Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:19, курсовая работа
Цель исследования – изучение теоретико-методологической базы этнометодологии – будет достигаться путём решения следующих задач:
- выявление предпосылок складывания этнометодологии в самостоятельную область социологического знания
- изучение основных направлений философии и социологии, оказавших непосредственное влияние на формирование взглядов Г.Гарфинкеля
- Изучение и описание творчества Г.Гарфинкеля как родоначальника этнометодологии
- Определение места этнометодологии в системе социологического знания
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения этнометодологии
1.1 Предпосылки становления социологии повседневности
1.2 Феноменологическая философия
1.3 Философия экзистенциализма
Раздел 2. Развитие этнометодологических подходов в социологии
2.1 Феноменологическая социология Шюца как отправная точка в развитии этнометодологии
2.2. Этнометодология Г.Гарфинкеля
2.3 Место этнометодологии в системе социологического знания
2.4 Критика этнометодологии
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения этнометодологии
1.1 Предпосылки
становления социологии
1.2 Феноменологическая философия
1.3 Философия экзистенциализма
Раздел 2. Развитие этнометодологических подходов в социологии
2.1 Феноменологическая социология Шюца как отправная точка в развитии этнометодологии
2.2. Этнометодология Г.Гарфинкеля
2.3 Место этнометодологии в системе социологического знания
2.4 Критика этнометодологии
Заключение
Список литературы
Введение
В середине ХХ века попытка социологов осмыслить рутинную, нерефлексивную, привычную и подчас не замечаемую людьми сферу их существования приводит к формированию и выделению в отдельную область социологического знания нового направления - социологии повседневности. Повышенный интерес ученых к этой сфере способствовал её быстрому развитию и выделению внутри неё различных направлений, одним из которых стала разработанная американским социологом Гарольдом Гарфинкелем этнометодология.
В настоящее время этнометодология находит последователей по всему миру, поскольку современная социология сталкивается с потребностью изучения обыденных действий индивидов. Именно такой повышенный интерес к исследованию норм и правил человеческого поведения в условиях социальной реальности обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования – изучение этнометодологии как одного из направлений социологии повседневности. Предмет исследования – рассмотрение научных воззрений американского социолога Гарольда Гарфинкеля как родоначальника этнометодологии.
Цель исследования – изучение теоретико-методологической базы этнометодологии – будет достигаться путём решения следующих задач:
- выявление
предпосылок складывания
- изучение
основных направлений
- Изучение
и описание творчества Г.
- Определение места этнометодологии в системе социологического знания
Методологическую базу курсовой работы составляют научные работы известных философов и социологов, оказавших влияние на формирование этнометодологического направления в социологии, а также труды социологов, продолжающих работу в данном направлении.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения этнометодологии
1.1 Предпосылки
становления социологии
На этапе формирования социологии центральной проблематикой является проблематика смысла. В начале ХХ века преобладало неокантианское понимание смысла. Неокантианцы выделяют мир ценностей и смыслов в качестве предмета социологического познания. Социология намеренно отказывается от изучения «вещей per se» и ограничивает предмет своего исследования их социальными смыслами. Про смысл, как и про ценность, нельзя сказать, что он «есть или нет». Смысл – не существует, он значит, соответственно, социолог должен решительно отвернуться от мира бытия, мира мыслимых и осязаемых вещей; его задача состоит, прежде всего, в том, чтобы понять, что эти вещи значат.
Отсюда вытекает веберовская модель социального действия: действующий выходит за рамки бытия и обращается к миру трансцендентному, то есть к миру ценностей, в котором находит определённый смысл и воплощает этот смысл в конкретном действии. Например, крестьянин не просто вспахивает землю (практический модус), он спасает свою душу в богоугодном труде (ценностный модус). Согласно этой теории, человек, действуя в социальном мире, не находится в рутинном, нерефлексивном модусе своего существования, и действия, совершённые не рефлексивно, действиями не являются, поскольку не имеют определённого смысла. Таким образом, для классической социологии, как мы видим, приоритетным является мир трансцендентный, далёкий от рутинного бытия.
Как известно, ещё в XIX столетии эта идея неоднократно подвергалась критике: считалось, что науки того времени решали вопрос о человеке слишком абстрактно, поскольку превыше всего ставились материя, дух и бог, отвлечённая истина и др., а человека буквально подчиняли этому общему.
Одним из первых мыслителей, указавших на ограниченность наук XIX века, стал датский философ Сёрен Кьеркегор. По его мнению, у каждого столетия существует своя безнравственность. Безнравственность своей эпохи Кьеркегор усматривал в том, что всякое индивидуальное стремится скрыться, «забыться в общем», а единственно возможным выходом из ситуации представлялось «повернуть» науки, в частности, философию, к человеку, вглядеться в человеческую жизнь, в мир человеческих страданий. «Новый» философ должен понимать процессы выбора человеком своего «Я», а также помочь индивиду найти понятные, близкие ему и неотделимые от него истины.
Творчество Сёрена Кьеркегора не получило широкого распространения среди современников, однако его взгляды стали востребованы уже в начале ХХ века с развитием таких течений как феноменология и экзистенциализм.
1.2 Феноменологическая философия
Идея о кризисном состоянии наук XIX столетия продолжала развиваться: в 1954 году в свет вышла опубликованная уже после смерти работа немецкого философа Эдмунда Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», в которой особое внимание было уделено проблематике жизненного мира. Кризис наук заключался, по мнению Гуссерля, не в самой научности, но в значении, которые эти науки имеют для человеческого существования. Исключительность позитивных наук, о которой говорили во второй половине XIX века, а также их мнимое процветание привели к удалению от проблем, которые были особенно важны для человека. Гуссерль был убеждён, что современной ему науке, науке чистых фактов, нечего сказать по поводу разумности и неразумности поведения человека и окружающего его мира, по поводу человека как субъекта свободного выбора.
Так, в невнимании к жизненным нуждам человека, в отказе от анализа повседневности Эдмунд Гуссерль усматривал кризис европейской науки. По его словам, рационализм науки Нового времени страдает односторонностью, поскольку вытесняет смысловое и духовное начало из области научного познания. Наука не даёт возможности проникнуть в жизненный мир, она, наоборот, подменяет живой человеческий мир миром абстракций. Единственно возможным выходом из кризиса Гуссерль видит создание новой науки о духе, предметом которой будет не что иное, как весь жизненный мир, мир повседневный. Необходимо было изменять научные взгляды, возвращаясь к исходному, то есть к донаучным значениям мира. Только так мог быть восстановлен чуждый научному мир повседневности, рутинный, обыденный мир.
Так зарождается феноменология – альтернативное господствующим в ту эпоху историзму и натурализму философское течение, задачей которого явилось описание не только обыденного явления, но также намерений людей, которые обнаруживаются в различных контекстах. Иными словами, феноменология призвана не только описать какую-либо ситуацию, но и найти элементы, констатирующие её смысл. Более глубокая цель науки заключалась в поиске внутри жизненного мира особых условий, которые делают этот мир возможным и без которых он не может существовать.
Особенность феноменологии как науки состояла в поиске и выработке нового метода, суть которого Эдмунд Гуссерль легко объясняет провозглашённым им лозунгом «Назад, к вещам!». Разобраться в том, что же есть эти «вещи» предполагалось через изучение и описание «феноменов», то есть тех явлений, которые предстают перед нами после ухода от наших воззрений и убеждений, навязывающих нам определённую картину мира и веру в мир вещей. Такой метод, по мнению родоначальника феноменологии, способен помочь постичь не факты, а сущность вещей, а также превратить философию в строгую науку, способную дать верное представление о жизненном мире.
1.3 Философия экзистенциализма
Появившаяся ещё в XIX веке концепция «антропологической» философии, отказавшейся от «диктатуры» абстрактного всеобщего и проповедующей близость к миру конкретного индивида, была достаточно перспективной и нашла горячую поддержку и развитие в целом ряде философских направлений в первой половине ХХ века. Одним из наиболее ярких течений в философской науке стал экзистенциализм. Само название этого течения раскрывает его главную цель: переход от классической «философии сущностей» («essentia») к философии человеческого существования («existentia»). Главным пунктом размежевания экзистенциализма с философией и культурой прошлого был именно вопрос о человеке и его существовании.
Особенностью экзистенциализма как философского направления является понимание человека. Подчеркивая ответственность человека за свои деяния, экзистенциалисты утверждают, что человек сам делает себя и свою жизнь. Преступник сам становится преступником, лжец – лжецом, а подлец – подлецом.
Экзистенциальная философия оказала огромное влияние на европейскую культуру, поскольку её сторонники привлекли внимание к проблеме смысла человеческого существования в трагических и абсурдных жизненных ситуациях, которые ведут к кризису и потере веры в рациональность своих поступков и устройства мира.
Раздел 2. Развитие этнометодологических подходов в социологии
2.1 Феноменологическая социология Шюца как отправная точка в развитии этнометодологии
Под влиянием философских взглядов, в основе которых лежит изучение рутинного мира, мира вещей, формируются взгляды ещё одного представителя социологии повседневности – австрийского философа и социолога Альфреда Шюца. Свою социологию, в центре внимания которой находится сознание, сам Шюц ставит как бы в противовес «традиционной», его социология – это пересечение социологии Вебера и феноменологии Гуссерля. Шюц в своем творчестве так же склоняется к критике позитивизма: он считает неправильным приравнивать природу социальных явлений к природе явлений естественных, природных, поскольку последние не имеют внутреннего смысла. Социальным же явлениям смысл придаёт интерпретирующая человеческая деятельность.
Во многом Шюц опирается на феноменологическую философию Эдмунда Гуссерля, его творчество так же нацелено на понимание социальной жизни или мира повседневности. Именно это понятие является центральным в феноменологической социологии. Повседневный мир (социальный, жизненный мир, повседневность) – это интерсубъективный мир, в котором люди выступают в качестве созидателей жизненной реальности и в то же время сдерживаются созданными предшественниками и сформированными ранее социальными структурами. Жизненный мир наполнен, по мнению философа и социолога, смыслом, который придают ему люди в своей рутинной жизни. Отсюда и главная задача социологии по Шюцу – изучить не реальность мира, а смыслы и значения, придаваемые людьми различным объектам.
Шюц, как и Вебер, оказавший влияние на формирование научных взглядов социолога, использует конструкты. В своей концепции А. Шюц рассматривает конструкты первого и второго порядков – повседневность и научные понятия соответственно. Конструктом первого порядка или знанием первого порядка Шюц называет жизненный мир, состоящий из рутинных действий и языковых конструктов, с помощью которых люди категоризуют повседневный опыт и сообщают о нём. Объекты и явления в конструктах первого порядка воспринимаются посредством характеристик, общих для всей совокупности объектов данной категории. Согласно Шюцу, повседневный мир интерсубъективен, то есть воспринимается индивидом как общий для него и других. Человек приходит в мир, который содержит определённую совокупность знания, разделенного всеми индивидами. Только усвоив эти обобщенные значения, индивид начинает соучаствовать в социальном мире. Таким образом, значения первого порядка – это первое, с чем имеет дело социолог, анализируя социальный мир.
Конструкты второго порядка позволяют интерпретировать и понять осознанные с точки зрения здравого смысла структуры мира повседневности, поэтому задачей социологии является создание идеальных типических конструктов социальных значений, поскольку именно они дают возможность вторично описать ту или иную область социальной жизни. Стоит отметить, что обоснованность интерпретации напрямую зависит от правдоподобности воспроизведения сущностных процессов, из которых складываются анализируемые социальные действия, конструктами второго порядка.
Конструкты первого порядка, таким образом, полностью отражаются конструктами второго порядка, через которые социолог и получает данные о жизненном мире, и в своем творчестве Шюц устанавливает именно связь жизненного мира и научных понятий, повседневности и знания. Он настаивает на том, что объективная интерпретация предполагает согласованность знаний второго порядка с обыденными конструкциями, то есть знанием первого порядка, поэтому типические конструкты должны удовлетворять некоторым требованиям, например, логической строгости, адекватности.
2.2. Этнометодология Г.Гарфинкеля
Одним из студентов Альфреда Шюца был американский социолог Гарольд Гарфинкель. Стоит отметить, что прежде Гарфинкель учился у Толкотта Парсонса, и именно объединение и переосмысление идей этих ученых-социологов дало толчок к складыванию этнометодологии в отдельную область научного знания.
В своих научных изысканиях Гарфинкель приходит к выводу, что социальные взаимодействия нельзя изучить, например, в духе веберовской рациональности или в свете социальных фактов Дюркгейма, поскольку они будут «продиктованы» не общественными ценностями, коллективными представлениями или жизнью общества в целом, а тем, как сами индивиды оценивают и понимают ситуации и обстоятельства, в которых они находятся. Так, оппонируя взглядам Т.Парсонса, Гарфинкель утверждает, что коммуникация индивидов и её интерпретация осуществляются на основе субъективного воспроизведения людьми социального мира и социального порядка. В любой ситуации действия предполагается некий договор о том, какое поведение участников необходимо считать нормой. Такая «норма», в отличие от парсоновской, имеет ситуативные границы.
Информация о работе Развитие этнометодологических подходов в социологии