллективной игры. Товарищеские отношения становятся  более стойкими, возникают определенные  требования к личным качествам  товарища. То, какие качества ценятся  в товарищах, зависит, от характера  воспитательной работы, которая  ведется со школьниками. 

На протяжении младшего школьного  возраста, под руководством учителя, в процессе жизни и деятельности ребенка в организованном школьном коллективе, у ребенка развивается  и формируется новая направленность личности, выражающаяся как в его  отношении окружающим людям, так  и во всем его поведении.

 

 

   

         2 Общение и обучение младших  школьников

Обучение в нашем обществе рассматривается как подготовка. Поэтому переход к школьному  обучению является переходом к новой  общественно-значимой деятельности, а  вместе с тем и к новому положению  по отношению к обществу. Школьник, в отличие от маленького ребенка, имеет свою важную общественную обязанность  – обязанность хорошо учиться, свой учебный коллектив, свою жизнь в  нем, полную серьезных отношений. При  таких условиях школа действительно  становится центром жизни детей, а учение – их ведущей деятельностью.

 

 

          2.1 Модели педагогического общения

Общение – это процесс  развития и становления отношений  между субъектами, которые активно  участвуют в диалоге. Речь учителя  является основным средством, которое  позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

Если рассматривать общение, как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

- учебно-дисциплинарную

- личностно-ориентированную

1 Учебно-дисциплинарная  модель поведения. Она складывалась  в нашей стране десятилетиями  и несет на себе отпечаток  второй половины 70-х гг. прошлого  столетия, когда целью обучения  являлось вооружение учеников  знаниями, умениями и навыками. Для  рассматриваемой модели общения  характерен авторитарный стиль  общения, где:

- Способы общения: наставления,  разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

- Тактика общения: диктат  или опека.

- Личностная позиция:  удовлетворить требования руководства  и контролирующих инстанций.

В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие  на личность ребенка.

Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых  являлась трансляция учебной информации от педагога к учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких  представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему  в готовом виде. У него формируется  способность самостоятельно овладеть новой информацией, использовать ее в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже  усвоенных. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически  не достигает основной цели образования  – становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной  к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся  условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного  директивного воздействия приобретает  черты зависимости.

2 Личностно-ориентированная  модель общения. Цель этой модели  – обеспечить чувства психологической  защищенности ребенка, доверие  его к миру, радость существования,  формирование начала личности, развитие  индивидуальности ребенка. Для  этой модели общения характерен  диалогический тип общения. 

Данная модель общения  характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в  процессе общения.  Он не подгоняет  развитие детей, а предупреждает  возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование, знаний, умений и навыков является не целью, средством полноценного развития личности.

- Способы общения: понимание,  признание и понимание личности  ребенка, основанное у формирующихся  у взрослых способностей к  децентрации (умение вставать  на позицию другого, учесть  точку зрения ребенка и не  игнорировать его чувства и  эмоции).

- Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной  и нравственной активности детей.

- Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка  и перспектив его дальнейшего  развития.

В связи с этим, в современной  науке и практике все большее  значение приобретает концепция  педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также  методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает  как главный механизм достижения целей обучения и воспитания.

 

2.2 Общение и обучение

С поступлением ребенка в  школу происходят изменения в  его взаимоотношениях с окружающими  людьми. Прежде всего увеличивается  время отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими  людьми: учителями, родителями, другими  детьми. Изменяется содержание общения. В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к  ним больший интерес, чем к  своим сверстникам.

Личность формируется  в общении, поэтому каждому человеку приходится строить свою жизнь с  учетом действий других людей. Это касается и игры, и труда, и обучения. Вот  поэтому так остро сегодня  стоит вопрос о смене самой  формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общение, где роли учеников и учителя находятся  в определенном равновесии: один пришел за тем, чтобы научиться, а другой – чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать.

Учиться общению важно  для всех: для учеников, их  родителей  и для учителей. Знание пиков приоритетов  в общении в том или ином возрасте дает возможность внимательным родителям, грамотным педагогам  находить верную стратегию общения  и во многом избежать конфликтных  ситуаций.

Цель педагога в обучении общению детей, прежде всего, заключается  в том, чтобы создать ребенку  условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в  которых у детей:

- снимался страх перед  самостоятельным высказыванием

- развивается готовность  принять и оказать помощь в  нужной ситуации

- прививает навык анализировать  свои поступки и происходящие  события, осознавать свое отношение  к миру

- формируется умение ценить  свою и чужую работу

- закрепляет чувство радости  от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый ученик «проживает» различные  ситуации, определяя свои способности  к лидерству, к поддержке, к творчеству и т.д. так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает  в себе самые разнообразные стороны  личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

Большинство занятий строятся в игровой форме. К такому виду оказываются готовы и сами дети, и руководитель может более свободно чувствовать себя в условно-импровизированной  ситуации. Однако игровая ситуация вносит определенные коррективы в построении общения по предложенным блокам –  информационный, интерактивный, перцептивный. Прежде всего, это касается условности, которая и составляет основу любой  игры. Условность проявляется и в  самом выделении основных блоков общения, а также и в (самом  выделении особых блоков общения) подборе  игр.

Блоковая структура в  работе педагога – информация –  взаимодействие – восприятие –  позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать  ситуацию, оказывать помощь и поддержку  остальным членам группы.

 

         3 Развитие эмоциональной сферы  младшего школьника и формирование  у него моральных чувств

В младшем школьном возрасте, в связи с поступлением ребенка  в школу и вхождением его в  коллектив учащихся, изменяется и  углубляется система взаимоотношений  его с окружающей действительностью, а потом изменяется и углубляется  его эмоциональная сфера. В младшем  школьном возрасте изменяется общий  характер эмоций – их содержательная сторона, их устойчивость и т.п. в  этом возрасте эмоции связываются с  более сложной социальной жизнью ребенка, с более ярко выраженной социальной направленностью его  личности. В младшем школьном возрасте не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели  место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

В младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьников появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Но основное, что  характеризует особенности развития эмоциональной сферы школьника  и что связанно с его вхождением в жизнь школьного коллектива, это происходящее именно в данный период развития особенно интенсивное  формирование моральных чувств у  ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны  его личности.

В основе формирования моральных  чувств лежит опыт общественного  поведения. Для того чтобы жить и  действовать в учебно-трудовом коллективе, надо овладеть более сложными правилами  общественного поведения, более  сложными нормами общественной морали.

В школе ребенок начинает жить жизнью коллектива, учебные дела его класса становятся его личными, интересы коллектива – его личными  интересами. Жизнь коллектива не может  протекать организованно, если она  не управляется определенными правилами  общественного поведения, если в  ней отсутствует дисциплина, если каждый член коллектива не будет подчиняться  тем требованиям, обычаям и правилам, которые умело, введены учителями  и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением.

Моральные чувства и моральные  нормы поведения глубоко усваиваются  ребенком, становятся для него внутренне  своими только в том случае, если они опираются на содержание его  жизни и деятельности, являются необходимым  условием его бытия и таким  образом приобретают для него конкретный жизненный смысл. Ребенок младшего школьного возраста не только знает, но и непосредственно чувствует, как надо поступить в том или ином случае.

Формирование моральных  чувств и морального сознания ребенка  может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает, прежде всего, школа  и правильно организованный школьный коллектив. Благодаря этому, младший  школьный возраст и становится у  нас периодом интенсивного формирования высоких моральных чувств и убеждений  ребенка. Именно в школьном возрасте впервые у детей возникает  подлинное чувство долга и  ответственности, чувство чести  и товарищеской солидарности. Вначале  это еще не вполне осознанные чувства, не вполне осознанные убеждения, скорее это непосредственно обобщенный и усвоенный опыт школьной коллективной жизни.

 

 

 

Заключение

Проблема формирования личности ребенка – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Особенно большое значение для психического развития ребенка  имеет его общение со взрослыми  на ранних этапах развития. В это  время все свои человеческие, психические  и поведенческие качества он приобретает  исключительно через общение, так  как вплоть до начала обучения в  школе , до наступления подросткового  возраста он лишен способности к  самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Эффективное педагогическое общение всегда направленно на развитие у ребенка уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов  поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и не эффективным.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и формирование у него моральных чувств