Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:19, курсовая работа
Цель исследования – изучение теоретико-методологической базы этнометодологии – будет достигаться путём решения следующих задач:
- выявление предпосылок складывания этнометодологии в самостоятельную область социологического знания
- изучение основных направлений философии и социологии, оказавших непосредственное влияние на формирование взглядов Г.Гарфинкеля
- Изучение и описание творчества Г.Гарфинкеля как родоначальника этнометодологии
- Определение места этнометодологии в системе социологического знания
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения этнометодологии
1.1 Предпосылки становления социологии повседневности
1.2 Феноменологическая философия
1.3 Философия экзистенциализма
Раздел 2. Развитие этнометодологических подходов в социологии
2.1 Феноменологическая социология Шюца как отправная точка в развитии этнометодологии
2.2. Этнометодология Г.Гарфинкеля
2.3 Место этнометодологии в системе социологического знания
2.4 Критика этнометодологии
Заключение
Список литературы
По мнению родоначальника этнометодологии Г.Гарфинкеля, реальные социальные проблемы и противоречия возможно выявить только с помощью анализа речевых коммуникаций индивидов, поскольку рационально объясняя свои действия, люди делают их рациональными, тем самым объясняя и упорядочивая социальную реальность.
В этом отношении этнометодология идет вразрез с традиционными для социологии принципами объективности и рациональности.
В конечном итоге мы сталкиваемся с весьма субъективным объяснением социальной действительности, поскольку её объективное содержание сводится к представлению о ней этнометодолога. Тем не менее, изучение обыденного сознания, коммуникаций, взаимодействия приводит к положительным результатам, и знание, полученное с помощью этнометодологических исследований, обусловливает нынешнюю популярность и актуальность этой парадигмы.
2.4 Критика этнометодологии
В сравнении с традиционной социологией, этнометодология позиционирует себя как радикальное направление, ориентированное на построение научной социологии знания. Приверженцы этой теории не раз подвергались критике, прежде всего, за склонность этнометодологии к сведению всего многообразия форм социальной коммуникации к речевому взаимодействию. Кроме того, отмечается ограниченность этнометодологии по причине её чрезмерной сосредоточенности на социальном мире, а также преувеличенного внимания к малозначимому для социологии обыденному сознанию.
Критика этнометодологии основывается на идее о том, что данное направление отстаивает идею упорядоченности повседневной жизни, не обращая при этом внимания на социальную структуру и, следовательно, пренебрегая ограничивающими действия индивидов социальными факторами. Считается, что члены общества с точки зрения этнометодологии, не имеют мотивов и целей действия, поскольку в трудах этнометодологов крайне мало указаний того, почему индивиды хотят или должны действовать так или иначе в конкретной ситуации.
Основательной критике этнометодологию подверг американский социолог Алвин Гоулднер, считавший, что данное направление открывает уже известные всем вещи. В подтверждение своей позиции Гоулднер обращается к одному из экспериментов Гарфинкеля: в час пик в центральной части города исследователь выпускает цыплят, а затем наблюдает за реакцией собравшихся людей и торможением движения. Критик объясняет, что так общество узнает значение, по сути, и так известной вещи: нельзя отпускать цыплят в час пик на улице.
Также критики этнометодологии убеждены, что приверженцы данной парадигмы не учитывают тот факт, что жизнь индивидов протекает в рамках включающей в себя властные различия системы социальных отношений. Многие исследователи закрывают глаза на то, что не признаётся или не учитывается индивидами и полагают, что если индивиды не признают существование каких-либо объектов и событий, то эти объекты и события не оказывают на них влияния.
Заключение
Развитие социологии повседневности в ХХ веке и повышенный интерес ученых к этой сфере оказали большое влияние на формирование этнометодологии – одного из самых ярких, интересных и радикальных направлений современной социологии. Углублённая в изучение правил повседневной жизни людей и призванная изучить методы описания и конструирования повседневной реальности, которые используют акторы в своей жизни, этнометодология стала, по сути, «альтернативной социологией».
Предложив качественно новые методы, такие как анализ разговоров и изучение контекста социальных институтов, основоположник этнометодологии американский социолог Гарольд Гарфинкель изучил и проанализировал вызываемые скрытыми, неосознаваемыми механизмами коммуникации спонтанные изменения в обществе, придя к выводу о том, что смысл каждого социального действия, совершённого актором, возможно понять только в определённом контексте.
В своих экспериментах с нарушением привычного социального порядка, названных впоследствии «гарфинкелингами», исследователь перевернул привычное представление о социологическом анкетировании и интервью и доказал подвижность и локальность социального порядка, а также невозможность его выражения какими-либо жесткими закономерностями. Эксперименты, проведённые Гарольдом Гарфинкелем вместе со своими учениками, пролили свет на то, как люди создают и упорядочивают социальный мир в своём повседневном взаимодействии.
У этнометодологии, как и у любой социологической парадигмы, есть не только последователи, но и критики. Если первые говорят о том, что этнометодология является радикальным проектом создания научной социологии знания, то критики, наоборот, указывают на ограниченность этнометодологии по причине её чрезмерной сосредоточенности на социальном мире, а также преувеличенного внимания к малозначимому для социологии обыденному сознанию.
Рассмотрев истоки формирования этнометодологии, а также проанализировав творчество её создателя, Гарольда Гарфинкеля, можно смело судить о том, что данное направление, занявшее определённую нишу в системе социологического знания, оказывает огромное влияние на развитие современной социологической мысли.
Список литературы
Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишке: Издательство «Одиссей», 1997.
Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
Добреньков В.И. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. – Раздел “Феноменологическая социология”
Ионин Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии. А. Шюц и этнометодология. В кн.: История теоретической социологии. Том 3. М.: Канон, 1998.
ИонинЛ.Г.Социологиякультуры.- Москва, 2000.
ИонинЛ.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1978.
Ритцер Дж. Современные социологические теории 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
Сериков А. Е.Социология: Курс лекций. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003.
Фролов С.С. Социология.М.: Наука, 1994.
Информация о работе Развитие этнометодологических подходов в социологии